Комиссия Госдумы по расследованию вмешательства во внутренние дела России обратилась в МИД с инициативой лишить аккредитации германский медиахолдинг Deutsche Welle (в переводе «Немецкая волна»). Депутаты полагают, что DW нарушила российские законы, публикуя зазывную информацию о двух общественно значимых событиях в Москве. Первое - призыв выйти на несанкционированный митинг в июле 2019 года. Второе - оправдание преступным действиям «микроблогера» Владислава Синицы, осуждённого на 5 пять за инструкцию-подсказку в Сети похищать и убивать детей полицейских (подробнее читайте в материале FLB «Чем Навальный лучше Синицы?»).
По данным думской комиссии, Deutsche Welle нарушила сразу несколько федеральных законов — № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Кроме того, в части нашумевшего твита Синицы депутаты усмотрели в действиях германской редакции признаки совершения преступления по ст. 205.2 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма».
Первым о нарушениях DW высказалась официальный представитель МИД России Мария Захарова. В передаче «Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым» два месяца назад дипломат сказала: «Я считаю феноменальным проколом западных СМИ, когда Deutsche Welle на русском языке публикует следующий призыв: «Москвичи, выходите!» Вы представляете? «Москва, выходи!» Вот именно так, антижурналистски, они как бы освещают то, что происходит у нас в стране. Вы можете себе представить, чтобы Russia Today через «Спутник» на немецком языке написала: «Берлин, выходи на баррикады!»?». Соловьёв вставил реплику: «Deutsche Welle является структурой, существующей на деньги немецких налогоплательщиков. То есть они вмешиваются во внутренние дела России?»
Насколько весомо мнение депутатов Госдумы, говорит лишь один факт — претензии к германскому медиаконцерну озвучил лично глава думской комиссии Василий Пискарёв, в недавнем прошлом - первый заместитель председателя Следственного комитета Российской Федерации. Надо полагать, что с юридической точки зрения, благодаря статусу целого генерал-полковника юстиции Пискарёва, в этом противостоянии комар носа не подточит, поскольку в случае провала Минюст не признает DW иноагентом, а МИД — не лишит аккредитации.
ХОТЯТ ЛИ РУССКИЕ «ВОЛНУ»? В ПОИСКАХ «РЕЛЕВАНТНОСТИ»
Хотя, благодушных союзников DW в России достаточно. Начнём с того, что на защиту Deutsche Welle встал представитель ОБСЕ по свободе СМИ Арлем Дезир. В прошлом евродепутат, Дизер два года назад стал компромиссной фигурой в ОБСЕ после длительных переговоров с Россией из-за конфликта на Донбассе. В принципе, можно сказать, что француз в условиях украинского кризиса старается быть самостоятельной фигурой. Так, представитель ОБСЕ по свободе СМИ осудил обстрел съёмочной группы ВГТРК на территории ДНР в апреле 2019 года. «Безопасность журналистов должны обеспечивать все всегда», — написал Дезир в «Твиттере». Киевские СМИ уверены, что Дезир — «пророссийский», поэтому выволокли на свет всевозможный компромат на обсе-шника — он и «активный троцкист», и осуждённый в злоупотреблении государственными активами Франции.
Так вот, Дизер написал в своём микроблоге: «Я обеспокоен обвинениями со стороны комиссии Госдумы в адрес Deutsche Welle в нарушении российского законодательства и угрозами отозвать их аккредитацию и назвать их иностранным агентом. Это может негативно повлиять на работу всех международных СМИ в России и создать серьёзный сдерживающий эффект».
Ладно «пророссийский» европеец. «Наезд» на Deutsche Welle осудила главный российский телепропагандист, вещающий на Запад, Маргарита Симоньян. Её сообщение из серии «Делать больше нечего» взорвал блогосферу. «Что происходит с Deutsche Welle, совершенно нерелевантно. Разве что забавно наблюдать, как нашему рыжему делают биографию», - написала глава RT, процитировав Ахматову, которая после суда над Бродским за тунеядства так и воскликнула: «Какую биографию делают нашему рыжему!»
Судя по оценке Симоньян, претензии к DW мелочь по сравнению с тем, что происходит в России, где «главный телеканал принадлежит американцам и систематически практикует цензуру» и т.д. Даже апологет Deutsche Welle лондонский журналист Олег Кашин, написавший намедни панегирик германской телерадиокомпании под заголовком «Кремль хуже немцев», удивился мнению, казалось бы, идеологического противника — «Что это?»
В косвенной поддержке не отстаёт и региональная политическая элита. Руководитель (министр) Агентства по международным и межрегиональным связям Калининградской области Алла Иванова опубликовала на своей странице в «Фейсбуке» ссылку на DW с оптимистичной цитатой из киноклассики. Вот только в распиаренной калининградским министром (местным «Лавровым в юбке») статье Deutsche Welle есть явная ложка реваншистского дёгтя: «Примечательно, что собеседник DW настаивает на наименовании города Кёнигсберг».
Заметьте, анонс этой же статьи в официальном «Твиттере» DW сопровождается традиционными нацистскими выпадами с Украины против читателей, заметивших «любовь по Кёнигсбергу».
ВЗРЫВ В СЕНТЕРВИЛЛЕ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО
Лично для меня профессионализм Deutsche Welle закончился в 2016 года, когда Frankfurter Allgemeine Zeitung опубликовала колонку главреда русской редакции DW Инго Маннтойфеля под заголовком «Российская пропаганда. Как Путин для каждого нашёл нужные слова». Честно говоря, статья — ещё тот образчик антироссийской пропаганды, читаемый по диагонали. Но в конце текста я запнулся на слове «Сентервилл». Читаем у Маннтойфеля: «Третьем элементом (путинской пропаганды. – FLB) является производство и раскрутка так называемых интернет-мемов — смешных фотоколлажей или видеороликов, которые вирусно распространяются в соцсетях, а для убедительности такой дезинформации придаются ссылки на псевдоинформационные сайты или специально созданные страницы в «Википедии». Так, к примеру, они «отработали» сообщение о якобы произошедшем взрыве на химическом производстве в американском городе Сентервилле в сентябре 2014 года».
Я - новостник - удивился, почему ничего не слышал об этой сентервиллской истории, пусть даже о её выдуманности. Предлагаю самостоятельно набрать «Сентервилл 2014» хоть Centerville 2014 в поисковиках. Информации об этом псевдовзрыве нет. Но всё встало на свои места, когда Литва в те дни выпустила документальный фильм «Война 2020. Информационная агрессия России». Это киноагитка, оплаченная по заказу Департамента стратегических коммуникаций Литовской армии, прямо так и начинается - с ярких постановочных кадров якобы взрыва химкомбината в американском Сентервилле. Правда, затем закадровый голос говорит, что «не было никакой аварии», а деза запускалась из России и далее перечисляет города - Новосибирскас, Омскас, Екатеринбургас и т.д. (на фото ниже – как раз кадр из «Войны 2020» с литуанизированной картой России).
Надо понимать, что Департамент стратегических коммуникаций Литовской армии подотчётен Центру стратегических коммуникаций НАТО StratCom, расположенному в соседней Латвии. Это всё структуры, которые курируют Пентагон и Госдеп США. Из всей этой истории напрашивается один вывод:фейковый сценарий «сентервиллского взрыва» был придуман и разработан США как пособие по обвинению России в создании масштабных информационных вирусов. Пособие было спущено подчинённым структурам — в частности, в Прибалтику и Германию для запугивания аборигенов. По сути, американцы с этим мифическим взрывом придумали параллельную реальность о «bad Russia», в которую попытались заставить поверить европейского обывателя. Но что-то пошло не так. Мир не заметил «сентервиллского взрыва», даже фейкового (может, деньги на раскрутку ушли не по назначению, а может, произошёл фальстарт при обнародовании «сенсации»). Но господин Маннтойфель, не переповерив информацию, уверенно выдал на-гора фейк-ньюс о фейк-ньюсе. Короче, сам себя разоблачил, что работает по штатовским методичкам, спускаемым веером из Вашингтона. Это провал, г-н Маннтойфель. Андрей Выползов