Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь.
СОВЕРШЕННО ПУСТАЯ ВНУТРИ, НО НЕПОМЕРНО АБСОЛЮТНАЯ ВЛАСТЬ ВОВНЕ
19 апреля 1979 г.Пленум ЦК. Назвали кого и куда изберут на сессии Верховного Совета. Как всегда, члены ЦК явились в Свердловский зал за два-полтора часа до начала (мест там едва хватало на всех). За несколько минут до начала зал замолк в гнетущем ожидании: будет Сам или не будет. Болел с конца марта, узнали об этом потому, что визит Жискар д’Эстэна пришлось отложить.
Вышел... Долго хлопали. Но гнетущая атмосфера не покинула зал – от полной, явной, разительной, физической и умственной беспомощности Генсека. Еле вязал слова, бодрячился, пытался шутить, когда выступал Суслов - получалось нелепо и неловко. На фоне этой, совершенно пустой внутри, но непомерно абсолютной власти вовне, ещё резче выпирала штамповочная функция высшего партийного органа.... В том числе и при назначении кандидатур во все органы власти, на должности министров - все те же, ну хоть бы для смеха одного заменили. Средний возраст, наверно, около 70-ти.
Прим. FLB. В дневниках Анатолия Черняева достаточно записей о здоровье Леонида Ильича и все на тему больной генсек – больная власть:
- 6 апреля 1972 г. «Брежнев тогда ещё соображал вполне нормально для своего положения».
- 1 января 1976 г. «Брежнев очень тревожился по поводу того, что болезнь челюсти не позволит ему внятно говорить несколько часов подряд».
- 22 марта 1977 г. «Брежнев путал порядок слов, читал их неправильно, создавая бессмыслицу».
1 апреля 1978 – «Повторение Хрущёвиады в абсолютно фарсовом виде».
- 9 марта 1979 г. «Брежнев был в наихудшей форме, если это вообще возможно – быть «хужее».
2 апреля 1980 г. «К всеобщему удивлению Брежнев сам говорил бодро, не коверкал фраз и слов, не бормотал».
2 апреля 1982 г. «Брежнева сняли с самолёта, прилетевшего из Ташкента, стоять на ногах не мог, и прямо в санитарную машину».
См. предыдущую публикацию: «Снят Шелепин. В общем-то, конечно, хорошо, что полетел Шурик, претендент в «наполеончики». Но, тем не менее как-то всё непонятно делается... и почему именно сейчас?» Что было в Кремле в 1975, 1982 и 1985 годах.