FLB продолжает разговор о внешних угрозах Рунету и проблемах всемирной Сети вообще, исходящих от компаний-монополистов - поставщиков интернет-услуг. (См. «Нервозно, но полезно»)
Сегодняшний собеседник редакции — Олег Сульянов, технический директор диджитал агентства M2Hagency. Имея более чем 14-летний опыт в бэкенд разработке на 1CБитрикс, RubyonRails, Go и многих других языках программирования,Олег руководит командой из шестнадцати разработчиков, включающих разноплановых специалистов по фронтенд и мобильным платформам. Проекты студии заслужили множество наград и были удостоены премий на конкурсах Золотой сайт, Золотое приложение, Рейтинг рунета, Awwwards, FWA и CSSDesignAwards.
(На иллюстрации - здесь и далее - приложения и сайты, разработанные M2H agency)
— Олег, насколько реальна угроза интернет-санкций Запада в отношении России?
— Нам хочется верить, что интернет — место свободное от политики. Но, к сожалению, это не так, и существует множество примеров, являющихся тому доказательством. В Китае, например, нельзя воспользоваться почтой или сервисами Google, в России – мессенджером Telegram и социальной сетью LinkedIn, а в США не работает целый ряд российских сайтов.
Раньше считали, что блокировка какого-то куска сети для большой группы пользователей технически невозможна — существуют VPN и другие способы обходить подобные блокировки. Но технологии совершенствуются, а мы всё больше зависим от конкретных сервисов, находящихся в определённой стране, так что можно смело заявить, что заблокировать по желанию определённый сегмент интернета уже возможно.
— Что будет, если российский интернет отключат от общемирового?
— Понятие российский интернет немного размыто – если считать, что страна прописки того или иного сервиса, которым мы пользуемся в повседневной жизни, это физическое местоположение серверов, на которых располагается информация, передаваемая пользователю, то возникает проблема. Современные проекты весьма сложны и задействуют множество серверов, часть из которых может располагаться за пределами РФ. Например мобильное приложение российской компании физически скачивается из магазинов AppStore и GooglePlay и хранятся в дата центрах компаний Apple и Google, находящихся не в России. Совершенно российский сервис, включая многие государственные проекты, зачастую пользуется сервисами учёта статистики GoogleAnalytics и облачными CDN (content distribution network) позволяющими оптимизировать нагрузку допустим от компании Amazon или MicrosoftAzure. Получается, что один сайт, мобильное приложение или сервис одновременно обращается к целой группе различных серверов физически находящихся по всему миру. В случае блокировок таких соединений — предоставление услуги полностью прекратится, так как сервис выйдет из строя.
Возьмём для примера Phone– без подключения к магазину AppStoreмы полностью останемся без приложений и игр и умный смартфон за десятки тысяч рублей превратится просто в телефон с помощью которого можно будет только звонить.
— Что произойдёт, если мировые монополисты предоставления интернет-услуг и программного обеспечения такие, как Google, Apple, Microsoft и т.д. перестанут обслуживать российский сегмент интернета — полностью или частично, как это уже случилось с китайской компанией Huawei, о прекращении программного обслуживания которой уже объявил Google и готов объявить Microsoft?
— Мы полностью зависим от глобальных поставщиков данных, поэтому все наши смартфоны и частично компьютеры превратятся просто в куски железа. Российские крупные игроки — Яндекс, Mail.ruGroup и Yota— пытаются заместить зарубежных поставщиков данных, но конечное решение принимается не на правительственном уровне, а потребителем в магазине. А потребитель покупает смартфоны от Apple и Google и компьютеры с установленной Microsoft Windows или Apple MacOS. Все эти устройства в случае сегментации и блокировки интернета останутся без программ, игр и важных обновлений безопасности. Не говоря уже о профессиональных решениях,например,для медицинских учреждений, которые также пользуются западными решениями, не имеющими пока аналогов в России.
— Как в свете геополитических угроз защитить работоспособность российского интернета и, вместе с тем, оградить россиян от пропаганды насилия, экстремизма, детской порнографии и прочего противозаконного контента?
— Во всем мире применяется практика ограничения доступа к запрещённым информационным ресурсам, существуют международные организации, следящие за глобальным интернетом и фильтрующие доступ к подобным сайтам на уровне интернет браузеров.
При этом от политических блокировок защитится невозможно — они в любом случае приведут к отказу устройств, зависящих от глобальных поставщиков данных, а это практически все высокотехнологичные девайсы, которые присутствуют в нашей жизни. Крайне важно развивать собственные технологичные решения, чем успешно занимается тот же «Яндекс», но мне искренне верится, что будущее интернета за глобализацией, а не сегментацией.
— Какова практика других стран по защите государственного суверенитета от общемировых угроз во всемирной Сети?
— Опыт Китая показывает, что блокировки пережить можно, и частично они способствуют развитию локальных экономик, например, блокировки Google и Facebook в этой стране привели к развитию собственных аналогичных сервисов, которых раньше не было.
При этом важно заметить, что Россия всегда была и остаётся передовой страной в плане высоких технологий — наши компании «Яндекс»,Parallels, ABBYYи многие другие создатели качественных IT-продуктов известны во всём мире и их продуктами пользуются во множестве стран. Хочется верить, что перспектива именно в этом — в создании качественных отечественных высокотехнологичных продуктов, которые можно экспортировать вместо сырья.
Беседу вёл Евгений Даенин
См. предыдущее интервью на эту тему:
«Нервозно, но полезно»
Максим Демидов: «Ничто в нашей жизни и работе не должно зависеть от одного единственного сервиса. И не важно, западный он или российский»