Мы продолжаем изучать то, как с помощью обильных западных грантов и хорошо продуманных стажировок журналистов превращают в спецпропагандистов, в «протестные войска» (См. #Грантоеды). Поговорим о стипендиях и стажировках для российских журналистов, предлагаемых частными фондами из Германии. В отличие от примитивной промывки мозгов американскими и британскими институтами, германская «стиральная машина» демонстрирует в высшей степени мягкую силу в деле переформатирования сознания коллег. Топорную русофобию Берлин не сеет. Всё тоньше, творчески и аристократически что ли. Кроме того, германские учреждения умело играют на постулате, который транслирует весомая часть российской элиты: «Взаимовыгодный союз России и Германии ослабит США» (забегая вперёд, отмечу, что, например, борьба с германизацией Калининградской области некоторыми экспертами-конспирологами трактовалась в пользу спецслужб США. Мол, такой контригрой Штаты вбивают клин между Москвой и Берлином).
На этом фоне, скажем, фонд Конрада Аденауэра (Konrad-Adenauer-Stiftung/KAS) активнейшим образом мониторит российскую общественно-политическую действительность. Осенью 2019 года глава представительства KAS в России Томас Кунце встречался с влиятельным священником РПЦ митрополитом Волоколамским Илларионом, затем с руководством Общественной палаты РФ, далее — со спецпредставителем президента России по международному культурному сотрудничеству Михаилом Швыдким. KAS часто проводит свои мероприятия в Центральном Доме журналистов на Никитском бульваре в Москве, что говорит не только о прекрасных отношениях с Союзом журналистов России, но и о внимании к нашему брату.
Сотрудники фонда Аденауэра в мраморном зале Центрального дома журналиста, октябрь 2019 года. Иллюстрация: kas.de
В планах фонда на 2020 год — провести в России конференцию по внешней политике и политике безопасности. «Хватит думать в духе холодной войны!» — призывает в свежем интервью Томас Кунце. И, как будто все забыли, что ещё семь лет назад у российских компетентных органов были серьёзные вопросы к KAS. В 2013 году наши спецслужбы провели обыски в петербургском филиале фонда Аденауэра (цели и итоги опермероприятий не были обнародованы), а в 2015 году не пустили в Россию высокопоставленного сотрудника KAS Томаса Шнайдера, возглавлявшего проект «Диалог ЕС — Россия».
ОТ МЕНСТРУАЛЬНОЙ ЧАШИ ДО «СТАЛИНСКИХ ШОУ-ПРОЦЕССОВ»
Но это так, детали, о которых не стоит забывать. Теперь перейдём к конкретике. Германия предлагает русскоязычным журналистам несколько стажировок. Мы выбрали наиболее заметные. Во-первых, это программа «Европейские журналистские стипендии» (European Journalism Fellowships/EJF), которая курируется Свободным университетом Берлина. Во-вторых, это «Стипендия графини Марион Дёнхофф» (Marion-Gräfin-Dönhoff-Journalistenstipendium), которая является частным проектом этой самой графини, родившейся в Восточной Пруссии — сегодняшней российской Калининградской области.
Программа EJF действует с 1999 года. Участникам оплачивается обучение плюс выдаётся ежемесячная стипендия (конкретных сумм в открытом доступе нет). Ежегодно «европейскую журналистскую стипендию» получают от 10 до 15 человек. И хотя в преамбуле сказано, что стипендии присуждаются «журналистам из Восточной и Западной Европы и Соединённых Штатов», упор, по-видимому, германский институт делает на коллег из России, постсоветских республик и стран бывшего соцлагеря. Например, в 2017-2018 гг. стажировку прошли 11 человек, из которых только двое, как говорится, из Старой Европы: Сакари Силвола из Финляндии и Наоми Шербел-Балл из Британии. Остальные — из Украины, Польши, Румынии и Чехии. От России трое — Инна Воробей, Ольга Даниленко и Ксения Посадскова.
Отметим мимоходом, что все эти стипендиаты предварительно уже были делегированы германскими фондами (скажем, от выше упомянутого фонда Аденауэра стипендию «заслужили» Татьяна Иванченко с Украины и Аделаида Иван из Румынии). Россиянки представлены фондами им. Бёлля и им. Эберта. Оба этих фонда словно соревнуются друг с другом, как ещё круче политически оскандалиться в России. Например, фонд Бёлля числился партнёром московского школьного конкурса «Человек в истории. Россия XX век», где одна из тем звучала так: «Мы надеемся, что участники конкурса посвятят свои исследования по теме «Цена Победы» судьбе обычного человека, обратят своё внимание на тех, кому победа принесла не только радость освобождения, но и новые страдания».
Затем общественность узнала, что микроблог «Мuд Роисси» в «Твиттере», известный своей агрессивной русофобской риторикой и личными нападками на Сергея Лаврова, ведёт глава украинского отделения фонда Бёлля Сергей Сумленный.
Фонд Эберта вляпался в скандал в 2017 году, когда в рамках форума «Петербургский диалог» в Магадане замдиректора фонда Маркус Меккель заявил, что «СССР способствовал началу Второй мировой войны». Позже фонду Эберта приписывали спонсорство поездки новоуренгойских гимназистов, в числе которых был Коля Десятниченко, покаявшийся в бундестаге за «невинно замученных в советском плену солдат вермахта».
Анализ соцсетей российских стипендиаток EJF говорит, что «мягкие зёрна» упали на благодатную почву. В предыдущей обзоре (см. «Протестные спецвойска для «совсем другого Дня Победы») мы писали, что таких журналистов, безусловно, нельзя назвать русофобами. Это симпатичные, начитанные люди, но символами (Запад обожает символы), снимками, перепостами они себя раскрывают: Россия нам в тягость, «чем хуже, тем лучше», как говорил революционер Ленин применительно к царской России. Скажем, страница Инны Воробей в «Фейсбуке» представляет собой микс из ссылок на английском и немецком языках.
Ольга Даниленко вообще поставила на аватарку снимок на фоне нарисованного на всю стену американского флага.
Третья стипендиатка EJF, бывшая жительница Ярославля, Ксения Посадскова, проживающая сейчас в Берлине, признаётся, что «перестала есть мясо, не только потому что мне жалко животных, а также потому что животноводство приводит к парниковому эффекту» (Грете Тунберг уж точно понравится). И далее уже в духе европейского бесстыдства: «Многие мои близкие думают, что я отдаю дань моде и находят аргументы, например, почему мясо есть полезно, а использовать менструальную чашу негигиенично».
Чтобы у читателя не сложилось впечатление, что автор высасывает из пальца «фейсбучные мелочи», не зная, к чему придраться, ещё раз акцентирую внимание на Инне Воробей. Летом 2019 года она активно продвигала в соцсетях «крик души» гражданина ФРГ Лукаса Лаца, отчисленного из Санкт-Петербурского государственного университета за то, что он «в рамках своего научной работы» ездил в Челябинск, чтобы писать об экологических проблемах Урала. Эта история связана с протестным движением «Стоп ГОК», которое выступает против строительства «Русской медной компанией» Томинского горно-обогатительного комбината. «Стоп ГОК» информационно поддерживает Алексей Навальный, а также все русскоязычные СМИ с иностранным капиталом или акцентом («Радио Свобода», «Новая газета» и пр.). Летом же 2019 года владелец «Русской медной компанией» Игорь Алтушкин оказался втянутым ещё в один политический скандал на Урале — со строительством храма Святой Екатерины в Екатеринбурге (подробнее читайте в материале FLB «Петля хайпа для «Бессрочного протеста»).
Учитывая весь этот уральский проблемный клубок, следует предположить, что «немецкий студент» Лукас Лац был заточен на что-то большее. Тем более, сейчас, когда он уже полгода живёт в Германии, довольно странно читать на его странице в «Фейсбуке» клич о продолжении «мочить» Алтушкина (на русском языке): «Друзья! Есть какой-нибудь критический разбор о том, что известно о биографии Игоря Алтушкина? На википедии написано, что он занимался греко-римской борьбой и даже стал чемпионом Свердловской области. Это подтверждённая информация? Это звучит как банальный деталь, но мне было бы очень важно это точно узнать».
Последний же комментарий Лукаса Лаца о приговоре террористической организации «Сеть» расставляет всё на свои места. Вот начало поста Лаца: «Позавчера, 10 февраля, завершился один из самых постыдных политических шоу в новейшей истории России». А вот концовка: «Всё это сильно напоминает сталинские шоу-процессы не по масштабам, а по государственному методу распространения страха и террора. О сталинском терроре также напоминает тот факт, что судьи следовали просьбам прокурора». К этому стоит добавить, что сейчас Лукас Лац продолжает учиться в Свободном университете Берлина, который и осчастливил стипендиями выше упомянутых девчонок.
Заявление Свободного университета Берлина о «несоразмерной» реакции России на подрывную деятельность Лукаса Лаца.
МИФ О «КРАСНОЙ ГРАФИНЕ»
Следующей стороной, принимающей российских журналистов в Германии, выступает частный фонд уроженки Кёнигсберга Марион Дёнхофф, действующий с 2000 года при НКО «Международные журналистские программы» (Internationale Journalisten-Programme/IJP). Ежегодно на стипендию графини Марион Дёнхофф могут претендовать журналисты и блогеры из России, а также всех постсоветских республик (организаторы выделяют Украину, Грузию, Армению, Азербайджа и Прибалтику). Стипендия состоит из единовременной выплаты в размере 3800 евро, на которые журналист собственно живёт два месяца в Германии.
Прежде чем проанализировать соцсети стипендиатов, позволю сделать лирическое отступление о Калининградской области, где определённая часть интеллигенции на имя Марион Дёнхофф разве что не молится. В калининградской публицистике её любят называть «красной графиней», поскольку она «была против Гитлера». Но, во-первых, странно, что «красная» (читай: коммунистка) Дёнхофф не стала после войны жить в ГДР, а выбрала Западную Германию, со временем возглавив западногерманскую газету Die Zeit. А во-вторых, Дёнхофф принадлежала всё же не к коммунистическому антигитлеровскому Сопротивлению, а к аристократическому, пруссаческому (германское коммунистическое подполье искало встречи с главным заговорщиком Клаусом Штауффенбергом, однако лично он отказался). Так что называть её «красной графиней» — историческое невежество. Впрочем, её участие в Сопротивлении на протяжении второй половины XX века вызывало вопросы даже у европейских историков. Так, швейцарский дипломат и историк Пол Штауффер прямо обвинил Марион Дёнхофф в преувеличении собственной роли в сопротивлении Гитлеру и вообще в восхвалении себя.
Зато известна была позиция Дёнхофф по поводу восточных германских земель, которые в 1945 году были переданы СССР и Польше как геополитический трофей поверженной фашистской Германии. В издании немецкого писателя Хауга фон Кюнхайма «Marion Dönhoff: Eine Biographie» (отрывки из книги публикует De.Wikipedia) сказано, что в 1949 году Дёнхофф описывала новую польско-германскую границу по Одер-Нейсе как «нарушение международного права», а ещё через 10 лет категорически отвергла отказ правительства ФРГ от восточных территорий. В 1970 году, когда канцлер ФРГ Вилли Брандт поехал в Польшу подписывать Варшавский договор о новой границе, Марион Дёнхофф, как главный редактор Die Zeit, отказалась ехать в Варшаву. Она заявила (вновь цитата из биографического сборника фон Кюнхайма), что «не хотела присутствовать в тот момент, когда потеря дома в Восточной Пруссии отмечается выпиванием бокала вина».
Политический портрет Марион Дёнхофф закончим критикой со стороны немецкого историка и писателя Иоахима Феста (в ФРГ он считается ведущим экспертом по истории нацизма, а его книга: «Падение. Гитлер и крах Третьего рейха» послужила основой для создания всем известного художественного фильма «Бункер»). Так вот, Фест обвинял Дёнхофф в попытке «отмыть, обелить старые функциональные элиты в Третьем рейхе». Мы и сегодня видим сложившийся в Германии общественно-политический консенсус: в бесчисленных человеческих страданиях и смертях, которые принесла Вторая мировая война, якобы виновато исключительно руководство преступного Третьего рейха, а верхи и низы фашистской Германии ни при чём.
Как только началась Перестройка, именно Марион Дёнхофф выступила первым, выражаясь языком спецслужб, связником с Калининградской областью. Уже в 1986 году Центральная студия документальных фильмов Советского Союза выпустила документальный фильм о Калининградской области, где впервые советский зритель увидел Дёнхофф. «Надеюсь, что политика, проводимая Горбачёвым, послужит хорошей основой для взаимопонимания между двумя нашими народами», — говорит с экрана бывшая графиня, выступая за «разрядку» и «примирение» (чем обернулась эта разрядка, советские граждане узнали через четыре года, когда Горбачёв распорядился вывести советские войска с территории Германской демократической республики, а затем пришёл конец и самой ГДР).
Кадр из докфильма «Письмо» (1986 год), где советский зритель впервые увидел Марион Дёнхофф.
Несложно проследить, какую игру вела Марион Дёнхофф. Весной 1985 года новоиспечённый генсек Михаил Горбачёв встретился с официальным представителем Deutsche Bank Фридрихом Вильгельмом Кристиансом (это вообще было первая встреча нового лидера СССР с иностранными банкирами). Кристианс и Дёнхофф были хорошо знакомы, чему есть доказательство в немецких источниках. Так портал Bildarchiv-ostpreussen.de сообщает , что в 1992 году в Калининграде был установлен памятник германскому философу Иммануилу Канту, созданной скульптором Харальдом Хааке. «Репликой памятника мы обязаны графине Дёнхофф, фонду Die Zeit и Кристиансу Фридриху Вильгельму», — уточняет германский ностальгический ресурс.
Михаил Горбачёв и Фридрих Вильгельм Кристиансом (слева). Март 1985 года.
Германские публицисты именовали банкира Кристианса «тайным министром иностранных дел Германии», и это было близко к истине. Уже в 1988 году этот «министр» предложил председателю правительства СССР Николаю Рыжкову предоставить Калининградской области статус «самостоятельной, особой зоны». Комментируя такое предложение, газета Frankfurter Allgemeine Zeitung писала, будто в воду глядела: «Мы предвидим новые моменты истории. Получи прибалтийские государства независимость, кёнигсбергская территория будет отсечена от России».
Все эти спорные моменты в калининградских СМИ обходят стороной. Зато в бывшем имении Дёнхофф (ныне это посёлок Каменка) энтузиасты установили бюст немецкой журналистке. Зато культурно выпячивается бывший германский форт, названный в честь далёкого предка Марион Дёнхофф, губернатора Мемеля (ныне литовская Клайпеда) Фридриха рейхсграфа фон Дёнхоффа. Этот форт в 1945 году капитулировал, практически не оказав сопротивления. С исторической точки зрения — место нулевое. Но это не мешает местным властям организовывать там реконструкцию ключевого военно-исторического мероприятия для региона — штурм Кёнигсберга. Традиционно эта реконструкция проходила в другом месте — в ставшем легендарном Пятом форту, за штурм которого 15 наших бойцов получили звания Героя Советского Союза. Но Калининградский историко-художественный музей, чьим филиалом является форт №5, три года назад отказался от услуг реконструкторов, отдав карт-бланш частникам в форту Дёнхофф (это не первая странная позиция государственного музея из Калининграда, на днях FLB писал о том, как этот же музей сбросил с баланса знаковое для Победы место — командный пункт 43-й армии, откуда маршал Василевский руководил взятием Кёнигсберга, подробнее читайте «Counter-Strike» по исторической памяти»).
ОТ УРАЛА ДО КАЛИНИНГРАДА
Вернёмся к журналистским стипендиям Марион Дёнхофф. Естественно, фонд пристально следит за калининградскими коллегами. Например, обучение там прошли Алексей Шабунин, ныне возглавляющий портал «Русский Запад», и Ирина Филиппова, которая работает в русской редакции Deutsche Welle (DW). Куратором всей программы является Миодраг Сорич/Miodrag Soric.
По совместительству Сорич работает собственным корреспондентом DW в Москве. Так что можно констатировать, что из стипендиальной программы от имени графини Дёнхофф торчат уши Deutsche Welle. Той самой, в отношении которой осенью 2019 года комиссия Госдумы по расследованию вмешательства во внутренние дела России обратилась в наш МИД с инициативой лишить германский медиахолдинг аккредитации. Депутаты объяснили, что DW дважды нарушила российские законы, публикуя, во-первых, призыв выйти на несанкционированный митинг в июле 2019 года, а во-вторых, оправдывая преступные действия небезызвестного Синицы, осуждённого на пять лет за инструкцию-подсказку в Сети похищать и убивать детей полицейских (подробнее читайте в материале FLB «Стыдная «сентервиллская история» Deutsche Welle»).
Миодраг Сорич поддерживает градус русофобии на нужной отметке. Например, три года назад он опубликовал в Deutsche Welle комментарий к столетию Октябрьской революции. В своей статье Сорич, извините за каламбур, сорил штампами антисоветской пропаганды времён Фултонской речи Черчилля. Вот лишь некоторые фразы: «Коммунистические вожди уничтожили нормальную жизнь многих поколений», «Марксизм-ленинизм стал опиумом для народа», «Кремль, что не удивляет, кажется беспомощным и раздражённым», потому что российские власти «выросли на мифах и лжи красной пропаганды».
Колумнист не стал заморачиваться в рассуждениях на тему, почему стальной хребет фашизму мог сломить только «красный строй»? Например, для автора этих строк очевидно, что тогдашний монархический государственный строй в России или же европейский буржуазный для этого не годился. Миллионы людей, даже если они русские, не смогли бы пожертвовать собой ради батюшки-царя или патриарха. Сомнительно также, что беспримерные подвиги совершались бы «за Россию». Слишком разная она была у народа и элит (этим объясняется проигрыш Белого движения, которое, как и красные, тоже билось за единство страны). Чтобы победить Зверя, какого свет не видывал, будущий народ-победитель — от рядового до генералиссимуса, от колхозника до академика — должен умом, сердцем и кожей осознавать степень утраты ранее приобретённого. И этим приобретённым стала Советская Родина, Красная Россия. И это не пустые слова. В Великой Отечественной войне советские граждане жертвовали собой именно за право выбора, которым часть человечества наградил Бог после Великого Октября. Советские люди были самыми счастливыми на планете, поскольку только они в рамках уже новой нации массово осознавали судьбоносность правильно сделанного выбора.
Возвращаемся к Кёнигсбергу-Калининграду. С Deutsche Welle тесно связана калининградская журналистка Светлана Колбанёва. В 2003 году на ней держались курсы DW для радиожурналистов Уральского региона (Колбанёва была переводчицей). В течение двух недель журналистов из Челябинска и Екатеринбурга учили медиа-тренеры из Академии Deutsche Welle Торстен Карг, Рамон Гарсия-Цимзен и Марк Зайдель. Та же Колбанёва пишет панегирики в адрес Марион Дёнхофф. Например, для калининградского портала с говорящим именем «Клопс» (немецкие котлетки) она цитирует графиню по итогам поездки в 1992 году Калининграда: «Из множества разговоров становится ясно, что на немцев здесь возлагаются большие надежды».
Идём далее по калининградскому следу. В «Фейсбуке» бывшего координатора стипендиальной программы Дёнхофф Евгении Сайко (о том, что Сайко работала на фонд Дёнхофф, читайте здесь) можно встретить нашего уже старого знакомого — калининградца Илью Шуманова, который трудится заместителем гендиректора НКО «Трансперенси Интернешнл — Россия», являющейся иностранным агентом. Снимок сделан в декабре 2018 года в Германии, по правую руку от Шуманова находится «мама» российской ячейки Transparency International Елена Панфилова, по левую — настоятель русской лютеранской общины в Латвии Павел Левушкан.
Елена Панфилова, Илья Шуманов и Павел Левушкан в Германии
Подробнее о некоторой деятельности Transparency International в России можно прочитать во 2-й части нашего расследования «Глобальная ловушка для журналистов». Пока же приглядимся к лютеранскому пастору Левушкану — преинтереснейшей фигуре в стане русскоязычных агентов влияния. Прежде всего, он является участником «Форума свободной России» — русофобнейшей площадки в Вильнюсе, основанной уже нашим доморощенным «аристократом», шахматным королём и оппозиционной пешкой Гарри Каспаровым. Как служитель культа, Левушкан отвечает за критику России в области религии. Так, он заявил украинской службе американской «Радио Свобода», что «в Крыму продолжаются гонения на верующих», не только, мол, довольно сложно приходится мусульманам, но и христианам, не относящимся к православной церкви Московского патриархата.
Наконец, в прошлом году Левушкан поучаствовал в продвижении мягкой силы Финляндии. Он организовал гастроли в Риге ингерманландского хора Inkeri из Петрозаводска. Для многих это не более чем этнокультура, если не знать, что хор был создан в 1990 году по инициативе Ингерманландского союза финнов Карелии. Союз представляет собой потомков финнов-ингерманландцев, выселенных из Ленинградской области. Грубо говоря, это потомки обиженных. Например, они вам — русскому — с удовольствием расскажут, как финны наваляли Советам в Зимнюю войну.
В 2015 году секретарь Совбеза Николай Патрушев, выступая на совещании в Петрозаводске обозначал корень проблем: «На фоне роста антироссийской риторики со стороны стран Запада отмечается активизация националистических и реваншистских общественно-политических организаций Финляндии. Возрастает их воздействие через ряд отечественных НПО на население Карелии».
(См. цикл расследований FLB.ru #Сепаратисты и, в частности, статью «Аппетиты Церкви Ингрии. Сепаратисты Северо-Запад. Как США через Евангелическо-лютеранскую церковь финансируют сепаратистский проект «Свободная Ингерманландия/Свободная Ингрия» по отделению Ленинградской области от России»)
Завершим наш обзор весьма символическим снимком, взятом из «Фейсбука» всё того же экс-координатора программы Дёнхофф Евгении Сайко.
Бывший координатор программы Дёнхофф Евгения Сайко в «Ельцин-центре».
Женя подписала фото из Екатеринбурга по-немецки: «An die Arbeit!», т.е. «На работу!». Так и хочется повторить слова покойной графини Дёнхофф: «Я-я, на немцев здесь возлагаются большие надежды...»
Андрей Выползов, обозреватель FLB.ru
См. предыдущие части расследования #Грантоеды :
Дети Стэнфорда и Чубайса. Новые коллаборанты
Стэнфордский университет выращивает «в пробирке» журналистов-расследователей из стран Восточной Европы. Стипендия коллаборантов - от 85 до 145 тысяч долларов. 1 часть.
Глобальная ловушка для журналистов
«Глобальная сеть журналистов-расследователей» платит журналистам за то, чтобы они «наполняли региональные соцсети новостями». Новые коллаборационисты. 2 часть.
Протестные спецвойска для «совсем другого Дня Победы
На британские гранты учат писать «Россия» принципиально с маленькой буквы. 3 часть.