В этот день, 16 декабря 2005 года, стало известно, что НК «Юкос» избавилась от Брюса Мизамора/ Bruce Misamore, отставку которого накануне утвердил совет директоров. Выпроводили Мизамора, надо сказать, как и положено, с помпой, отметив его «огромный вклад, который он внёс в развитие компании», и сыграл большую роль «в превращении Юкоса в открытую компанию, уважаемую в мире».
Однако газета «Коммерсант», вероятно, почуяв подвох в помпезном пресс-релизе «Юкоса», выяснила, что Брюс Мизамор покинул компанию потому, что «некоторые действия финансового директора не поддавались объяснению». Так, 9 декабря, Мизамор, «на заочном внеочередном собрании акционеров 9 декабря (2005) представлял по доверенности фонд «Veteran Petroleum» (ему принадлежит около 10% акций Юкоса) и проголосовал против уменьшения уставного капитала Юкоса, чего требовал ряд обстоятельств. Тем самым он, по сути, сорвал принятие важного для компании решения. При этом никто толком не смог объяснить его действия. Одни говорили, что он Мизамор проголосовал так «по ошибке», дескать, менеджмент не объяснил суть и значение вопроса. Другие, уверяли, что Мизамор действовал согласно инструкции «Veteran Petroleum», где исходили из своего понимания вопроса, поставленного на голосование. Так или иначе – решение принято не было.
НЕ ХОТЕЛ ПРИЗНАВАТЬ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЮКОСА
Кроме того, выяснилось, что летом 2004 года Брюс Мизамор уже подавал прошение об отставке. «Господин Мизамор, - напомнил «Коммерсант», - тогда мотивировал свое решение несогласием с письмами ряда высокопоставленных менеджеров Юкоса в правительство РФ, в которых компания в связи в выдвинутыми ей налоговыми претензиями признавала «ряд ошибок бывшего менеджмента Юкос в управлении компанией». (См. «Финансовый директор «Юкоса» Брюс Мизамор обиделся на правительство России» )
«В упомянутых письмах, - напомнила газета, - Юкос предлагал властям добровольно выплатить заранее оговоренную с государством сумму в обмен на отказ от дальнейшего предъявления компании налоговых претензий. Господин Мизамор был категорически не согласен с подобной постановкой вопроса и собрался покинуть компанию, однако совет директоров уговорил его остаться. На этот раз члены совета директоров не стали уговаривать господина Мизамора, указала газета, отметив, что Брюс Мизамор в этом году (2005) фактически не принимал участия в оперативном управлении компанией и проводил большую часть времени в Хьюстоне (США)».
Надо сказать, что в Хьюстоне Мизамор, по сути, стал надомником, запустив в средине декабря 2004 года фирму «Yukos USA Inc» объявленную чуть ли не «офисом Юкоса» в изгнании». В связи с этим в 2005 году Мизамору пришлось ответить в американском суде на ряд нелицеприятных вопросов. В частности признать, что «Yukos USA Inc», пытаясь через суд Техаса сорвать аукцион по продаже «Юганскнефтегаза», на момент обращения в суд была «пустышкой», а её счета наполнялись «задним числом», что негативно сказалось на репутации «самой прозрачной компании в мире». Так что совет директоров, похоже, просто ждал, когда мистер Мизамор напишет прошение об отставке.
СМЕНЩИК ПРОДЕРЖАЛСЯ НЕДОЛГО. ЕГО НАШЛИ В «ПОМОЙКЕ»
В этот же день 16 декабря 2005 года стало известно, что вместо Брюса Мизамора финансовым директором компании стал Франк Ригер – сначала с приставкой «и.о.», а затем и без неё. Однако уже в марте 2006 года ушёл и он. Ригер объяснил, что уходит по «принципиальным соображениям», поскольку «Юкос уже не тот». Очевидно, Франку Ригеру больше нравилось работать с налоговыми преступниками из организованной группы «основных акционеров», иначе бы он не всплыл в «помойках» Ходорковского, которые тот начал плодить, пытаясь организовать «серые схемы» финансирования антироссийских операций», - пишет Prigovor.ru
(См. предыдущий материал «В этот день Конституционный суд РФ не оценил щедрость ЕСПЧ. 1,9 млрд. евро - «никому и ничего». «Юкос» использовал незаконные схемы для уклонения от уплаты налогов. Prigovor.ru напоминает, что было 15 декабря 2016 года»)