Во вторник 21 мая судья Пресненского суда Елена Абрамова продолжила рассмотрение дела № 01-0029/2019 бывшего замначальника управления «Т» Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД РФ Дмитрия Захарченко.
«ВАЖНЫЙ СВИДЕТЕЛЬ – ЯСНОВИДЯЩАЯ ИЗ СИЗО»
Пресненский суд. 12.00.
Напомним, что на прошлой неделе гособвинитель Милана Дигаева попросила приговорить полковника к 15,5 годам строгого режима и штрафу – полмиллиона рублей, лишить его звания офицера полиции и госнаград.
И теперь с ответным словом – с монологом о несостоятельности обвинения - третье судебное заседание подряд выступает сам Захарченко.
Коллеги уже подсчитали – по продолжительности речи он побил и продолжает бить многие рекорды (подробнее см. «Не при Берии же живем»: хотелось бы доказательств», «Генерал МВД России на побегушках у взяткодателя-иностранца. И оба – под госзащитой»). Кстати, он не строит из себя «невинную жертву», признается в своих речах, что «не ангел». Но просит, если уж судить, то за содеянное и доказанное, а не за чужое или то, чего не было.
На этот раз он точечно прошелся по свидетелям обвинения. По его словам, многие из них – Тищенко, Третьяков, Кондратов, следователь СК Дротьев и другие в суде «опровергли свои показания, якобы данные следователям, и попросили считать нынешние заявления более полными и правдивыми».
Захарченко: «Свидетельница ясновидящая и гадалка Нонна Михай полностью опровергла показания сестер Марчуковых, с которыми духовно была очень близка. Лариса и Галина Марчуковы утверждали, что я 14 января 2016 года во время личной встречи предупредил их об обыске по «Электрозаводу», а Михай заявила, что я это сделал по телефону, перепутав дело «Электрозавода» с делом «Нота-банка». О чем это говорит? О том, что все они говорили неправду».
Полковник даже поиронизировал по поводу «важной свидетельницы обвинения» – «медиума с четырьмя классами образования, сравнивавшей себя с матроной Московской, ныне отбывающей срок за хищения в «Нота-банке».
«Как же она в СИЗО-6 попала, если она ясновидящая? Куда она смотрела? – удивлялся полковник. - Следователям Михай призналась, что оказывала оккультные услуги, чтобы Захарченко не попал в тюрьму. И это о человеке, который сидит в клетке и которого она никогда в жизни не видела... А также большой вопрос, можно верить показаниям сестер, пользующихся услугами цыган Российской федерации?»
Он попросил суд отнестись к показаниям Нонны Михай и сестер Марчуковых критично.
Л. Марчукова
Далее подсудимый подробно проанализировал «доказательства обвинения», якобы он пользовался скидочной картой №13545 ресторанов «Ла Маре».
Захарченко: «В материалах дела есть некая выписка операций по карте. И хотя выступавшие в суде эксперты подтвердили, что она не является финансовым документом, по ней нельзя сделать достоверный вывод, кто пользовался картой, нет чеков и прочей первичной документации, почему-то именно этот псевдо-документ стал основанием обвинять Захарченко в получении имущественной выгоды (взятки) на сумму более 3 миллионов рублей. Сейчас посмотрим, чем это подтверждается?»
В течение четырех часов он сравнивал время транзакций с биллингами своих телефонов и в конце каждого конкретного обсуждаемого дня звучало резюме: «Телефонные соединения четко говорят о том, что в момент оплаты счетов в «Ла Маре» моя трубка находилась в другом месте, а не в «Ла Маре», причем на большом расстоянии, что подтверждает, что я в ресторане в этот момент не был, счета не оплачивал и не мог оплачивать. Именно это подтвердил в суде эксперт Дубровский».
Бывший полицейский напомнил суду, что не он, а следствие должно было доказывать его причастность и к карте, в том числе, но оно этого не сделало.
«Что мы имеем? По преступной группе с Сениным – ничего не доказано, по взяткам – ноль, по Марчуковым – тоже все опровергается. Но я сижку в клетке и сам вынужден оправдываться и доказывать, что не виноват, хотя это очевидно».
Заканчивая свое выступление, он подчеркнул, что ему совершенно не хотелось испытывать терпение и нервы присутствующих и столько часов все подробно анализировать.
«Но к сожалению, я поставлен в такие условия. Мне вменяются особо тяжкие преступления, к которым я не имею отношения. Это не мое! Я сам первый за справедливость. Если виноват – жестко наказать. А на мне почему-то сразу «крест» поставили и заранее сделали виноватым. Поэтому я прошу, ваша честь, принять объективное решение. Ведь человек, когда его пытаются утопить, хватается за соломинку, надеется, что его услышат, верит в справедливость… Вот и я – верю».
Часы показывали четверть десятого вечера.
«Прошу выступать адвокатов», - суровым голосом объявила судья.
КРЕСТОВЫЙ «АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ ПОХОД»
Выйдя к трибуне, адвокат Юрий Новиков в шутку связал три одновременно произошедших события – инаугурацию президента Украины, финал «Игры престолов» и этот судебный процесс.
«Их объединяет, - сказал он, - широкое внимание общественности, по аудитории – это соизмеримо. И еще: в первых двух случаях победил кандидат, в которого не верил никто. В этом я вижу очень хороший знак – есть шанс, что и Дмитрий Викторович в итоге тоже выиграет, хотя в него никто не верит».
«Я верю!», - напомнил громкий голос Захарченко из клетки.
«Начинающим адвокатам, - продолжил Новиков, - обычно советуют: перед прениями: тщательно изучайте материалы дела и сердце само подскажет, что говорить. Именно этим советом, как мы видим, воспользовался подсудимый и в целом все сказано им по делу, очень профессионально и аргументировано. Нам, адвокатам, осталось лишь перейти от анализа доказательств к анализу права».
Он отметил, что стал защищать Захарченко через несколько часов после его ареста и рассказал о событиях первых дней.
«8 сентября 2016 года проводились обыски в его кабинете, автомашине «Акура». И речь шла только о его возможной причастности к преступлению по 294-й статье - о вмешательстве в расследование по «Электрозаводу».
По его словам, в тот момент «звучали сестры Марчуковы, «Электрозавод», но ни о какой коррупции речи не было вообще. Все рапорта сводились к формальному перечню объектов недвижимости, в которых, по мнению оперативных сотрудников, нужно проводить обыски.
Новиков: «Ближе к утру 9-го на квартире сводной сестры Захарченко была обнаружена большая сумма денег – те самые 8,5 миллиарда рублей в разной валюте. И все – после этого жизнь полковника резко изменилась. В этот же день было возбуждено уголовное дело по факту получения взятки от Пшегорницкого. Это уголовное дело год расследовалось, но в суд так и не было направлено».
Адвокат подчеркнул, что именно после обнаружения миллиардов следствие стало рассматривать это дело как «крестовый антикоррупционный поход».
Новиков: «Сразу в СМИ появились публикации (а по сути дезинформация), что Захарченко отъявленный коррупционер, чем ему умышленно создавался ореол криминальной славы. После этого мы узнали, что, оказывается, с 2014 года в отношении него, Сенина велись оперативно-розыскные мероприятия по факту возможной передачи Дуссом взятки. Мы стали задаваться вопросом: если проводились мероприятия, почему это не было пресечено?»
Очень важно, отметил адвокат, что Захарченко не был коррупционером до момента обнаружения денежных средств. И кто бы что ни говорил, «какие бы ОРМ-мероприятия ни проводились, не было задокументировано коррупционных преступлений со его стороны».
«Ваша честь, это преамбула к моему выступлению, - обратился к судье Новиков. Время позднее - до 22.00 я много сказать не успею. Прошу дать возможность полностью сказать свою речь на следующем заседании».
«Хорошо», - согласилась Елена Абрамова.
НЕСКОЛЬКО РЕПОРТЕРСКИХ МЫСЛЕЙ ВСЛУХ
Как человек, который присутствовал почти на всех заседаниях «от звонка до звонка», а затем прослушивал аудиозаписи выступлений, попробую высказать несколько своих личных наблюдений и умозаключений.
Тем, кто «поглядывает» за этим процессом по телеку или новостным сайтам, может показаться, что наше издание пишет какую-то ангажированную чушь. Мол, дело ясное – «полковник полиции, борец с коррупцией сам попался на миллиардных взятках, взят с поличным, следствие его полностью изобличило, свидетели все подтвердили и вот вам реальное обещание главы государства «начать посадки коррупционеров» - в действии». Мол, «надо его побыстрее законопатить в Сибирь - честному народу на радость, таким же – в назидание, и стране легче задышится».
Честно могу сказать, что судебный репортер FLB пришел на первое судебное заседание Пресненского суда именно с этими мыслями. Но вникая в материалы дела, изучая собранные доказательства, слушая свидетелей (в том числе обвинения) и гособвинителя, выступления Захарченко и его защиты, наблюдая за атмосферой вокруг процесса и в зале суда, со временем понял, что «пазлы» не складываются и вырисовывалась иная картина.
В этом деле не все так ясно и гладко. Как минимум.
Ну, например:
1. Полковник действительно не был в сентябре 2016 года взят с поличным – он вообще был задержан по другому делу, как подозреваемый.
2. Самое интересное. 8,5 миллиардов, которые, благодаря «утечкам из компетентных источников» (это еще называют «сливом», а издания, которые подобное публикуют, не проверяя, - «сливными бачками») намертво срослись с Захарченко, самим следствием ему не инкриминируются и в качестве вещдоков по данному уголовному делу не проходят. Более того, в деле есть документ – постановление СК о том, что все (!) так называемые «изъятые денежные средства Захарченко» к нему отношения не имеют. Это обнародованный в Пресненском суде официальный документ, снимающий все финансовые вопросы к полковнику, но не к следствию. Что это за миллиарды, кому они принадлежат – это ведь не иголка? Куда они делись и с какой целью «стрелки перевели» и до сих пор «переводят» на Захарченко?
3. Ни на один из этих вопросов пока ответов нет.
4. Бывшему полицейскому вменяют не миллиарды, а две взятки - 800 тысяч долларов и скидочную карту. Но этих денег в деле нет, самой карты №13545 нет, свидетелей передачи денег, карты, того, что полковник ею пользовался, – тоже нет.
5. Конечно, можно допустить, что Захарченко – великий комбинатор и конспиратор. Но чтобы человек был несколько лет «под колпаком» ФСБ (а он был – это есть в материалах дела), его серьезно под грифом «совсекретно» «пасли» и вдруг – совсем ничего не нарыли… Как минимум, странно.
6. Обвинение строится на показаниях тунисского бизнесмена Дусса Мехди и генерала МВД России Алексея Лаушкина. Первый – не раз был уличен в налоговых нарушениях, платил миллионные штрафы. Он (или его подчиненные) уничтожили все финансовые документы (улики против Захарченко) по скидочной карте сети ресторанов «Ла Маре», и это прозвучало в суде.
Второй – известная в некоторых кругах «одиозная личность», о меркантильности и «готовности решать вопросы определенного рода для бизнесменов» ходят легенды. (На заседания долго ходила женщина, которая всем журналистам в красках рассказывала, какой «Алексей Сергеевич Лаушкин - двуличный и страшный человек». Она хотела выступить в суде, но ей не разрешили. – FLB.)
Но не это главное. Они заявили о даче взятки (на минуточку!) не в 2014 году, когда этот факт, по их словам, имел место, а в… 2017-ом. Первый якобы отдал 800 тысяч долларов второму для передачи их через полковника Сенина Захарченко, но дошли ли они хотя бы до Сенина – неизвестно. Их показания не стыкуются, противоречат друг другу. В материалах дела их слова ничем не подтверждены. У обоих есть мотив – самим уйти от уголовной ответственности.
7. Есть мотив и у следствия. Захарченко к тому времени отсидел в СИЗО «Лефортово» по недоказанному делу 8 месяцев. Отпускать его, расписавшись в собственной некомпетентности? На фоне «скандала с миллиардами», о которых уже было доложено директору ФСБ и даже президенту, это было смерти подобно... Что показательно, «добровольно признавшихся в даче взятки» (почти три года спустя!) Дусса и Лаушкина тут же взяли под госзащиту.
8. Когда озвучивали вещдоки (включали «прослушку» ФСБ), появилась надежда, что сейчас наконец прозвучит то, что полностью изобличит полковника-коррупционера. Приносили колонки, ставились диски и… Невероятно, но там никакого компромата и «криминала» в помине не было - обычная бытовуха и ничего такого, чтобы закричать: «Ага, попался!» Зачем озвучивали – непонятно. Журналисты, обсуждая это, потом, хохоча, признавались, что, если бы их прослушивали, они – по таким критериям – давно наговорили (в основном, дурачась) на «сорок сроков».
9. Оставался шанс, что гособвинитель - полковник юстиции Милана Дигаева - приберегла свои главные козыри напоследок. Кстати, ее двухчасовая речь в прениях наверняка произвела бы сильное впечатление на тех, кто пришел в суд впервые и за процессом не следил. Но для остальных… Там был обычный набор общих «деревянных» фраз – мол, «вина полностью доказана, Захарченко изобличен, свидетели это подтвердили, вещдоки тоже» и так далее.
В пресловутые 30-е советские годы именно с такими формулировками и точно также, не утруждая себя доказательствами, людей ставили к стенке или отправляли в лагеря, не особо заботясь, что они при желании сгодятся для каждого, даже самого законопослушного.
Но на дворе, извините, 21 век супертехнологий, интернета. В зале, в конце концов, сидят люди с ушами и глазами. Они тоже очень хотят, чтобы пересажали коррупционеров, но обвинения должны подтверждаться железной фактурой, а не догадками и версиями.
В этой связи очень любопытно, что будут говорить адвокаты и что решит суд.
Следующее слушание - в четверг 23 мая.
P.S. Мы писали об этом громком деле (см. «Плохо, когда мужики мужиков снимают!» https://flb.ru/2/3240.html и «Расстреляйте тогда Захарченко! Пусть порадуются те, кто сфабриковал это дело!» https://flb.ru/2/3244.html ,. «При задержании оперативники ФСБ пообещали, что я сгнию в тюрьме!» https://flb.ru/2/3305.html , «ДНК-экспертиза показала: полковник Захарченко 8,5 млрд не касался» https://flb.ru/2/3327.html , «Почему занервничал гособвинитель по делу «полковника-миллиардера»? https://flb.ru/2/3369.html , «Дело «полковника Захарченко»: сотрудники ФСБ потеряли диск с «прослушкой» https://flb.ru/2/3443.html , «Хвастался своей «крышей» в спецслужбах и тем, что его скидочные карты у Пескова и Лаврова» https://flb.ru/2/3451.html , «2 млрд рублей компании «Электрозавод» украли через «фирмы-помойки и однодневки». Но дело закрыли. И вот я в клетке!» https://flb.ru/2/3467.html , «Бросили в камеру к шести чеченцам и прессуют, выбивая показания» https://flb.ru/2/3475.html , «Хотите, я найду беглого фээсбэшника Сенина?» https://flb.ru/2/3493.html , «Прослушка» истерики любимой женщины – как доказательство вины «коррупционера» https://flb.ru/2/3525.html , «Меня выпускать было нельзя – о найденных миллиардах уже доложили директору ФСБ и президенту. Пришлось фабриковать дело» https://flb.ru/2/3531.html , «Сказали: оговорю Захарченко - пойду свидетелем. Потом в СИЗО били по голове…» https://flb.ru/2/3548.html , «Дело «полковника-миллиардера»: как «спереть» 350 миллионов и остаться на свободе» https://flb.ru/2/3557.html , «За «полковника-миллиардера» обещали похлопотать перед директором ФСБ Бортниковым. «Если всех сдаст» https://flb.ru/2/3571.html , «Не при Берии же живем»: хотелось бы доказательств» https://flb.ru/2/3656.html , «Генерал МВД России на побегушках у взяткодателя-иностранца. И оба – под госзащитой» https://flb.ru/2/3662.html).