Глава Минприроды РФ Дмитрий Кобылкин выступил 5 декабря на своём первом «правительственном часе» в Госдуме. В мероприятии приняли участие представители 41 непарламентской партии. Программа выступления Кобылкина затронула все направления работы Минприроды, однако большинство вопросов касалось ситуации с твердыми коммунальными отходами (ТКО), передает «Уралинформбюро» .
Новая система обращения с отходами должна заработать в стране с 1 января 2019 года, но чем ближе к этому сроку, тем большие опасения в связи с ее реализацией высказываются. И первое опасение – реформа может забуксовать, а города и посёлки увязнуть в мусоре и недовольстве людей.
«Мы отдаем себе отчёт, что реформа очень сложная, но переносить её смысла не видим, поскольку во многих регионах полигоны фактически себя изжили. Мы внимательно смотрим и мониторим все субъекты, уже несколько совещаний проводили и с губернаторами, и с регоператорами», - заявил министр экологии Дмитрий Кобылкин и перечислил наиболее важные реализуемые меры – строительство инфраструктуры по переработке ТКО, создание реестра полигонов, эксплуатация которых началась до реформы, а также контроль за установлением тарифов. Это даёт основание Кобылкину быть уверенным в том, что к 2024 году доля отходов, направленных на обработку, должна составить 60%, а экологическая ситуация - значительно улучшиться.
В то же время аудитор Счётной палаты Алексей Каульбарс говорит о серьёзных рисках и недостижении целей в реализации экологических проектах, в том числе и «мусорной реформы». Серьезной проблемой, по мнению аудитора, является то, что большая часть финансирования программ предусмотрена за счет внебюджетных средств, но под них не прописано достаточно обоснований и конкретных механизмов реализации.
«Одна из основных проблем реформы – отсутствие достоверных данных об объектах ТКО. По информации на 1 ноября, восемь регионов выбрали регоператоров частично, два – не выбрали совсем. Существуют риски, что реформа не начнется одновременно во всех субъектах», - заявил Каульбарс, отметив, что такие важные направления, как сокращение объектов складирования отходов и их раздельный сбор не нашли отражения в проектах Минприроды.
«Мусорную» реформу также раскритиковали и в российском Парламенте. Так, единоросс Александр Авдеев заявил, что 73% актов Минприроды разрабатываются с нарушением по срокам, порой они переносятся до 10 раз. «Накапливается ущерб, образуются новые свалки, горит и не восстанавливается лес, растет напряжение в обществе. Средства в размере полумиллиарда рублей, направленные на проработку территориальной схемы, можно считать выброшенными, поскольку терсхему придётся перерабатывать и проводить через публичные слушания. Толкового обсуждения не было ни в одном регионе», - нарисовал безрадостную картину Авдеев.
Один из ключевых вопросов предстоящей реформы – рост тарифов на вывоз мусора, хотя ФАС и Минстрой обещали, что будут контролировать рост стоимости вывоза отходов. Ляжет ли эта статья расходов на бедную часть общества больше, чем раньше, покажет время. Пока же и Дмитрий Кобылкин пообещал не допустить серьезного роста. По его словам, Федеральная антимонопольная служба проводит ряд мероприятий по фиксации размера платежей: «Есть превышения. По разным причинам - кто-то в близких отношениях находится с регоператорами. Мы это видим. Но и не повышать тарифы нельзя. Иначе регоператоры не смогут «нарастить жирок», чтобы построить инфраструктуру».
Депутаты-праведливороссы в Госдуме уверены, что для участников этого рынка экономически невыгодно сортировать мусор и осуществлять его раздельный сбор, поскольку сложно доставлять мусор, не развита соответствующая инфраструктура, да и жители не заинтересованы.
На это Дмитрий Кобылкин повторил, что это «сложнейшая реформа, может быть, одна из самых сложных в истории страны». «Европа с 50-х годов прошлого века к этому шла. Я считаю, одно только то, что мы начали реформу – уже хорошо. В каких-то субъектах уже налажен раздельный сбор. Нам предстоит создать целую бизнес-индустрию по вторичной переработке мусора, вторичному производству. Когда цепочка замкнется, тогда за разделенным мусором будет охота, поверьте мне», - пообещал министр депутатам.
До сих пор далеко не все власти на местах понимают, что делать с «мусорной реформой», считают в ЛДПР. При этом повышение тарифа ударить, прежде всего, по жителям сельской местности.
Надо произвести честный анализ того, что происходит, чтобы позволить некоторым регионам отложить старт реформы, - заявили в ЛДПР. Игнорирование общественных слушаний, отсутствие многих механизмов делает процесс начала «мусорной» реформы затруднительным.
К слову, на сегодня большинство регионов, в том числе Москва и Санкт-Петербург, не готовы к проведению реформы. Многие просят перенести начало на 3 года.
Дмитрий Кобылкин в свою очередь призвал региональные власти к открытости. «Нельзя осуществлять работу не открыто, без участия людей. Любой объект должен проходить общественные слушания, по-другому быть не должно. Те субъекты, которые этого не делают, подрываются на «минах», которые сами себе подкладывают», - заявил министр.
Стоит в связи с этим добавить, что 2 декабря тысячи жителей Архангельской области вышли на митинги против завоза твердых коммунальных отходов из Москвы и строительства мусорных полигонов. «Поморье – не помойка», - заявили архангелогородцы и потребовали отставки губернатора Игоря Орлова. Недовольство россиян увеличившимися счетами за мусор уже после нового года может вылиться в митинги по всей стране.
Вот почему во время правительственного часа в Госдуме непарламентские партии предложили ввести личную ответственность губернаторов за осуществление «мусорной реформы» и отказаться от монополистов-регоператоров. Более того, был поднят вопрос о том, почему из школ убрали экологические уроки.
До начала реформы осталось меньше месяца, мы продолжаем следить за развитием событий.