Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь.
ЛЕНИН ОБЛАДАЕТ МАГИЧЕСКОЙ СИЛОЙ «ЕВАНГЕЛИЯ»
29 июля 1972 г. Жара. Что-то во мне начинает надламываться. Иногда придёшь вечером домой — и ничего не хочешь и не можешь, даже телевизор смотреть. Лежишь бездумно, распластавшись на тахте. И спать даже не хочется. Душа изнашивается и тело сдаёт — ему нет обычной тренировки: не плаваю, не бегаю и даже в теннис не играю. И на даче не бываю.
Во вторник (25-го) - поездка в авиадесантную дивизию под Тулу. Спектакли из «боевых действий». Командующий — генерал армии — попрошайка. Комдив - молодой осетинского типа. Солдаты - великолепный материал. Готовят их как «Джеймсов Бондов» - самбо, сальто, центрифуги, качели, ...испытывают в огне, под наезжающим танком...
Когда я вечером приехал домой и сказал Аньке (дочь), где я был и что видел, она простодушно заметила: «Это их так хорошо учат убивать?!»
На этой неделе появилась уверенность, что статья в «Коммунисте» будет опубликована. Я был убеждён, что Демичев сделает всё, чтоб не допустить публикации: в самом деле - он санкционировал объединённый учёный совет, всей Москве таким образом было дано знать, что Федосеев «наверху» и вдруг, через неделю, после совета, тайный смысл которого, - придавить Черняева, появляется его статья, т.е. за ним остаётся последнее пока слово в споре.
Проводы Пономарева в Париж. … Встреча Лонго и Новеллы (лидеры итальянской КП) в «Шереметьево». Приехали на отдых. … Встреча Дюкло. … Бианка в Москве. Виделись в среду вечером. (Она приехала с итальянской фирмой вести обратно экспонаты выставки «Электро-72»).
Я практически единственный из замов сейчас в Отделе - и все дела на мне: бумаги, встречи, беседы. В четверг интересная 3-х часовая беседа с немцами из ФРГ (партработники среднего звена).Думал ли я 30 лет назад на Редье (на Северо-Западном фронте), что буду вот так сидеть в ЦК с немцами и рассуждать, об интернационализме! Фантастика. Другая жизнь. Другой человек.
Беседа с секретарём ЦК КП Швейцарии Лехляйтером. Впервые я его увидел в 1964 году, когда был там с Шелепиным с делегацией в Швейцарии. Когда «в дни объединённого совета» мы пьянствовали у меня в составе: Куценков, Карякин, Гилилов, первые двое обязались найти мне «мечту всей жизни» - женщину, стройную с № 11 лифчика. Срок поиска - полтора месяца. Но Карякин уже звонил, говорит, - задание выполнено.
Первые 9 томов Ленина (подарок ко дню моего рождения) - нового издания у меня до сих пор не было. Гляжу, перебираю тома, листаю вновь - и то, что помнится, и забытое - охватывает волнение. Дело не только в том, что с чтением Ленина связана вся почти сознательная жизнь, не только в том, что не перестаёшь поражаться его гению и силе самовыражения этого гения (55 томов и почти нет просто банального, рутинного текста, какой есть в изобилии у любого политического писателя, есть и у Маркса-Энгельса!). Дело также в том, что Ленин обладает магической силой «Евангелия» для нашего общества, объединяя людей, которые вообще его никогда не читали, людей, которые когда-то что-то читали и даже изучали из Ленина, но плотно всё забыли; людей, которые не зная Ленина, считают себя его представителями и верными учениками; людей, которые знают Ленина начётнически и каждый раз подбирают из него то, что выгодно, либо то, что подтверждает их интеллектуальную и карьерную схему; и, наконец, людей, которые действительно глубоко знают и понимают Ленина.
Впрочем, тут, как всегда, проблема из «Великого инквизитора» Достоевского. Но, может быть, так и надо для минимальной жизнеспособности общества. Тем не менее, (хотя, возможно, это неизбежный процесс) беда, что Ленина читают и знают лишь немногие интеллигенты (и некоторые въедливые студенты), а политики его уже не знают и давно не читают, а Демичев даже, наверное, считает вредным особенно углубляться в Ленина: «всякие» мысли могут придти в голову.
ПОХОРОНЫ ПРЕВРАТИЛИСЬ В МАССОВЫЙ ТРАУР ГОРОДА – В РАЗГАР ОЛИМПИАДЫ
29 июля 1980 г. Умер Володя Высоцкий. Бард нашего времени. 41-го года. Ночью, не просыпаясь. (Черняев сделал эту дневниковую запись на следующий день после похорон – прим.FLB)
Познакомился я с ним в 1966-67 годах, помню, в гостях, на Пушкинской улице, в одной маленькой старинной квартирке. Впервые я его там услышал. Было нас человек 5-6... Кажется и Д. Самойлов был. Поразило меня тогда умение таланта проникнуть в душу другого, моего поколения. Схватить суть не своего времени.
Похороны превратились в массовый траур города – в разгар Олимпиады. Очередь прощаться стояла с ночи от Театра на Таганке к мосту, вдоль набережной до гостиницы «Россия». Везли его на Ваганьковское кладбище сквозь толпу. «Порядком» руководил сам генерал Трушин – главный милиционер столицы, благо, что в Москве сейчас 34 тысячи милиционеров со всех концов Союза. Секретарь Краснопресненского райкома Бугаев встречал у кладбища во главе 10-ти тысячной толпы. Сам говорил речь на могиле. Телеграммы соболезнования прислали Гришин и ... Андропов. А в газетах только «Вечерняя Москва» и «Советская культура» дали «рамочку». Один интеллигентный старик из толпы сказал: «Как Маяковского в 30-том». И, пожалуй, точно. Диссидент – не диссидент, талант, но не всеми признан. Кое-кто «там» вообще считает его «не нашим». Хотя все слушают, восторгаются, плачут. В 10-ти тысячной толпе у кладбища десятки, если не сотни магнитофонов: Высоцкого провожали под его песни.
КАК ЖЕ ОН К СЕБЕ ТРЕТЬЕГО АРМЯНИНА БЕРЁТ?
29 июля 90 г. Неделя была тяжёлая. Сингх красив, умён, спокоен, интереснее и солиднее Раджива.
Сразу после него Андреотти. Материалы для него ещё более серьёзные. А «промежду» Горбачёв успел ещё встретиться с японцем Сакурати, потом ругался: мол, если только об островах говорить, то он к ним в Японию с визитом не поедет.
Но к счастью на подходе был Икэда. Интересная фигура. Всё время хлопал Горбачёва по плечу и то и дело что-то выкрикивал по-японски - от восторга перед великой личностью. Горбачёва это вдохновило. И он стал философствовать и опять «далеко пошёл». Тоже, впрочем, произошло и с Андреотти. Есть, однако, надежда, что этот реально поможет, а не только будет изучать и советовать, как Делор, Буш, Хёрд и другие.
А Ельцин в это время обратился к соотечественникам с призывом убрать урожаи и пообещал вознаграждение, т.е. не на ура! и не только с лозунгами сделал то, что я советовал сделать Горбачёву. Он проигнорировал и опять опоздал. Между прочим, в обращении Ельцина есть такие слова: «Давайте спасать то, что ещё можно спасти в России, над которой провели такой недобросовестный эксперимент». Это о перестройке.
В интервью австрийской газете Ельцин опять списывал Горбачёва со счета. Сейчас он отдыхает в Юрмале и договаривается с прибалтами о союзнических отношениях на равных. И здесь опередил Горбачёва. Он откровенно паразитирует на начинаниях Горбачёва и на последствиях его политики. Без Горбачёва не было бы Ельцина.
Вчера переписывал текст договора с Германией после Квицинского с Фалиным. Потом собирал чемодан и книги. Завтра в Крым на «сладкую каторгу». На этот раз с Петраковым и тремя женщинами.
Пришёл ко мне Шахназаров и говорит: «Может я уже ему (Горбачёву) не нужен?»
- А что?
- Как же он к себе третьего армянина берёт?
Я не сразу понял, о ком речь. Подумал о Брутенце, которого я навязывал Горбачёву в советники. Ошибся. Третьим стал Примаков.
См. предыдущую публикацию: «Ортодоксы и пошляки на Пленуме не осмелились свергать Горбачёва... М.С. доволен Пленумом. Шахназаров подготовил ему блестящий доклад... «Независимая газета» ехидно дала заголовок: «Горбачёв победил марксизм-ленинизм». Что было в Кремле 28 июля 1991 года.