«Лифтовое дело», к которому, как следует из материалов Следственного комитета, имеет отношение семья губернатора Иркутской области Сергея Левченко, напрочь отодвинуло для руководителя области один из острейших социальных вопросов – как люди переживут зиму после наводнения летом 2019 года.
Два дня обысков и арестов в Иркутской области, в том числе арест директора ООО «Звезда», занимающегося освоением бюджетных средств на ремонте лифтов в четырёх крупных городах региона, привели к семье Сергея Левченко: к его сыну Андрею, дочери Татьяне, и, как выяснилось, к самому губернатору, о чём подробно читайте в материале FLB «Репутация губернатора Левченко застряла в лифте».
Сейчас отец семейства и губернатор Иркутской области Сергей Левченко занят, конечно же, отмазыванием, прежде всего, своего сына от уголовного дела.
«Однажды (Речь о банкротстве Андрея Левченко. – FLB) у него это уже получилось, поэтому сейчас вновь все силы брошены на это непростое направление», - пишет телеграм-канал «Неколчак», объясняя тем самым, почему главе области некогда заниматься проблемами оказания помощи подтопленцев и выполнять поручение президента РФ Владимира Путина по оказанию помощи людям, которые сидят в полуразрушенных домах при температуре ночью до минус 30 градусов.
Проблема, которая возникла летом, так до сих пор не решена. Как аккуратно отмечает пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, «с оказанием помощи пострадавшим от паводка в Иркутской области "не всё гладко"».
Насколько «не всё гладко», мы недавно рассказывали в материалах «Куда наводнение унесёт Сергея Левченко?», «Иркутская история: люди не знают, как переживут зиму» и «Иркутская история. Часть2: такие разные взгляды на спасение». Понятно, что на ноябрь, судя по отчётам экспертов Общероссийского народного фронта (ОНФ), в ситуации практически смертного приговора – вымерзания – оказались сотни людей в 15 населённых пунктах Иркутской области.
И эта ситуация – проявление фактической неспособности Сергея Левченко управлять регионом, поскольку, как пишет ИА «Иркутск сегодня», «для того, чтобы предупреждать подобные катастрофы, не нужно быть гением управления. Достаточно было просто выполнять областные государственные программы».
Например, ещё в 2016 году в них было запланировано создание инженерной защиты в Нижнеудинском и Тулунском районах, около города Байкальска. Однако работы сначала просто не выполняли, а потом и вовсе исключили из программ.
В этой связи возникают вполне уместные вопросы: «Почему губернатор всё время дистанцируется от решения проблем ЧС, перекладывая всё либо на заместителя председателя правительства Виктора Кондрашова, либо на председателя правительства Руслана Болотова?». Почему Левченко возглавил КЧС только после вмешательства федерального центра?». «Почему между тем, что говорит о ликвидации последствий паводка сам Левченко и тем, что говорят пострадавшие жители – огромное несоответствие?». «Может быть дело в коррумпированности? В несвободе Левченко от своих чиновников, как случае с бывшим министром лесного комплекса Сергеем Шевердой и другими чиновниками минлеса?». И, наконец, «Почему имя губернатора фигурирует в бизнесе, который выводит деньги в офшоры?».
Конечно, Сергею Левченко сейчас не до управления Иркутской областью. Как говорит политический обозреватель Галина Солонина, «он занят спасением себя самого, и у него просто не остаётся времени на системную работу. Причём, действовать приходится по принципу “спасение утопающих – дело рук самих утопающих”… Нет никаких предпосылок, что ситуация изменится. Всё, на что способен Сергей Левченко, он уже продемонстрировал населению Иркутской области. Население, в свою очередь, тоже вынесло оценку его деятельности: больше половины жителей, согласно данным ВЦИОМ, желают смены власти. Антирейтинг губернатора значительно выше, чем рейтинг».
«Наводнение этого года подтвердило простую истину – в регионе не отлажены даже системы предупреждения об опасных природных явлениях, нет работающих регламентов взаимодействия в условиях ЧС, – отмечает Галина Солонина. – Это приводит к тому, что в критической ситуации люди оказываются брошенными на произвол судьбы. И те 25 погибших во время наводнения в Тулуне – это жертвы, в первую очередь, управленческого хаоса, а не стихии».
Медиа-ресурсы КПРФ, безусловно, уже давно полностью заточены на спасение «красного губернатора», постоянно делая заявления в духе «Руки прочь от Левченко». Да и сам Сергей Левченко уверен, что является образцовым руководителем региона, что, по его мнению, не устраивает прочих бездарей. Поэтому он подаёт в суд на ряд СМИ, которые смеют его критиковать, поэтому даже требует заблокировать некоторые ресурсы, которые не согласны с ним в оценке его деятельности. Но, напомним, в регионе остро стоит вопрос с зарплатами и выплатами бюджетникам, как и остро обсуждается вопрос с повышением зарплат самому губернатору и его близкому окружению, о чём подробнее в материале FLB «Зарплата Левченко растёт, а местные медики её недополучают». Не говоря уже об истории с убийством медведя.
Хаос – социальный и политический. Так можно назвать сейчас ситуацию в Приангарье. Как бы ни оправдывался губернатор, что, мол, всё делается для спасения замерзающих людей, факт остаётся фактом – губернатору-«крёстному лифтецу», как назвал его телеграм-канал «Неколчак», сейчас уж точно не до них. Да и, к слову, и лифты монтировались как-то не так: «подъёмники устанавливались не вовремя, ходили плохо, а в одном из домов лифт и вовсе чуть не рухнул. Работы же влетали в копеечку: «Звезда» завышала стоимость работ, получая ещё больше денег из бюджета. В итоге, как пишет «Неколчак», СКР оценил ущерб в 185 миллионов рублей, задержан руководитель «Звезды» Олег Хамуляк — бизнес-партнёр сына губернатора Приангарья Сергея Левченко – Андрея, который является руководителем фракции КПРФ в местном заксобрании, а его помощник, Виктор Обозов, главным инженером опять же «Звезды». «Ну и вишенка на торте, отмечает «Неколчак», — компания частенько переводила деньги на счета фирмы, принадлежащей дочери Левченко Татьяне Мордуевой.
В общем, всё это очень тяжело вяжется с обликом коммунистической морали, а если учесть мнение политолога Сергея Шмидта, которым поделилось ИА «Иркутск сегодня», что «кружение губернатора всегда было основной проблемой губернатора или причиной его основных проблем», то ясно, что именно ближайшее окружение, а не граждане области в первую очередь заинтересовано и в продолжении его губернаторства. А люди, которые замерзают сейчас, например, в Тулуне, захотят ли продолжения такой вот «красной» Иркутской истории?