Криминал 04.02.19 21:56

«ДНК-экспертиза показала: полковник Захарченко 8,5 млрд не касался»

Адвокат Александр Горбатенко: «Эти миллиарды не являются вещественным доказательством по уголовному делу в отношении Захарченко. Они к нему отношения не имеют»

«ДНК-экспертиза показала: полковник Захарченко 8,5 млрд не касался»

Адвокат Александр Горбатенко, представляющий в суде интересы Захарченко, дал эксклюзивное интервью агентству FLB

Экс-полковника МВД Дмитрия Захарченко сегодня как только не называют. «Коррупционер», «вор», «взяточник», «оборотень в погонах»… Бывший врио Управления «Т» Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ (ГУЭБиПК) сейчас «сократился» до короткого и ясного всем ярлыка «полковник-миллиардер». И хотя в ходе процесса в Пресненском суде Москвы он буквально кричит из-за решётки, что «взяток не брал», «миллиарды не его», «отца взяли в заложнике и им шантажируют», что «у него есть доказательства своей невиновности» и так далее, кто ж ему поверит? На его квартире наличность на 8,5 миллиарда рублей нашли? Нашли. Народу других доказательств не надо. Любой скажет: «Врёт. Спасает свою шкуру!»

Но так ли в этом деле все прозрачно и однозначно? Слишком много там нестыковок и «риторических» вопросов.

Ну, во-первых… Многие думают, что главная улика против полковника – как раз эти найденные миллиарды. Но если деньги – его, почему в обвинительном заключении о них нет ни слова? В суде они вообще не фигурируют. Захарченко вменяют три эпизода: «воспрепятствование расследованию» (якобы предупредил финансового директора «Нота-банка» о предстоящем обыске) и две взятки от ресторатора Дусса Мехди (800 тысяч долларов и скидочная карта сети ресторанов «Ля Маре») - «за общее покровительство». Тогда чьи миллиарды? Не говорят…

Получается, арестовали и «прославили» на всю страну за одно, а судят совсем за другое. Причём, обе «взятки» появились в материалах дела через полтора года (!) после отправки полковника в «Лефортово». Разве не странно?

Чтобы попытаться разобраться в «подводных камнях» этого дела и узнать версию самого Дмитрия Захарченко, судебный репортёр FLB встретился с его адвокатом – Александром Горбатенко. Разговор получился очень неожиданным.


ХОТЯТ, ЧТОБЫ ОГОВОРИЛ РУКОВОДСТВО МВД РОССИИ

- Александр Владимирович, правда, что в СИЗО «Лефортово» на вашего подзащитного давили, ему угрожали?
- Да, такие события имели место.

- Сотрудники ФСБ?
- Да.

- А что они хотят?
- Чтобы он дал признательные показания в отношении вменяемых ему эпизодов, а также оговорил руководство МВД России, ГУЭБиПК, ФНС России, предпринимателей.

- И заодно рассказал, откуда у него восемь с половиной миллиардов? 

- Дело в том, что эти 8,5 миллиардов по уголовному делу не являются вещественным доказательством. То есть следствие не считает, что они добыты в результате совершения преступлений, вменяемых Захарченко.

- Неожиданно. Позже к этому вернёмся… Дмитрий Захарченко утверждает, что «есть убойные доказательства его невиновности». Вы можете их обнародовать?
- У нас оценку всем доказательствам дает суд. Соответственно мы в настоящее время их предоставляем. Но открывать все наши карты я считаю преждевременным, так как это может быть использовано стороной обвинения для корректировки своей позиции. Могу сказать одно: чтобы разобраться в этом деле, нужно исследовать всю цепочку событий, начиная с самого начала.

- Хорошо, давайте восстановим хронологию. По-вашему, с чего все началось?

- С энергокомпании «Электрозавод» и двух миллиардов бюджетных рублей, которые там «исчезли» при исполнении госзаказа по реконструкции одного объекта в Москве. Подчиненные полковника Захарченко из Управления «Т» ГУЭБиПК (в его задачи входит декриминализация топливно-энергетического комплекса России, - FLB) по его личному указанию стали отрабатывать полученную информацию по «Электрозаводу» в феврале 2015 года. Почти год собирали информацию – в результате удалось проследить движение денежных средств и как они «исчезали». В конце 2015 года материалы по предполагаемому хищению двух миллиардов передали в Главное следственное управление (ГСУ СК) по Москве для возбуждения дела о мошенничестве. 11 января 2016-го возбуждают уголовное дело. В этот же период времени, то есть с конца 2015 года, судя по материалам, его плотно начинает «вести» ФСБ. В итоге – в сентябре 2016-го – Захарченко задерживают и отправляют в СИЗО.

- За что?
- За «воспрепятствование производству предварительного расследования» по «Электрозаводу». Якобы Захарченко предупредил свою знакомую финансового директора «Нота-банка» Галину Марчукову» (опять же, которая являлась источником его информированности о хищениях по «Электрозаводу») о предстоящих обысках. Конечно же, вы можете сказать, что любой адвокат всегда защищает своего подопечного. Но я в данном случае взываю к логике и здравому смыслу. Если он являлся инициатором возбуждения дела, то какой ему смысл препятствовать его расследованию?

Самое интересное было дальше. Пока полковник сидел в «Лефортово», дело по «Электрозаводу» прекратили. Хотя оперативники из ГУЭБиПК на допросах подтвердили, что оно имело явную судебную перспективу, как и сам возврат денежных средств в бюджет РФ.

- То есть вы хотите сказать, что Захарченко кому-то перешёл дорогу?

- Он почти залез в чужой карман. У нас же знаете как? Если карман государственный, в него могут влезть все. А когда это уже стало чьим-то личным, то - не дай бог! Когда Захарченко стал разыскивать эти два миллиарда, он стал источником проблемы. И его «закрыли».

После того, как дело по «Электрозаводу» прекратили, следователи стали искать, кто даст на полковника нужные показания, так как арест Захарченко был произведен за совершение преступления средней тяжести (противодействие по делу «Электрозавода») и полностью пустой по составу преступления эпизод получения взятки от Пшегорницкого (где нет ни взяткодателя, ни денег - этот эпизод широко обсуждался в прессе). И нашли ресторатора Дусса Мехди. В конце ноября 2017 года (больше чем через год после ареста!) Захарченко предъявили обвинение по двум эпизодам, по которым раньше он обвиняемым не являлся.

ГЛАВНЫЕ СВИДЕТЕЛИ – НАЛОГОВЫЙ УКЛОНИСТ И «ОДИОЗНЫЙ ГЕНЕРАЛ»

- В суде фигурируют две взятки от Дусса Мехди: якобы в 2014-ом Захарченко и полковник ФСБ Дмитрий Сенин при посредничестве генерала МВД Алексея Лаушкина получили от Дусса 800 тысяч долларов «за общее покровительство», а затем в январе 2015-го тот же Лаушкин передал через Сенина дисконтную карту ресторанов «Ла Маре», благодаря которой «Захарченко получил скидку - 3 миллиона рублей».
- Очевидно, что у Дусса Мехди есть мотив для оговора Захарченко. Благодаря инициированной подчинёнными полковника проверке налоговыми органами, Дусс заплатил из собственного кармана 30 миллионов рублей налогов в бюджет России. Как выяснилось, он же при этом претендует на выплату ему 800 тысяч долларов США! Давая показания в суде, он так и заявил: «Я рассказал о противоправной деятельности Захарченко. А когда мне вернут мои 800 тысяч?» Вполне возможно, кто-то ему сказал: если оговоришь полковника, то тебе должны выплатить эти деньги. Вот второе основание для оговора.

Ресторатор говорит, что он передал взятку для Захарченко. А кому он передал? Генералу Лаушкину. Больше деньги никто не видел. И по поводу скидочной карты Лаушкин явно темнит: путается в показаниях – не может внятно объяснить, при каких обстоятельствах передал ее Сенину… Захарченко же не отрицает, что они с Дуссом знакомы и он бывал в ресторанах «Ля Маре». Будучи начальником отдела ГУЭБиПК, он при этом занимался личной оперативной работой. Его круг интересов – это крупные предприниматели и основное место встреч с ними – это рестораны (не в пивнушке же им встречаться!). Но он стоит на своем: скидочной картой не пользовался – ее у него никогда не было, её нет и в материалах дела.

- Это же легко установить. Если человек, как следует из материалов дела, «чуть ли не ежедневно оставлял в «Ля Маре» в среднем 60-80 тысяч рублей», то должны быть чеки контрольно-кассовой ленты по таким операциям.
- Золотые слова! Если человек действительно получал скидку, деньги должны были пройти по кассе, правильно? То есть мы должны взять контрольно-кассовую ленту ресторана и обнаружить там эти суммы. А из ресторанов «Ла Маре», входящих в бизнес-империю Дусса Мехди, прислали бумажку о том, что они уничтожили все первичные бухгалтерские документы в нарушение действующего налогового законодательства!

- ?!
- Но это не всё. Когда это выяснилось, мы, адвокаты полковника напомнили суду: есть же еще блоки фискальной памяти кассовых аппаратов. А нам отвечают: «Мы и фискальные блоки уничтожили!» Но несмотря на это, почему-то Дуссу Мехди следователи бесконечно верят. Как можно верить человеку, который обманул государство на 30 миллионов рублей и уничтожил бухгалтерскую документацию, которую обязан был хранить до 2020 года и предоставить по первому запросу суда? Ответ очевиден.

- Какова во всей этой истории роль генерала-майора Алексея Лаушкина?

- Лаушкин, на мой взгляд, фигура одиозная. Он сам рассказал о том, что у него имеются ещё две скидочные карты ресторанов «Ла Маре» (и таким образом фактически признался, что «крышевал» Дусса Мехди). Лаушкина привлекли к ответственности за получение взятки? Нет. Он находится под госзащитой. Да и потом, посудите сами… Генерал-майор вдруг полковникам взятки и скидочные карточки развозит и ни копейки себе не берёт! Альтруист в чистом виде. Вы верите в это? 

- А роль полковника ФСБ Дмитрия Сенина?
- Я склоняюсь к версии, что всё это борьба кланов ФСБ. Ведь Сенин – бывший очень высокопоставленный сотрудник центрального аппарата ФСБ России. Им нужно было каким-то образом его затащить в эту историю со скидочной картой – чтобы получалась «организованная преступная группа». К тому же они не могли доказать личную передачу взяток – у Лаушкина и Захарченко нет личных контактов. Но Сенин скрылся и сейчас находится в розыске…

- Понимал, что оказался крайним в этой игре?
- Сто процентов! Человек, который работает в такой службе, прекрасно понимает: если окажется в «Лефортово», он уже никому ничего не докажет. 

МИЛЛИАРДЫ К ЗАХАРЧЕНКО ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕЮТ

- По поводу 8,5 миллиардов. С чьей подачи все решили, что это деньги Захарченко?
- С подачи средств массовой информации, которым, по моему мнению, это в качестве наживки подкинули из ФСБ.

- Как деньги оказались на квартире сводной сестры полковника?
- Я могу только перечислить те версии, которые были озвучены. Первая – «они были получены в виде взяток руководством ГУЭБиПК и этот общак хранился у Захарченко». В настоящее время эта версия не подтвердилась. ГУЭБиПК и все его руководство на месте – значит, не общак.Вторая версия:это средства, выведенные из обанкротившегося «Нота-банка». Но точно известно, что там были упаковки из Сбербанка, Московского ипотечного агентства и еще нескольких кредитных учреждений, и ни одной - из «Нота-банка». Более того, ЦБ провел проверку банков, деньги из которых были найдены в квартире Разгоновой, на предмет вывода средств - ничего криминального не обнаружил. Дальше. Да, деньги найдены были в квартире сводной сестры Захарченко. Но проведенная ДНК-экспертиза показала: полковник денег не касался - его ДНК ни на одной пачке купюр нет. Это факт! Просмотрели все видеозаписи с камер наблюдения: в течение полугода до момента обнаружения денег Захарченко в этот подъезд не заходил.

- Тогда резонный вопрос: чьи это деньги?
- Когда в Никулинском суде рассматривался гражданский иск об обращении этих миллиардов в доход государства, муж сводной сестры Разгонов сказал: «Эти деньги – мои. Если вы считаете, что они получены мною преступным путём, докажите это и привлеките меня к уголовной ответственности». Но никто не стал ничего доказывать – решением суда эти 8, 5 миллиардов обращены в доход государства. На каком основании, непонятно.

- Разгонов кто – олигарх, бизнесмен?
- Это мне неизвестно. Сотрудники прокуратуры заявили, что предпринимательством он никогда не занимался и заработать такие суммы не мог. Главное для защиты, что сейчас эти миллиарды не являются вещественным доказательством по уголовному делу в отношении Захарченко. Таким образом официально признано: они к нему отношения не имеют и то, что они добыты именно преступным путем, не установлено.

- Согласитесь, тёмная история.
- Тёмная. Очевидно, что кто-то должен знать всё о происхождении денег, но это держится в тайне.


МЕШАЛ И ЕГО УБРАЛИ

- Какие у следствия доказательства вины Захарченко в получении взяток?
- Если нет денег, нет посредника якобы их передачи (Сенина), нет скидочной карты ресторанов «Ла-Маре», финансовых документов, - при такой фактуре «на земле», то есть в следственных управлениях, такое уголовное дело даже не возбудили бы. Нет ничего! Посмотрим, что решит суд.

- Захарченко предлагали пойти на сделку со следствием, договориться об уменьшении срока?
- Конечно, требовали «признаться!» Но Дмитрий Захарченко по характеру – боец и признаваться во взятках, которые не брал, для него неприемлемо. У него позиция простая: «Если бы я совершил преступление и мне предъявили это, я бы взял его на себя. А чего не делал, брать на себя не буду. Хоть убейте!»

Понимаете, вся эта история с «Электрозаводом» вообще показательна. Госконтракт, который стоил два миллиарда рублей, вдруг каким-то образом превращается в четыре. И вот эти «лишние» два миллиарда исчезают через фирмы-однодневки. Кто стоит за этим? За этой историей стоят люди, которые сейчас возглавляют энергетический комплекс России. Когда люди воруют в таких масштабах, вы же понимаете, в каких кабинетах они сидят и чьей «крышей» пользуются.Таких, как Дмитрий Захарченко, они десять раз переедут и не заметят. Просто он мешал и его убрали. Я это вижу так.

Я не говорю, что мой подзащитный белый и пушистый. Но считаю, что если человека сажать, то за конкретные преступления, которые он совершил. Вы поверите в то, что при плотной опеке органов ФСБ (как минимум в течение девяти месяцев) «взяточника»-полковника так и не удалось задержать при передачи ему взятки? В такой ситуации вспоминаю народную мудрость: сложно найти чёрную кошку в темной комнате, особенно если кошки там нет. Я бы порекомендовал ФСБ лучше поискать украденные миллиарды, а также совершивших это неустановленных лиц из АО «Электрозавод», - сказал адвокат Александр Горбатенко в интервью спец. корреспонденту FLB.

Беседу вёл Андрей Колобаев

Ещё на эту тему

Надуманное дело белгородских энергетиков

FLB: Четвёртый год белгородские предприниматели ждут решения суда по уголовному делу, возникшему из хозяйственного спора со структурой «Россетей». За обвиняемых вступился бизнес-омбудсмен Борис Титов

Похороны Югославии

FLB: «Государство Югославия, просуществовавшее почти 75 лет, навсегда исчезло с политической карты мира». Ничто не забыто: что было 6 февраля 2003 года

07.02.2020 12:29:30 #Суды

Инкогнито «из Москвы»

FLB: Как разоблачитель агентов зарубежных разведок сам оказался на нарах в «Лефортово». По словам адвоката, арестованный ФСБ Виктор Королёв – патриот России

28.08.2019 15:23:18 #Навальный А.А.

«Поп Гапон 2.0»: Навальный наступает на исторические грабли

FLB: На кого работает блогер-многостаночник?

Мы в соцсетях

Новости партнеров