Итак, новая комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), направленная на кардинальное изменение принципов и механизмов сбора, сортировки, переработки и утилизации мусора, стартует в России с 1 января 2019 года. Процесс очень сложный, многоступенчатый и многослойный, но, по сути, это процесс создания фактически новой отрасли экономики в стране, о чем подробнее в материале FLB «Дмитрий Кобылкин рассказал о «минах» мусорной реформы» . В итоге должна быть создана отрасль, которая предполагает свою инфраструктуру, включающую создание современных мусороперерабатывающих комплексов и полигонов, соответствующих мировым стандартам, и, безусловно, вовлечение россиян в новую систему сбора отходов – раздельный, что и должно в итоге привести к решению одной из самых серьёзных экологических проблем страны и мира. По сути, стартует новая форма бытовой культуры, обеспечивающей экологическое благополучие жителей России.
То, что процесс сложный – видно из споров, возникающих в соответствующих ведомствах и в регионах, а также из конкретных ситуаций, некоторые из которых выливаются в социальные конфликты, как, например, в подмосковном «Ядрово». Вот почему Госдума приняла недавно закон, согласно которому в течение четырёх лет регионы могут плавно переходить к новой системе обращения с ТКО. В частности решается проблема логистики в отдалённых территориях, а для получения сбалансированного результата регионам даётся дополнительное время – до года, чтобы полностью отладить новую систему обращения с отходами. Также внесёнными поправками определён срок окончательной ликвидации мест размещения отходов, которые не вошли в Государственный реестр объектов размещения отходов.
На сегодняшний день из 85 регионов страны на новую систему обращения с ТКО перешли пока только 16 субъектов Российской Федерации: Астраханская область, Ивановская область, Курская область, Новгородская область, Республика Алтай, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Мордовия, Республика Тыва, город федерального значения Севастополь, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Чукотский автономный округ, Ярославская область.
Ещё 11 субъектов к новой системе перешли частично: Алтайский край, Камчатский край, Кемеровская область, Костромская область, Краснодарский край, Липецкая область, Ростовская область, Саратовская область, Ставропольский край, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Челябинская область.
Причин такого непростого втягивания в новую форму экологического и экономического существования страны много. Среди них и необходимость найти огромные средства на всех уровнях, и особенности каждого региона, и накопившийся уже мусор в стране, который часто создаёт очень серьезную опасность для жизни, а поэтому требует срочного вмешательства, и трудность выработки некоторых законов – слишком много нового и не всегда понятного, и неготовность наших операторов к новому подходу обращения с ТКО, и, неполная ясность перспектив конкретного решения проблемы в каждом отдельном городе и регионе, конечно, пожалуй, самая серьёзная проблема – неготовность самих жителей к раздельному сбору мусора.
Однако чтобы в ближайшее время не стать заложниками мусорных свалок, предстоит большая работа. Она основана на внедрении передовых способов сортировки, переработки и утилизации отходов. И эту работу должны будут провести все регионы страны.
Уже сейчас, как известно, государство создало единый координационный центр по управлению деятельность региональных операторов в сфере обращения с отходами, а один из самых тяжёлых вопросов, связанных с социальным благополучием граждан – рост тарифов на вывоз мусора – государство взяло под собственный контроль. Известно, что ФАС и Минстрой будут контролировать рост стоимости вывоза отходов, о чём подробнее в материале FLB «Мусорные тарифы станут «прозрачными»».
Перед Минприроды и соответствующими ведомствами, а также перед губернаторами стоит задача уменьшить нагрузку на существующие полигоны при минимальном захоронении уже существующего количества мусора, запустить высокотехнологичные мусоросортировочные и мусороперерабатывающие предприятия, расширить переработку вторичного сырья, которое пойдёт во вторичный оборот, и совсем на других условиях вывозить мусор, что вызывает немало конфликтов, поскольку может возрасти иногда в разы налоговая нагрузка на население.
Пока в стране крайне мало новых заводов мирового класса в данной отрасли, но положительный опыт уже есть. Например, в Набережных Челнах предприятие «ПромИндустрия» или сортировочный комплекс «Серебряные пруды», запущенный в Московской области летом 2018 года. Есть такие предприятия и в Нижнем Новгороде, Костроме и Тюмени. Теперь надо смасштабировать их во всех регионах. А для этого уже в 2019 году, то есть в первый год так называемой мусорной реформы, каждый субъект РФ должен будет составить план мероприятий по созданию рынка твердых коммунальных отходов, который обеспечит нормальную бесперебойную работу его основных участников, а также предусмотреть алгоритм действий на случай возникновения сбоев в работе регионального оператора. При этом сама модернизация схемы обращения с коммунальными отходами должна пройти для жителей России максимально безболезненно и комфортно. Такую задачу ставит перед собой, прежде всего, Минприроды.
Но какие бы задачи не ставили ведомства, все равно формирование новой экологической бытовой культуры – раздельный сбор отходов – одно из основных условий успешной работы новой системы обращения с ТКО. Вот почему уже с 2019 года, напомним, предложено хотя бы раздельно собирать мусор в два контейнера – твёрдые сухие отходы (пластик, бумага, стекло) – в один, а мокрые отходы (пищевые, органические) – в другой, о чём FLB рассказывало в материале «Банан и бутылка». При такой системе сбора отходов можно будет существенно увеличить объем утилизации мусора в первый год реформы, как говорят специалисты, до 30% на простых мусороперерабатывающих комплексах. Тем более что в России уже есть удачные примеры внедрения таких технологий, например, Мытищи Московской области, Москва, оператор «Эколайн», Саранск, оператор Ремондис.
Ну, а если брать международный опыт, то такие страны Скандинавии, как Норвегия и Швейцария уже одни из первых перешли на раздельный сбор и депозитную систему платы за обращение с ТКО. Правда, чтобы наладить и запустить бесперебойную отрасль обращения с отходами, а также переключить сознание местных жителей на её работу, Европейским странам понадобилось порядка 30 лет. Перед нашей страной, чтобы избежать экологического коллапса, стоит задача пройти этот путь очень форсированными темпами.
Сейчас наша страна находится в начале пути по формированию комплексной отрасли в стране. На это направлен национальный проект «Экология», в том числе и на обращение с отходами 1 и 2 классов опасности (батарейки, аккумуляторы, ртутные лампы и тп).
А для того, чтобы полноценно ввести новую систему, необходимо последовательно создать все условия и инфраструктуру, пересмотреть требования со стороны контрольно-надзорных органов, прежде всего - к бизнесу, который должен стать экологически ответственным по отношению к собственным отходам и создать новую цивилизованную отрасль в стране. Главная цель - нулевой процент захоронения отходов, их полная переработка или утилизация.
Продолжает модернизироваться и законодательная база. Так, Государственная Дума РФ рассмотрела в третьем чтении поправки к законопроекту «Об отходах производства и потребления», которые дают дополнительные механизмы, способные оперативно решать возникающие вопросы, как-то: внезапное прекращение деятельности регоператора или возникновение дефицита мощностей зарегистрированных полигонов. Для этого допускается возможность использования старых полигонов и установлен окончательный срок их ликвидации.
Отдельно стоит отметить, что в рамках реализации федерального проекта «Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами» к 2024 г планируется:
- Ввести в промышленную эксплуатацию 23,1 млн. тонн мощностей по утилизации отходов и фракций после обработки ТКО;
- Ввести в промышленную эксплуатацию 31,7 млн. тонн мощностей по обработке ТКО;
- Увеличить долю твёрдых коммунальных отходов, направленных на утилизацию до 36%;
- Увеличить долю твёрдых коммунальных отходов, направленных обработку до 60% в общем объеме образованных ТКО;
- Сократить долю импортного оборудования до 22 %.
Добавим, что уже в 2018 году в субъекты Российской Федерации направлен 1 млрд рублей на создание объектов по обработке и утилизации отходов. С 2019 года планируется ежегодно выделять на это в три раза больше бюджетных средств.
На эти средства в 2018 году создано 22 объекта в 15 субъектах Российской Федерации общей мощностью 875,85 тыс. тонн. В 2019 г. будет создано 39 объектов в 22 субъектах Российской Федерации. Сейчас на территории Российской Федерации действует 240 объектов обработки и утилизации отходов, из них 111 создано в 2017 г.
В целом же к 2024 году планируется создать около 200 современных объектов по обработке и утилизации отходов, общий объем средств выделяемых на их создание из федерального бюджета составит порядка 95 млрд рублей. Таким образом, к 2024 году можно будет увеличить долю твёрдых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, до 36% и обработку до 60%, а отходы станут вторичным сырьем для последующих циклов производственной деятельности.
Конечно, мы не очутимся сразу в сказке, но если последовательно создавать все условия для решения одной из самых острых социально-экономических проблем общества, в том числе увеличить требования к бизнесу по переработке отходов и воспитать новую экологическую культуру, то решить эту проблему в пять раз быстрее, чем Европа, вполне возможно. Тем более что уже есть проторенный путь.