Общество 31.01.20 13:19

«Counter-Strike» по исторической памяти

FLB: Почему в год 75-летия Победы власти не замечают заброшенный музей-мемориал «Командный пункт 43-й армии» под Калининградом

«Counter-Strike» по исторической памяти

В Калининградской области разрушается объект культурного наследия федерального значения — музей «Командный пункт 43-й армии», откуда в 1945 году маршал Александр Василевский корректировал штурм германского города-крепости Кёнигсберг. В год 75-летия Победы совершенно дико смотрится это здание — с выбитыми стёклами, испоганенное граффити и превращённое в ночлежку для бомжей. Как будто мы не в России, а в какой-нибудь Польше, где системно вымарывается память о Красной армии, победившей фашизм. Обозреватель FLB разбирался, почему власти наплевали на музей.

ОТСЮДА РУКОВОДИЛИ ШТУРМОМ КЁНИГСБЕРГА 

Сначала краткая историческая справка. В апреле 1945 года командный пункт 43-й армии располагался в пригороде Кёнигсберга на горе Фухсберг (дословно: лисья гора), поскольку эта была самая высокая точка северо-западнее Кёнигсберга (отметка — 68,9 метров над уровнем моря). Отсюда до передовой — не более трёх километров. На этой горе высился дворец, построенный в итальянском стиле в XIX веке и принадлежащий германскому барону фон Виттиху. В этом особняке командующий 43-й армией генерал Афанасий Белобородов и организовал штаб, в котором в конечном итоге маршал Александр Василевский руководил войсками 3-го Белорусского фронта, штурмовавшими Кёнигсберг.


Дворец Фухсберг в Восточной Пруссии. Цветная литография, 1874 г. Иллюстрация: kunstfreund.eu

КП 43-й армии на горе Фухсберг советские военачальники не раз описывали в своих мемуарах. Например, читаем в книге воспоминаний А.П. Белобородова «Всегда в бою»: «Сюда же (на Фухсберг. — FLB) вслед за нами приехали офицеры оперативной группы штаба, связисты, сапёры. На вершине горы был оборудован наблюдательный пункт, у её подножия, в старинном помещичьем доме, разместился вспомогательный пункт управления». И далее: «Бомбёжка Кёнигсберга продолжалась всю ночь. С горы Фухсберг мы видели пламя громадных пожаров. На берегах реки Прегель, в районе военной гавани, судоверфи и расположенных поблизости военных заводов — порохового, химического, ремонтно-артиллерийского — гремели колоссальной силы взрывы». 

Или же читаем в книге Михаила Кожевникова «Командование и штаб ВВС Советской армии в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов»: «На рассвете 6 апреля А. А. Новиков, а с ним А. В. Никитин и М. Н. Кожевников прибыли на командный пункт 43-й армии генерала А. П. Белобородова. Командный пункт располагался в районе Фухсберга на склоне пологой горы примерно в 1,5−2 км от переднего края, где были сделаны блиндажи со стереотрубами для наблюдения и две вышки среди деревьев. С вышки хорошо просматривалось поле боя и город Кёнигсберг».

После войны посёлок Фухсберг был переименован в Холмогоровку, а бывший пруссаческий дворец постановлением Совета Министров РСФСР№624 от 04.12.1974 года был признан объектом культурного наследия всесоюзного значения. Здесь разместился музей — филиал Калининградского областного историко-художественного музея. В советские годы именно в музее «Командный пункт 43-й армии» юных калининградцев принимали в пионеры. После распада СССР статус памятника был сохранён. Здание включили в «Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».


Музей «Командный пункт 43-й армии» в пос. Холмогоровка. Снимок сделан в советские годы

НОЧЛЕЖКА ДЛЯ БОМЖЕЙ

После развала СССР «Командный пункт 43-й армии» начал постепенно приходить в упадок, его перестали ремонтировать и подкрашивать. В 2008 году туда уже не водили на экскурсии, а в 2012 году Калининградский областной историко-художественный музей закрыл экспозицию, уточнив, правда, что «временно». Спустя ещё четыре года музей-мемориал просто ликвидировали, а здание было передано на баланс администрации Зеленоградского района.

Накануне обозреватель FLB посетил Холмогоровку и пришёл в шок от увиденного. Война здесь как будто кончилась вчера. Выбиты окна на всех трёх этажах, фасад облез, кое-где на стенах пошли трещины, стены расписаны преимущественно латиницей (к ней мы ещё вернёмся). Далее — бомжи сорвали решётку на первом этаже и устроили внутри ночлежку. Заодно чёрные копатели вскрыли на первом этаже коммуникационные колодцы в надежде найти тайники, оставленные немцами. Вот фоторепортаж с места события.


Разруху в здании видно, начиная уже с указателя


На указателе музея уже давно обсыпались буквы. Вот такой «Счастливый путь»


Металлическая решётка, вырванная бомжами


Внутри здания бомжи устроили ночлежку


На стене между выбитыми окнами сохранился кронштейн для красного флага

Кроме того, начала разрушаться мемориальная плита с именами советских генералов, руководивших штурмом Кёнигсберга. Если присмотреться к снимкам 4-летней давности, то видно, что сегодня у таблицы отколот кусок бетона (не хочется верить, что это сделали воры-металлисты в поисках чермета, хотя в образовавшемся сколе отчётливой виден железный прут).


Теперь пару слов о росписях на фасаде музея. На первый взгляд, это какая-то абракадабра, выведенная латиницей. Но не всё так просто. Автора этих привлекла аббревиатура CS:GO, написанная прямо у входной двери, над которой до сих пор висит табличка «Командный пункт 43-й армии и вспомогательный пункт 3-го Белорусского фронта».


На самом деле CS:GO расшифровывается как «Counter-Strike: Global Offensive» (буквально — «Контрудар: глобальное наступление»). Так называется компьютерная игра, разработанная американскими компаниями. Стрелялка обыкновенная: спецназ выслеживает и «мочит» террористов. Вот только спецназ в игре по умолчанию американский. На специализированном сайте cscl.ru/counter-strike champions league есть статья о реальных прототипах подразделений CS:GO. Читаем: «Ежедневно тысячи «морских котиков», агентов FBI, бойцов SWAT и других организаций ведут борьбу с террористами в Counter-Strike». В обзоре перечисляются следующие силовые структуры, с кого рисовали фигурки спецназовцев:

SWAT (Special Weapons Assault Team / Штурмовая команда со спецоружием) — спецназ полиции США);
SEAL (Sea Air Land / Море, воздух, земля) — спецназ ВМС США;
FBI (Federal Bureau of Investigation) — Федеральное бюро расследований США;
CSG-9 (Grenzschutzgruppe-9 / Группа охраны границ) — пограничный спецназ Германии;
GIGN (Groupe d'Intervention de la Gendarmerie Nationale / Группа вмешательства национальной жандармерии) — спецназ Франции;
SAS (Special Air Service / Особая воздушная служба) — авиадесант Британии;
IDF — армия обороны Израиля.


Спецназ полиции США в игре «Контрудар: глобальное наступление». Спецназа ФСБ или ГРУ в шутере нет 

Очевидно, что стены испоганили местные пацаны, играющий в этот «Контр-страйк». Недавно FLB публиковал статью о том, как компьютерные игры фальсифицируют исторические факты, связанные со Второй мировой войной (читайте «Зов долга». «Стрелялки» по истории»). В случае с Калининградом очевидны гнилые плоды таких стрелялок: современные российские школьники, вжившиеся в роль бравых спецназовцев США, просто не понимают сакральности для нашей истории музея-мемориала в Холмогоровке (тем более он заброшен взрослыми). Поэтому парни метят свою территорию, как их научили интернет — английскими словами.

ЛАКОМАЯ ЗЕМЛЯ

А теперь самое главное в этой позорной истории. Почему, даже в год 75-летия Великой Победы, который на особом контроле у президента России Владимира Путина, власти Калининградской области палец о палец не ударяют, чтобы хотя бы сделать косметический ремонт здания? Общественники предполагают, что всё дело в лакомой земле, на которой стоит бывший командный пункт. Ведь куда проще всё пустить на самотёк, дождавшись, когда бывший дворец германского барона обвешает до такой степени, что превратится в аварийный объект (если ещё и бомжи изнутри пожарчик устроят), который останется только снести, а землю размежевать между счастливчиками, которые понатыкают на горе особняков.

Махинации всплыли ещё в 2016 году (как раз именно в том году Калининградский областной историко-художественный музей ликвидировал свой филиал в Холмогоровке). Тогда сопредседатель Общероссийского народного фронта в Калининградской области Олег Авдыш рассказал порталу «НьюсБалт», что районные чиновники перевели землю, на которой стоит музей, в зону застройки под индивидуальное жилищное строительство.

«Весной 2016 года мы получили сигнал от жителей Холмогоровки: неизвестные рубят лес. Мы прибыли, когда рабочие спилили три стариннейших граба. Эти деревья наших бойцов прикрывали в 1945-м! Там капониры ещё остались. Мы проверили у лесорубов документы – всё в порядке. Есть порубочный билет, какие претензии? Тогда мы обратились в природоохранную прокуратуру и потянули за ниточку. Оказывается, местный совет принял неправомерное решение — парковую зону музейного комплекса превратил в зону застройки под ИЖД. Депутаты поменяли категорию земли и давай раздавать разрешения, «забыв», что это за парк. А здесь вообще-то стоял штаб Василевского, откуда корректировался штурм Кёнигсберга», — сказал Авдыш.

Тогда лесорубы успели спилить 7 деревьев, а в порубочном билете значилось 21 дерево. Пока прокуратура через суд добивалась отмены решения депутатов, жители Холмогоровки буквально своими телами защищали грабы и тополя. Поселковые дети обвязывали стволы деревьев георгиевскими ленточками, чтобы хоть так остановить бригадира.


Жители Холмогоровки спасают деревья у музея-мемориала. Иллюстрация: kp.ru.

Через год правительство Калининградской области — нет, не приступило к ремонту здания, а выставило его на продажу за 8,13 млн рублей. Согласно приватизационной документации, будущий владелец объекта имеет существенное обременение — «сохранение мемориального значения с размещением в нём музейной экспозиции, посвящённой Великой Отечественной войне 1941−1945 годов».


Предполагалось, что участники торгов будут определены уже в декабре 2017 года, а музей возобновит работу к 31 марта 2018 года. Но ничего этого не произошло. Бизнесменов, желающих приобрести проблемный объект, из которого при существующим обременении не выжмешь прибыль, не оказалось. И даже отказался футболист сборной России Юрий Жирков, проживающий в Калининграде (о заинтересованности Жиркова на прямой линии с калининградцами в 2018 году говорил губернатор Калининградской области Антон Алиханов).

Официально музей «Командный пункт 43-й армии» — объект культурного наследия федерального значения, поэтому формальная вина за плачевное состояние здания лежит на Министерстве культуры России (закон, как видим выше, позволяет регионалам только продавать федеральное имущество, но не ремонтировать). Вот только согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, копия которого имеется в распоряжении FLB, в пункте «Правообладатель» значится «данные отсутствуют». А по идеи, в этой строке должно стоять: Управление Росимущества по Калининградской области.

Кроме того, в пункте «Ограничение прав и обременение объекта недвижимости» указано: «Не зарегистрировано» (а как же «Сохранение мемориального значения с размещением в нём музейной экспозиции, посвящённой Великой Отечественной войне 1941−1945 годов»?). Далее в выписке Росреестра указано, что объект с 20 января 2020 года взят в некое «оперативное управление», но на сайте госзакупок Калининградской области на сегодня нет информации о телодвижениях со зданием мемориального комплекса «Командный пункт 43-й армии», имеющим кадастровый номер 39:05:060701:448. Или, может, мы чего-то не знаем?


Стоит отметить, что ничего внятного в правительстве региона так и не сказали. Лишь глава Службы охраны объектов культурного наследия Калининградской области Евгений Маслов заявил в сюжете ГТРК «Калининград», что «работы по реконструкции музея лишь на стадии проектирования». Молчит губернатор Алиханов, молчит областной министр культуры и туризма Ермак.

Общественница из Калининграда Елена Клинцевич считает, что региональные власти, пусть формально ни при чём, могли хотя бы сделать заявку в федеральный центр на выделение средств в рамках подготовки 75-летия Победы. «Но областной историко-художественный музей, к которому относился командный пункт, сильно занят прославлением принцесс Гессен-Дармштадских, им советская история только в тягость. Как и их немецким друзьям. Поэтому командный пункт сейчас на балансе Зеленоградской администрации, которая, конечно же, ничего делать не собирается и средств у неё в бюджете на это нет», - высказала своё мнение в «Фейсбуке»Елена Клинцевич.

Действительно, на фоне закрытия этого историко-патриотического объекта в Калининграде вовсю развиваются музеи, связанные с немецкой тематикой. В 2016 году, когда был официально закрыт штаб Василевского, от благотворительного фонда Владимира Потанина получили гранты сразу три организации, популяризирующие прошлое Восточной Пруссии. Так, Калининградская художественная галерея выиграла грант на создание ландшафтного путеводителя по местам, связанным с жизнью немецкого художника Ловиса Коринта, родившегося под Кёнигсбергом. Потанинский грант также выиграли владельцы частного музея-квартиры «Altes Haus», имитирующей быт жителей Кёнигсберга, и виртуальный «Музей города Кёнигсберг», представляющий открытки а-ля Gruss aus Königsberg. В 2019 году Фонд президентских грантов выделил деньги на восстановление средневекового тевтонского замка Вальдау.

Вот такой он «Counter-Strike», такое «глобальное наступление» на нашу историческую память.
Андрей Выползов, обозреватель Агентства федеральных расследований FLB.ru

Мы в соцсетях

Новости партнеров