Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь.
30 июля 1977 г. Была встреча с Райхлиным, членом ПБ ИКП, директором «Униты». Был проект письма к Испанской компартии. Была командировка Григорьева в «Юрамалу» к Аксену – «опять эта наша золушка (Ибаррури) попала в неприятность и надо выручать»...
(См. запись Анатолия Черняева от 21 июля 1977 года «Надо, чтоб она в западную печать «внедрила», что Каррильо изолировал Пассионарию»).
Публикация по моей инициативе статьи Береца из «Непсабадшаг» в «Правде» о еврокоммунизме, т.е. демонстрация того, что КПСС среди всех нюансов в соцсодружестве (болгары, чехи и проч.) выбирает венгров. Это очень кстати после нашей акции с Каррильо.
Беседа Кадара с Брежневым в Крыму, где он (Брежнев) высказался о еврокоммунизме в венгерском стиле: надо изучать (поручить международным отделам) деятельность братских партий Запада, отбирать то, что интересно и ново, что есть – поиск правильной политики... Полемика – крайнее средство. Надо сплачивать, собирать МКД (международное коммунистическое движение). Надо больше рассказывать им о нас, они плохо нас знают. Спокойно обсуждать проблемы...
Между прочим, беседа Б.Н. с Каштананом – в центре еврейская проблема (мол, нас искажают, а мы с евреями хороши). С паршивой овцы хоть шерсти клок. Но, увы – и этого не будет. А партии у Каштана давно никакой нет. И все он врёт о её «деятельности». (Уильям Каштан/William Kashtan – с 1965 года до мая 1988-го возглавлял Компартию Канады – прим FLB).
Ещё на эту тему:
«Генсек Компартии Канады получает деньги от КПСС. Которыми он ни копейкой ни разу не поделился ни с одной парторганизацией своей партии. Пыжится он, но нет у него ни партии, ни политики. Полтора месяца он отдыхал (опять же, как у нас в прошлом году – со своим многочисленном в трёх поколениях еврейско-антисоветским семейством) сначала в Болгарии, потом в Румынии. Теперь вот неделю у нас (но уже без семейства), а потом поедет во Вьетнам).
Запись Анатолия Черняева от 14 июля 1978 года.
«Каштан и его партия стоит не больше тех шести десятков других, которым пришлось выступать не во Дворце съездов. В ходе и особенно по окончании съезда встречался с несколькими делегациями: за обедом в гостиницах и в ЦК тоже. Убожество. Они очень плохо или совсем не осведомлены друг о друге (одна партия о другой). И сами ничего собой не представляют: канадцы, ирландцы, австралийцы, немцы, да и англичане тоже, а теперь ещё мальтийцы и целый сонм латиносов. Здесь их возят на «Чайках» с милицейской мигалкой. Они нам заявляют всякие претензии и даже обиды. Каштанпригрозил уехать со съезда, если ему не дадут слова с трибуны Дворца съездов. Между тем, он сам и его партия стоит не больше тех шести десятков других, которым пришлось выступать не во Дворце съездов».
Запись от 7 марта 1976 года.
«У Каштана, дай бог, несколько сотен во всей партии. За ужином с канадцами состоялся очень трудный разговор. Каштан был вне себя, что ему не досталось слова в КДС. Он отказался выступать где бы то ни было ещё. С трудом его уговорили члены делегации отдать своё выступление в «Правду», как, якобы, состоявшееся. Целый день срывал зло на референте Уласевиче (тот, бедный, терпел, не жаловался), отчасти – на Мостовце. Со мной он себе подобного не позволил. Но держался отчуждённо. А я повёл контратаку исподволь. Мол, встречи лидеров братских партий с нашими парторганизациями (да ещё такими, как Московская, в которой одной только 2 миллиона коммунистов, а у Каштана, дай бог, несколько сотен во всей партии).
Запись от 12 марта 1981 года.