Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь.
ЕСТЬ СЕМЬИ, КОТОРЫЕ ЗАРАБАТЫВАЮТ ПО 70.000 КРОН В МЕСЯЦ
2 июля 1977 г. С 27 июня по 1 июля был в Праге. На теоретической конференции, где Б.Н. читал наше «Некоторые вопросы теоретической работы КПСС за 60 лет». 67 компартий, 10 партий из «третьего мира». Выступило 67 делегаций. Поглощённый текучкой, человек «изнутри» может ничего и не заметить: собираются, говорят тысячу раз сказанное. Реальная жизнь присутствует (далеко не у всех) в виде информации о своей стране. Но стоит чуть-чуть вдуматься в характер спектакля, чтоб увидеть ничтожность его сути. Ведь сборища эти устраиваются, чтоб самим фактом показать, что МКД, как явление международное ещё существует. Но уже самим этим они, эти сборища, обречены быть оборонительными мероприятиями против тех, кто думает, что МКД мешает деятельности партий у себя дома, и против тех, кому просто надоела эта затянувшаяся игра в «большую силу».
Один итальянец (автор «Истории ИКП») пытался оригинальничать – критически и творчески подойти к советскому опыту. Но, во-первых, оригинальности никакой нет, так как всё, что он (и вся ИКП – «еврокоммунисты») говорит по этому поводу – многократно забываемые и вновь возрождавшиеся «идеи» Каутского-Троцкого, первых «диссидентов» типа Ф. Раскольникова, антисоветчиков 30-50-60-70-х годов. А, во-вторых, поскольку все понимали, что участвуют в игре, неприятно и оскорбительно показалось, когда один стал выпендриваться и делать вид, что он в этом не хочет-де участвовать.
На 70% - трёп, причём школярский, особенно со стороны деятелей, которые недавно прошли Ленинскую школу в Москве и очень давно не бывали в своих странах. Но были – чисто интеллектуально – и любопытные яркие ходы мысли. Главное же – кроме упомянутой идеологической демонстрации – никому это ничего не может дать, с точки зрения продвижения хотя бы на шаг реальной политики коммунистов.
Прага в основных своих «исторических» и знакомых чертах почти не изменилась. Только вся перерыта из-за метро, которое строится много лет. Но не только из-за метро, а из- за необходимости восстановить жилой фонд, сохранив традиционный вид улиц... Однако, пражане всё равно валят всё на Советский Союз, которому, видите ли, «понадобилось строить метро у нас»...
В редакции ПМС (журнал «Проблемы мира и социализма») из советских почти не осталось знакомых, а из чехов – много тех, кто 20 лет назад туда пришли, и выглядят, будто время остановилось... Зародов (шеф-редактор) успешно суетится, но в силу «логики» то и дело оказывается не в ладу с пономаревской тактикой: например, пригласил египетских коммунистов, а Б.Н. (Пономарёв) запретил ему давать им слово, так как Брежнев недавно принимал Фахми...
Биляк (член президиума ЦК КПЧ). Несколько раз появлялся на нашей «вилле», показывая близость вообще и Пономарёву. Даже свозил нас за город – в Ботанический сад и ресторан, где до часу ночи пел словацкие песни, танцевал и рассказывал рискованные анекдоты. Даже Б.Н. удивился: «Не ожидал, говорит, что он может быть такой»... Этот угрюмый и злобный даже на вид человек. Наверху у нас его очень любят, но по моему и по мнению Зародова, это большая сволочь, нас он «любит» только, чтоб держаться на плаву и пролезть в «первые».
Сам вечер в этом ресторане. Дуэты Пономарёва-Биляка. Умора. Ощущение безысходной и непреодолимой, давящей пошлости и бестактности.
Во время проводов Богуш (зав. сектором соцстран) поведал нам о трёх проблемах, которые подтачивают сейчас Чехословакию.
1. Раскол в рабочем классе. Рабочие заводов честно вкалывают свои 7 часов. Но по численности их давно превзошли рабочие сферы обслуживания. Здесь – коррупция, воровство, шельмование, открытый обман и работа налево. Получают в результате минимум в 1.5-2 раза больше, чем заводские, а многие – во много раз больше. Все всё видят. Заводские пишут и говорят: давайте обсудим это, мы не за то, чтобы в газетах полоскали эту проблему на весь мир, но давайте по-партийному, между собой. Нельзя ж ведь так... Реакции никакой.
2. Национальный вопрос. Словаки совсем обнаглели. Они теперь и богаче и благополучнее, и все ключевые места в Республике, в Праге – у них. Мы, чехи, за то, чтобы словаки были в центральных органах. Но мы против того, чтобы словацкие деятели имели по две квартиры – в Праге и в Братиславе. Приезжали сюда на два дня, отдавали распоряжения и возвращались домой. Это тоже все видят и «ненавидят»!
3. Молодёжь. За 10 лет после 1968 года было 10 выпусков школ и 10 выпусков вузов. Учили их выпуски «люди 1968 года». Мы их тогда не могли выгнать, потому что это означало бы – закрыть школы и университеты. И они учили: не провоцируя, не высовываясь, учили быть националистами и антисоветчиками, учили ценностям западной демократии и т.п. Плюс каждодневное воздействие (радио, TV) пропаганды западного образа жизни! В результате молодёжь ушла от партии. Это «не наша» молодёжь. И главная черта её индивидуальной психологии – антисоветизм.
Существует организованное подполье. Имеем доказательства. Оно – не такое уж малочисленное, если учесть полмиллиона исключённых из КПЧ в 1969 году. Вместе с их детьми, родственниками, друзьями и знакомыми они составляют приличный процент 14-миллионной Чехословакии, причём едва ли не наиболее активного населения.
По оценке Зародова (много он мне шептал на ухо разностей такого рода) – в обществе созрели огромные силы недовольства, пассивного, бурчащего, ненавидящего, издевающегося по-швейковски. Оно не взорвётся «восстанием», но оно может породить ситуацию, с которой никто не будет знать что делать: ситуацию социально-политического тупика. Зародов считает, что «наверху» это отлично понимают. И этим он объясняет подчинение всей политики одному – экономить в государственном бюджете каждую крону, держать «на уровне» хозяйство, грубо говоря, заливать жиром болезнь общества. И пока это так, недовольство не примет опасного выхода.
Живут они, действительно, богато. Магазины ломятся. Товары много приличнее наших, хотя и заметно отстают от Запада. Но контраст качества и ассортимента между чехами и нами куда больше, чем контраст между ними и, например, ФРГ.
Невероятно разбогатела деревня. Тот же зав. сектором Богуш рассказывал мне, что недавно побывал в своих родных краях (Северная Моравия). Есть, говорит, семьи, которые зарабатывают по 70.000 крон в месяц (7 тысяч рублей). У них уже не дома, а настоящие виллы – с двумя гаражами, с цветными телевизорами, с лучшим хозяйственным оборудованием и наимоднейшей мебелью. И это уже не исключительное явление, а становится типичным в наиболее благополучных сельскохозяйственных областях.
Богуш говорит об из рук вон скверной работе нашего посольства. От Мацкевича (посол) он вообще ничего не ждёт. Все, говорит, у нас знают, что он получил хорошую синекуру. А его супруга распространяет версию, будто Брежнев сказал: «Вот неси карту, тыкай пальцем, куда хочешь поехать послом, и ты там будешь».
Мацкевич демонстративно манкирует своими элементарными обязанностями. Он либо лечится, либо на охоте. Последнее – притча во языцах. «У нас говорят: посол поехал знакомится с... природой Чехословакии» (а не с Чехословакией).
Беда, говорит Богуш, что вы там, в Москве, не имеете объективной информации. А посольские ниже рангом... Они ведь тоже не знают положения или сознательно закрывают глаза. Да и что могут знать, если они общаются только с людьми протокола. Тот же Фоминов (советник по партсвязям), который хоть и из вашего ЦК, ни разу не пригласил к себе домой рабочего, партактивиста, не имеет ни связей, ни знакомств в народной среде. Потому, что экономит кроны, потому, что он равнодушный, ему здесь хорошо и безбедно. Он сам хвастает, что с удовольствием прожил бы в Праге ещё пять лет. Конечно, он заинтересован, чтоб всё было тихо, чтоб никого не задеть, чтоб без скандала и обострений...
Зародов мне говорил, что у него, Зародова, очень большие связи в различных кругах Праги. К нему идут жаловаться, «информировать», передавать всякие интимные дела, сплетничать. Я, говорит, писал несколько раз о подноготной, острой, злой, интриганской борьбе в верхушке КПЧ и правительства. Но Мацкевич задерживает мои телеграммы. Он не имеет права это делать. Но, если я начну шуметь, он меня быстренько съест. Что мне – больше всех надо?!
Вот, пожалуй, главное о Праге.
ПО «ФИЛОСОФИИ» ГЛАЗУНОВ – ЭТО СОЛЖЕНИЦЫН НА ХОЛСТЕ
2 июля 1978 г. Был на выставке Глазунова. Впечатление разочаровывающее, даже по сравнению с тем, что ожидал (по рассказам других уже было представление более или менее адекватное). По «философии» – это Солженицын на холсте. Причём, в поразительно откровенной форме. Он – из тех, кто не хочет оставаться непонятным. В центре – «Возвращение блудного сына». Откровенно, я не ожидал, что антисоветский смысл так прямо, в центре Москвы, при тысячных скоплениях народа, может демонстрироваться. Но написана она вульгарно, плакатно, приёмами, которые на Западе давно уже заезжены, а у нас – в новинку и эпатируют неискушённую публику. Однако, есть (в рамках той же философии – «что сделала советская власть с прекрасной Россией!») и художественно сильные вещи: «За ваше здоровье!», «Метель», «Лошадь» и слабее, но нахальнее – «Лестница», «Портрет нашей лифтёрши».
Всё же «былинная» и «историко-иконографическая» Русь (Иваны Грозные, Годуновы, убиенные царевичи, князь Игорь и многочисленные Рублёвы) – пошлость невероятная и по исполнению, и по «информативности». А «мысль» здесь та же: это просто иллюстрация к «программным» картинам.
«Знаменитые» портреты – все на один манер, с одинаковыми «глазуновскими» глазами. Иллюстрации к Достоевскому, Лескову, Мельникову-Печерскому – все вторичны или даже третичны. Да и вообще – ходишь по залам (400 штук все таки) и не покидает ощущение, что ты уже не раз всё это видел – и эту манеру, и эти образы, и эти сюжеты, и даже набор тем.
А в целом он сделал большую пощёчину минкульту, который умылся и вынужден был всенародно признать, что у нас всё возможно, если ты прямо не выходишь на улицу и не кричишь: «Я против советской власти» или, если ты не выставляешь абстракционистскую мазню, (которая, впрочем, абсолютно безвредна, так как никому не понятна, но она шокирует таких «девственниц», как Попов (зам. минкульта) и ему подобных, потому что ещё Сталин запретил всё это). Глазунов взял полный реванш за то, что ему тот же Попов не дал выставить на «Кузнецком мосту» свой «XX век».
Я лично не против того, чтоб выставляли что угодно. Но я против того, чтобы «Правда», напечатав в общем хвалебную статью о выставке Глазунова (явно делая вид, что ничего не происходит и засоряя мозги своими вздорными интерпретациями замыслов художника) затыкала рот настоящему обсуждению в других газетах и не только в газетах. Впрочем, это беда более общего порядка. Вчера в «Новом мире» прочитал статейку об отношениях между Пушкиным и Чаадаевым. Там ведь процитирован Александр Сергеевич: нет, мол, в России общественного мнения. Смотря что под этим понимать сейчас, может оно и есть, но как с ним обращаются! Уж в сфере-то художественной, наверно. Можно было бы и открыто поговорить. Ведь с Глазуновым как раз тот случай, когда в угоду Хельсинки официальные власти сознательно прикрывают пошлятину (а Васька слушает, да ест), больше того, - солидаризуются с нею, вводя в полное смятение «публику».
Многотысячные толпы продолжают день и ночь стоять у Манежа. А когда я был (во время «выходного» на выставке, пустили большую группу учителей – участников Всесоюзного съезда, да ещё из Совмина экскурсию около 200 человек) – эти провинциальные учительницы ходят от картины к картине с квадратными глазами, добросовестно хотят не верить в то, что видят (так как официально позволено и в «Правде» оценено!) и оказываются в состоянии полной растерянности. Однако, ещё хуже будет, если до верха дойдёт (например, какой-нибудь Андрей Михайлович заглянет в Манеж... И начнёт ходить дубинка. Не поглядят и на Хельсинки.
«ОЦЕНКИ» ПОЛОЖЕНИЯ В КОМПАРТИЯХ СТОЛЬ ПРИМИТИВНЫ И ПОШЛЫ, ЧТО ПРОТИВНО
2 июля 1984 г. День тяжёлый. В который раз перекраивал доклад для Пономарёва в Прагу. А шифровки всё идут, а ТАСС и газеты всё пишут, - и инициативы всякие появляются. И меняется (обновляется) не только фактура, но и нюансировка политико-пропагандистских формул и заходов (оборотов речи). А он всё норовит демонстрировать своё личное участие в подготовке «своих» речей. Сегодня собрал всех консультантов и замов и полтора часа болтал чепуху. В том числе в пятый, по крайней мере раз, я услышал, как он лет пять тому назад возил Берлингуэра (лидер итальянской компартии) по Крыму и убеждал, что социализм у нас есть и что поэтому надо бороться против антисоветизма. «Оценки» положения в мире и в компартиях столь примитивны и пошлы, что противно. Полторы дюжины умных, образованных, осведомлённых людей внимали этому трёпу, как откровению, которое должно быть положено в основу его докладов в Праге. Я подумал: если бы действительно на таком уровне готовили ему тексты, что было бы! Впрочем, не прошло бы. Он разбирается в том, что хорошо и что плохо сделано. Даже сам любит употреблять оценки: «убого», «примитивно» и т.п.
Завтра опять всё сначала. И вот сейчас читаю в «Монде» убийственную статью Андре Фонтена «ФКП между государством и революцией» и всё отрываюсь, чтоб записать приходящие «интеллигентные» мысли для включения в пономарёвский текст. Так и все мы: лучшее, на что мы можем «в данном контексте» – ему. Впрочем, другие успевают и для себя. А для него (и для меня, как промежуточной инстанции) – не всё самое лучшее.
2 июля 1985 г. Приятно было узнать, что в Отделе мой доклад на теоретической конференции прозвали «ленинградской речью», в подражание горбачёвской речи, которую он произнёс 17 мая.
См. предыдущую публикацию: «На другой день после последнего в истории заседания Политбюро ЦК КПСС. Ново-Огарёво. Вытащили большой стол к берегу Москва-реки, поставили на краю обрыва. Официанты принесли коньяк и закуску. Что было в Кремле 1 июля в 1972, 1985 и 1990 годах».