FLB продолжает разговор о внешних угрозах Рунету, проблемах всемирной Сети вообще, исходящих от компаний-монополистов - поставщиков интернет-услуг, и о том, как надо выпутываться из сложившейся ситуации. Сегодняшний собеседник редакции - Алексей Сотский, специалист по компьютерной безопасности Учебного центра «Информзащита» (стаж 20 лет), сертифицированный инструктор компаний «Код Безопасности», Kaspersky Lab, Крипто-Про, Microsoft Certified Trainer, Microsoft Certified Solutions Associate по Windows Server 2008, 2016, разработчик методических материалов, участник телепередачи «Своя игра». Что любопытно, начиная с 2014 года Алексей на деле претворяет в жизнь персональную программу импортозамещения и контрсанкций – со своей семьёй ездит в отпуска только по России и странам СНГ и старается использовать приложения российской разработки.
«ДЛЯ СТРУКТУРНЫХ ОТРАСЛЕЙ КАТАСТРОФЫ НЕ БУДЕТ»
- Алексей, в Национальной кибер стратегии США (ноябрь 2018 г.) прямо сказано, что у Америки два врага: Россия и Китай. Тем не менее, некоторые наши специалисты в реальность серьёзной угрозы интернет-санкций Запада в отношении России категорически не верят. Вы в этом смысле оптимист или пессимист?
- Конечно, хочется быть оптимистом, но жизненный опыт заставляет оптимизм сдерживать. Если будет на то политическая воля в Соединённых Штатах, возьмутся за нас всерьёз. Другой вопрос, что эта самая политическая воля должна быть консолидирована по всем вовлечённым службам и по всей управленческой вертикали в этих службах – а вот это как раз трудно себе представить. Там бюрократия такая же малоэффективная, как наша – почитайте законы Паркинсона. В результате будут, конечно, пытаться выполнить распоряжения вышестоящего руководства, но в итоге окажется, что действовали кто в лес, кто по дрова, средства потратили, а результат – наполовину от желаемого. Поскольку желаемый результат – это нанесённый нашей стране ущерб, то, конечно, всё равно будет неприятно, хотя сомневаюсь, что всех поставленных целей в отношении России они сумеют достичь.
- Что, на ваш взгляд, произойдёт, если мировые монополисты предоставления интернет-услуг и программного обеспечения (такие, как Google, Apple, Microsoft и т.д.) из-за каких-нибудь новых санкций перестанут обслуживать российский сегмент Интернета — полностью или частично, как это уже случилось с китайской компанией Huawei, о прекращении программного обслуживания которой уже объявил Google? Насколько это будет катастрофично для наших государственных служб, структурных отраслей (электроснабжение, транспорт, связь) и для частного бизнеса?
- Для структурных отраслей катастрофы не будет, так как их сети (в соответствии с давно действующими государственными нормативами по защите информации) и так не подключены к Интернету. Физически. Нет кабелей данных, ведущих из сетей общего доступа в эти сегменты.
Другое дело - все прочие отрасли и ведомства, чья деятельность сейчас изрядно завязана на использование интернета. Но и тут будет речь не столько об интернете в целом, сколько об использовании ресурсов, физически располагающихся не в России. У кого такие есть – скорее всего, их лишатся. Передача данных внутри страны по идее прерваться не должна, ибо каналы данных проложены, а инфраструктура оптимизирована, чтобы внутрироссийский трафик передавался по внутрироссийским каналам связи. Где чего по этой части не доделано – как раз сейчас (в свете пресловутого «Закона о недёжном интернете») во исполнение этого закона надо все «хвосты» подчистить.
Замечу, что даже при самом негативном сценарии развития событий придётся делать всё то же, что и так ни шатко, ни валко делается сейчас, но уже в авральном режиме, затрачивая больше сил и средств, чем может понадобиться в спокойных обстоятельствах. Согласен, что импортозамещение – это вопрос национальной безопасности России, тем не менее, считаю, что разобщённость наших противников и тамошняя бюрократическая неэффективность снижает остроту проблемы.
НАШИ СОФТЕРНЫЕ КОМПАНИИ ВЫДАЮТ КЛАССНЫЙ ПРОДУКТ
- Что государство может и должно сделать, чтобы обезопасить страну и стать полностью независимыми от «американской санкционной кнопки»?
- На мой неискушённый взгляд, что надо – уже делается, и форсировать как-либо эту деятельность вряд ли возможно.
- Сейчас у нас при всей госполитике импортозамещения в IT-сфере этот процесс сильно буксует. Ваше мнение: почему российские компании всеми правдами и неправдами отказываются от отечественного ПО?
- Потому что ими уже сделаны огромные вложения в существующие IT-системы, в существующую IT-инфраструктуру, создан задел использования, сделаны большие наработки – и что, всё это опять пересоздавать с ноля, а все предыдущие вложения коту под хвост? Так думают специалисты, так думает руководство, оценивая риски последствий от дальнейших санкций, «которые к тому же ещё неизвестно – будут ли, и какие будут».
Не забываем и о том, что по всем существующим направлениям западные компании имеют огромный задел, сотни тысяч человеко-лет работы. Преодолеть этот разрыв наши программисты, разрабатывая аналоги используемых сейчас систем, чисто физически не могут.
- Как мотивировать, чтобы они закупали именно российские продукты?
- Затрудняюсь что-то придумать. Субсидирование какое-то предусмотреть, отчасти компенсирующее издержки миграции, вряд ли что-то ещё… Кстати, вопрос сам снимается, когда наши софтверные компании выдают классный продукт – те же решения от 1С, от той же «Лаборатории Касперского» (а список на самом деле шире!) используются весьма широко и в существующей конкуренции с западными программными продуктами. А вот тем, кто свою автоматизацию построил на платформе SAP, и задумывается о миграции на 1С, как-то надо помочь, потому что такой переход – это ОЧЕНЬ тяжёлая и трудоёмкая эпопея, всегда. Потому и открещиваются, кстати.
- Противники импортозамещения приводят свои аргументы. Одни говорят, что отечественное ПО нужно властям, чтобы контролировать информационные потоки, собирать информацию о своих пользователях-гражданах и держать их всех «под колпаком». Другие – что помимо увеличения стоимости устройств, инициатива приведёт к снижению защищённости данных пользователей, качество продукции упадёт, рынок ждёт стагнация, Apple и другие компании уйдут с российского рынка (и их представители об этом открыто заявляют).
- Все приведённые «аргументы» - демагогия чистой воды. Серьёзная, реальная причина – это, во-первых, трудности перехода, и во-вторых, в значительной степени отсутствие отечественных аналогов используемого ПО, обладающих сопоставимым уровнем функционала и потребительских качеств, того же удобства использования.
С КИТАЙЦАМИ КООПЕРИРОВАТЬСЯ НЕ СТОИТ
- Способны ли, на ваш взгляд, наши производители ПО создать продукт мирового уровня? И как их мотивировать?
- Я уже сказал, что создать продукт мирового уровня наши разработчики вполне могут, уже делают. Как их мотивировать? В условиях существующих правил игры, первое что можно сделать – это предусмотреть какие-то преференции при госзакупках. Возможно, внести изменения в законодательство, прежде всего налоговое, чтобы вести бизнес в области ПО было выгоднее. Для каких-то типов систем, каких у нас в стране ещё не создано (CAD-системы, например) возможно, запустить госпроекты по разработке (по аналогии с подготовкой к Олимпиаде в Сочи). При этом чиновникам-управленцам не забывать, что простое краткосрочное увеличение финансирования и увеличение числа вовлечённых программистов не так уж сильно увеличивает скорость разработки, ведь программу нужно ещё придумать перед тем, как непосредственно писать программный код на языке программирования. Даже если это некое повторение западных разработок. И между прочим, классный продукт получается у тех, кто не пытается просто скопировать западные разработки, а привносят что-то от себя, и чем больше привносят, тем более классный результат.
- Насколько, на ваш взгляд, реально нашим и китайским программистам скооперироваться, чтобы общими усилиями противостоять? Например, поговаривают о предложении компании Huawei нашей операционной системы «Аврора»...
- Для начала надо на уровне принятия управленческого решения понять, хотим ли мы независимо развивать собственные технологии или вместо технологической зависимости от США оказаться в технологической зависимости от Китая? Китайцы сейчас вполне могут сами справиться, и на вторые роли в такой кооперации не согласятся, а в таком случае нужно ли это нам? Что-то я сомневаюсь.
ОБРАТНОЙ ДОРОГИ НЕТ
- Буквально на днях депутаты Госдумы предложили дополнить ст. 4 закона «О защите прав потребителей» требованием обязательной предустановки российского ПО на всех новых смартфонах, компьютерах и телевизорах с функцией Smart-TV. Они считают, что эта преференция поможет развитию российских IT-компаний. В связи с этим два вопроса. Какое именно высококонкурентное российское программное обеспечение – сервисы, программы, приложения – вы бы предложили внести в перечень правительства для предустановки на гаджеты, продающиеся в стране? И в каких категориях ПО продукты российской разработки уже конкурируют (или могли бы конкурировать) с иностранным ПО и оборудованием?
- Высококонкурентное – не высококонкурентное, но было бы вполне уместно видеть на смартфоне предустановленное приложение госуслуг. Кстати, уже встречаются смартфоны с предустановленными российскими приложениями: сервисы Яндекса, антивирус Касперского, мобильное приложение Сбербанка, навигационные программы (на одном Навител, на другом 2ГИС).
На второй вопрос отчасти я уже ответил. Просто нужно много всяких специализированных программ, нужных для разных определённых отраслей, и вот тут нашим разработчикам фронт работ немереный. Сложнее с оборудованием, и для производства микросхем и компонентов всякой электроники, и для производства всего прочего, что нужно для жизни в нашей стране. Даже на оборонных предприятиях используются импортные станки! Между прочим, станкостроение, вообще разработка промышленных технологий и программирование – отрасли весьма взаимосвязанные, ведь в существующих технологических решениях системы автоматизированного проектирования выдают в результате файлы в формате, который сразу загружают в станок с ЧПУ (причём у каждого вендора этот формат отличается, специально чтобы подсадить потребителя именно на свои решения), и с проектированием/производством микросхем та же история… Вот где конь не валялся! (Или может, я просто не в курсе, а на самом деле работа кипит, просто её не афишируют особо.)
- И последний вопрос. Верите, что импортозамещение в IT-сфере – это русская сказка с хорошим концом?
- Верю, что без импортозамещения у нашей сказки точно будет плохой конец.
Беседу вел Андрей Колобаев
См. предыдущие интервью на эту тему:
- «Нервозно, но полезно»
Максим Демидов: «Ничто в нашей жизни и работе не должно зависеть от одного единственного сервиса. И не важно, западный он или российский».
- «Все наши смартфоны превратятся просто в куски железа»
Олег Сульянов: «Перспектива - в создании качественных отечественных высокотехнологичных продуктов, которые можно экспортировать вместо сырья».
- «Поддержка государства подстегнёт рынок разработки»
Евгений Картавченко: «Появится необходимость - российские программисты напишут и предоставят на внутренние локальные «апп-сторы» любое требуемое количество качественных программных разработок».
- «Как всю Армению на 5 часов от интернета отрубили»
Марк Григорян: «Один из способов защиты интернета –диверсификация способов выхода в глобальное интернет-пространство за счёт создания спутниковых каналов».
Журналист Андрэ Баллин: «Чего действительно не хватает для преследования распространителей противозаконного контента - это сотрудничества на международном уровне».