У фирм, расположенных в Германии и Италии в основные функции входит продажа автомобилей для получения оборотных средств и покупка на полученные средства комплектующих (резина, аккумуляторы,узлы, а также производственное оборудование). Основной задачей фирмы Рико в Югославии являлось заключение контрактов с многими западными фирмами на поставку заводу точного технологического оборудования. Автором и организатором схем поставок оборудования из Германии и Италии является главный экономист завода, действующий под непосредственным руководством Каданникова.При этом основные средства незаконного дохода образовывались от завышенных цен на поставляемое заводу оборудование с дальнейшим переводом их на счета посредников по договору комиссии.Технический директор завода Карнаухов и должностное лицо технической дирекции Глушков, а также сотрудник коммерческой дирекции завода Васильчук утверждали коньюктурные справки с завышенными ценами, Каданников утверждал контракт и на протяжении последних 4 лет. Фирма Рико была создана 3 года назад под личным руководством зам. генерального директора завода Бориса Сергея Сергеевича и при содействии государственной организации для решения определенного круга государственных задач.Фирма открыла офшор на Кипре для продажи автомобилей ВАЗ с целью получения оборотных средств. Денежные ресурсы от продаж автомобилей передавались фирме Рико под управлением г-на Джорджевича , далее по согласованию с экспертной группой из 5 человек при фирме(сотрудники завода) и заводом производились закупки специального технологического оборудования.За произведенную закупку г-н Джорджевич брал от фирм-продавцов комиссию от суммы контракта в размере 10-20 процентов. Часть полученных средств шла на содержание аппарата фирма (технологов и экспертов) - их заработную плату, оплату квартир, содердание оффиса- всего порядко 500 тыс.долл. в год. Основная часть делилась между г-ном Джорджевичем около 1 млн. долл. в год и затратами на решение государственных задач нашей страны. В связи с тем, что г-н Джорджевич умер 1.01.1995г. естественной смертью встал вопрос о фирме Рико. А так как основные деньги уходили на государственные нужды, техническая дирекция завода стала говорить о невозможности дальнейшего существования фирмы Рико, мотивируя это большими затратами на содержание. Техническая дирекция стала требовать все функции Рико себе, одновременно намереваясь открыть вместо Рико ей подобную, но в другой стране. Каданников это стремление технической дирекции поддерживает несмотря на существование фирмоставщиков в Германии и Италии, в которых средства распределяются между Каданниковым, Березовским, который руководит продажей машин и руководством этих фирм. В 1994 году, за несколько месяцев до ежегодного собрания акционеров, Каданников получил информацию о недовольстве акционеров и сотрудников отделов завода тем, что несмотря на тяжелое финансовое положение завода его руководство(главный экономист завода, руководители технической дирекции) строит себе роскошные особняки и покупает дорогие машины.Все это связывалось с деятельностью фирм в Германии и Италии, через которые осуществлялись поставки комплектующих и спецоборудования на завод. Опасаясь разбирательства на собрании и возможных решений собрания не в свою пользу, Каданников издал приказ о создании комиссии по проверке деятельности этих фирм под председадельством Бориса С.С.. В состав комиссии входили также Гречухин,Родионов Валерий Викторович -сотрудник технической дирекции и переводчик. Гречухин в дальнейшем отказался от своей подписи под актами проверки, а Родионов уволился из технической дирекции по мотивам нежелания работать по его словам с ворами. Комиссия провела проверку деятельности указанных фирм и выявила факты явного хищения денежных средств, причем практически неприкрытого.Основными инструментами хищений являлись:- явное завышение стоимости контрактов на основе коньюктурной справки, содержащей завышенные цены на заказываемое оборудование, огромный процент комиссионных - 20 процентов, в отдельных случаях до 30. Объем годовых контрактов по каждой из указанных фирм-поставщиков составляет от 100 до 240 млн. долл.США, а сумма похищенных средств составляет в год от 20 до 65 млн. долл.Более того, в годовом отчете фирмы Феррошталь фигурирует сумма прибыли в размере 2,6 млн DM, чего у такой фирмы просто не может быть при нынешнем катастрофическом финансовом положении дел на заводе Автоваз, то есть руководство фирмы (г-н Фольклер), будучи уверенными в полной своей безнаказанности, даже не стали скрывать остаток своей прибыли-2,6 млн DM. Там же имеется запись о том, что половина прибыли просто "переводится на другой счет", при этом реквизиты счета не указываются. При проверке фирмы в Италии произошел следующий инциндент.Итальянец-руководитель фирмы встретил комиссию по-хамски и потребовал у Бориса доверенность на проверку от завода.Борис такой доверенностью предусмотрительно запасся.Руководитель фирмы предоставил юриста для надзора за правильность проверки. Через несколько дней, когда комиссии стало ясно, что и здесь, как и в Германии имеются факты явного воровства, к Борису пришел юрист, осведомился, доверяет ли он своему переводчику и сообщил, что ему необходимо срочно покинуть страну, поскольку ему (юристу) стало известно, что Бориса хочет ликвидировать руководство фирмы. Руководитель фирмы Галловаз- г-н Вердуччи- принадлежит к так называемому строительному сообществу Италии, одной из самых крупных мафиозных организаций Италии, известной своими коррупционными связями с правительством страны. Ниже приводится схема построения СП Галловаз. АО АВТОВАЗ участие 99% СП АЛЛОМАНО участие 51% ГАЛЛОВАЗ участие 49% ГАЛИНО участие 1% Смысл схемы состоит в следующем. Акционерное общество Автоваз (Россия) и фирма Галино (Италия) учреждают СП Алломано с долевым участием 99 и 1 процент соответственно.Далее, образованное СП Алломано и Итальянская фирма Галино образуют СП Галловаз, которое заключает от имени Автоваз контракты на поставку заводу комплектующих и продает автомобили.При этом Алломано и Галино служат буфером для сброса денежных средств по договорам комиссии и создают цепочку для дальнейшего использования этих средств. Результаты проверки были доложены Каданникову, после чего по телефону начались угрозы Борису, Родионову и Сахарову, в результате Сахаров отказался от своей подписи на документах о проверке, ссылаясь на то, что у него возникли в связи с этим серьезные проблемы. Борису УВД выделяло личную охрану, которая сохранялась полгода. После создания и отправки комиссии в Италию и Германию Каданников звонил руководству этих фирм и заверял их, что рузультаты проверки хода не получат. Узнав об угрозах, акционеры на собрании вопрос о реконструкции системы поставок вообще не поднимали и фирмы продолжают функционировать по сей день. В 1995 году главный экономист завода-одна из ключевых фигур при создании фирм-поставщиков(Глушков)- уволился по собственному желанию и выехал за границу, где, по всей видимости, активно занимался легализацией общих незаконных доходов.По некоторым данным к настоящему моменту Глушкову удалось разделить товар и деньги, то есть спрятать полученные доходы. В конце марта Каданников поместил в Литературной газете заявление, в котором отмежевался от деятельности Логоваза и возглавляющего его Березовского. В тоже время глава технической дирекции Карнаухов и Каданников готовили решение о невозобновлении деятельности фирмы Рико и создании вместо нее еще обной фирмы- поставщика тонкого технологического оборудования для ВАЗ-2110, контракт по которому в полном объеме составляет более 100 млн. долларов. В области реэкспорта существует несколько действующих схем получения незаконных прибылей, реализованных на ВАЗе: 1. Оформление документов на продажу а/м за границу, при этом товар границу не пересекает, а продается на российском рынке.При ткой фиктивной продаже за границу отпускная цена завода на 40 процентов ниже общей продажной и руководство завода находится в доле с фирмой-реэкспортером. 2.Фирма покупает недоукомплектованные (фиктивно) автомобили по цене ниже на 30-40 процентов продажной цены, при этом узлы прилагаются, доукомплектовывает машины вне завода и продает. 3.Покупка очень большой партии автомобилей по цене на 5-10 процентов выше отпускной цены завода якобы по срочной необходимости и экспорт этих машин с дальнейшей продажей за границей.Это одно из напроавлений отмывки,вывоза и легализации денежных средств, полученных в ходе изложенных выше операций по поставке на завод комплектующих и оборудования. Практикуется также хищение денежных средств в схеме авиаперевозок. При непрерывном цикле работы главного сборочного конвейера завода якобы объективно создаются условия предпосылки остановки конвейера из-за аварийно малого запаса комплектующих.При этом дается указание о срочной поставке комплектующих из-за границы, обычно на сумму 10 млн.долларов.При этом сумма фрахта авиасудов составляет 20-30 млн.долларов.Поскольку самолеты у завода, в основном, свои, то большая часть денег просто расхищается.Ситуация с недостатком комплектующих полностью предсказуема, но аварийный фрахт повторяется несколько раз в год. В 1994г. сотрудник технической дирекции завода Родионов В.В. составил коньюктурную справку, провел переговоры с представителями фирм-производителей покрышек и остановив выбор на фирме Goodyear по критерию цена/качество, заключил с ней контракт на поставку заводу из Бельгии 1 млн. покрышек по цене 19долл/шт. При этом деньги снимались с завода инкассо.Через месяц, после того как часть денег была с завода снята, фирма уведомила Родионова о расторжении контракта в связи с заключением нового ,уже через представителя коммерческой дирекции Васильчука, которому Каданников разрешил заключить новый контракт с той же фирмой на поставку уже 1млн.200тыс.шт таких-же покрышек, но по цене 19,5долл. за штуку. P.S. Когда-нибудь Каданников сможет написать интересную книгу о постсоветской истории своего завода
|