Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь.
ЗНАТНЫЙ ТУРИСТ
26 июня 1985 г. Вчера был мой доклад на теоретической конференции в Отделе об МКД (международном коммунистическом движении) в зоне развитого капитализма. Говорил я около часу. Был откровенен и подал себя как есть, хотя, конечно, много вопросов (на которые нет у нас ответов... настоящих, я имею в виду) остались за бортом. Мне самому показалось, что заинтересовал и даже взволновал.
Сегодня посыпались отзывы. Лариса заявила: «Анатолий Сергеевич, все ребята потрясены вашим докладом, говорят, что с этого момента начинается новое отношение к коммунистическому движению в КПСС». Лисоволик сказал, что правда, в конце концов, побеждает. Рыкин был сдержан (видимо, оглядывался на представителя парткома, который ограничился заявлением, что я сделал нестандартный доклад), но пожимая руку, сказал, что доклад интересный. Брутенц сказал, что покорила откровенность и реализм, которых мы не слышали с этой трибуны. Много серьёзных вопросов, но что с ними делать, мы, мол, не знаем.
Сегодня, выступая в прениях Иваницкий заявил, что конференция «продолжалась» и вчера в коридорах, и сегодня утром за завтраком, и в рабочих кабинетах, и в столовой за обедом. Некоторые, мол, говорят, что Черняев драматизировал ситуацию, «утрировал». Я не думаю, что это так. В нашем закрытом кругу только так есть смысл говорить.
Было шесть выступлений. Все, за вычетом самонадеянного му…ака Кудинова, очень высокого уровня, временами по-моему, превосходившего уровень доклада. Была и скрытая полемика: докладчик де сделал перекос на объективные причины. Но большинство говорили в духе моей тональности, соглашались с моей постановкой главных вопросов. Народ у нас весьма грамотный и в большинстве своём – давно уже преодолевший догматическую ортодоксию. Словом, я доволен, что так всё прошло. Но круги пойдут и через партком, и через другие отделы, и через Пономарёва, которому, конечно, не понравился бы мой доклад, тем более, что он выглядит чуть ли не вызывающим контрастом его докладу по итогам апрельского Пленума на партсобрании в конце мая.
Александров (Андрей Александров-Агентов, помощник по международным делам всех Генеральных секретарей ЦК КПСС, начиная с Брежнева – прим. FLB) поиздевался надо мной по телефону за материал к беседе Горбачёва с Трюдо (бывший премьер Канады). Может быть, за дело, хотя явно, чтоб доставить себе удовольствие.
Загладин меня предупреждал, что Горбачёву нужны не текстовые памятки для зачтения, а набор мыслей, которые стоит сказать данному собеседнику. Я понимал, что подготовленный в американском секторе и доработанный мной материал - не то. Но какие такие мысли нужно передать Трюдо, который неизвестно кто теперь – ни лидер партии, ни премьер, так... знатный турист, который имел счастье быть знакомым с Горбачёвым в прежние времена. Вот и заменяли мы мысли «красивыми» выражениями. Будет наука на будущее!
МАКСВЕЛЛ НАПРАШИВАЕТСЯ
26 июня 1991 года. Среда.Сегодня «отпросился» (перекинул на Гусенкова) со встречи М.С. с Максвеллом. (Его навязал ему Крючков - какой-то бизнес у них! Каждый раз, когда этот тип приезжает, он бывает «представлен» наверх. Нахал: Гусенков мне рассказал, что он учил Горбачёва, как ему жить в Лондоне, как распорядиться временем президента). Узнав от Примакова накануне, что Максвелл напрашивается, я возражал и решил не докладывать Горбачёву. Но он сам меня спросил. Я стал убеждать: не надо. И он согласился, а через пару часов позвонил и без всяких объяснений назначил час и день встречи,откровенно сославшись на Крючкова... (Роберт Максвелл, английский медиамгант. Прочитайте о нём по этой ссылке. Судя по всему «бизнес» председателя КГБ СССР Крючкова заключался в в том, что для него Максвелл был агентом влияния - прим. FLB).
Между тем, вся мировая пресса (частично наша) шумит о его, Крючкова, выступлении в Верховном Совете: опять о том, что империализм «инфильтровал своих агентов» в высшие эшелоны власти у нас: он, мол, докладывает, а его не слушают.
Игнатенко спрашивал у М.С. - что ему, пресс-службе, ответить на этот счёт на брифингах. «Не ввязывайся, мало ли что газеты пишут!!» - отпарировал М.С. Но ведь речь идёт о выступлении в ВС - на закрытом (!) заседании! То есть - о сугубо «доверительной» информации.
Тайна сия есть для меня... Может, и впрямь не хочет «ссориться» - разрушать опору «на всякий случай»... для себя ли, для государства?!
Сегодня (передаёт мне Гусенков) М.С. бросил вскользь Максвеллу: «А откуда вы взяли, что я буду баллотироваться на следующий срок в президенты?» Даже если он так решил, не следует это выбалтывать на Запад: считаться перестанут совсем, ещё сильнее будут переключаться на Ельцина.
Мы с Шахом написали ему протест по поводу постановления Павлова о «новых» таможенных сборах с ввозимых товаров (на таможнях в результате идёт просто грабёж)... Это, мол, почище «президентского» 5-процентного налога с продажи, доказывали мы. Он не отверг нас, а поручил Орлову (Минфин) разобраться... Значит, без него, что ли опять сделали? Против него?!
Надо готовить всё сразу:
- и к приезду британского «шерпа» (1.УП)
- и к встрече с Колем в Киеве (5.УП)
- и к визиту президента Мексики (З.УП)
- и к «7»... Между прочим, до сих пор ни меня, ни Шаха он не привлекает к работе группы во главе с Медведевым в Волынском. А между тем там пишут «Бог знает что». Примаков туда съездил, прочитал - и в ужас пришёл. Целый раздел, например, посвящён разносу сепаратизма и национализма в Прибалтике: надо быть идиотом или провокатором, чтоб такое «предложить» для Лондона.
Между тем по-настоящему знаем «материал в контексте семёрки» (не считая сугубо экономической программы), именно мы с Примаковым, меньше Шах... И именно нас «там» нет.
Вчера М.С. принял по моему настоянию Аллисона (из Гарварда), вместе с Явлинским. Таким образом, ещё более ангажировался, хотя и говорил, что учтёт не только их, но и другие проекты и программы, включая идеи шмидтовского «Совета взаимодействия», заседание которого недавно состоялось в Праге (был Брутенц).
Вчера же французский посол Дюфур пригласил меня, Примакова и Медведева (но там уже оказался и Загладин) к себе в посольство на dejeuner - чтоб «расспросить, как мы (М.С.) готовимся к «7»... Он и ко мне приходил уже за этим. Пили хорошее вино. Наперебой «объясняли»...
Бовин - в «Известиях» громит критиков внешнеий политики Горбачёва. Просится к нему. Сватаю. Было бы полезно им поговорить «по старому знакомству».
См. предыдущую публикацию: «Суслов на встречу не явился. Пономарёв мне перед этим говорил: «устаёт он, не может...». Была делегация Германской коммунистической партии». Что было в Кремле 25 июня в 1977 и 1978 годах.