FLB продолжает разговор (см. #Если_завтра…) о внешних угрозах Рунету, проблемах всемирной Сети вообще, исходящих от компаний-монополистов - поставщиков интернет-услуг, о проблемах импортозамещения в IT-сфере и о том, что нужно делать в сложившейся ситуации. Сегодняшний собеседник редакции – программист, специалист по компьютерным базам данных Сергей Мишин. Он родился в Москве, закончил физико-математическую школу, МФТИ, в начале нулевых эмигрировал в США и успешно работает в крупной финансовой компании (название которой он просил не называть). Его мнение - это взгляд на ситуацию «из-за океана».
«АНТИВИРУС КАСПЕРСКОГО» В США – ПЕРСОНА НОН-ГРАТА
- Сергей, в июле американский сенатор Чак Шумер объявил приложение FaceApp питерского программиста Ярослава Гончарова (миллионы скачиваний только в США) национальной угрозой Америки и попросил ФБР провести на эту тему расследование. Следуя этой же логике, деятельность в России компаний Google, Apple, Microsoft и т.д. – являются национальной угрозой России. Разве не так?
- Разумеется так, и этом нет никаких сомнений. Не секрет, что корпорация Microsoft заведомо встраивает в свою операционную систему Windows (на базе которой работают практически все профессиональные компьютеры по всему миру) «вирусы», которые могут «шпионить», воровать и передавать информацию из любой точки планеты, а при необходимости «по команде» тот же Windows отключить, все данные удалить. Имея коды операционной системы, «шпионить» они могут легко и для этого не требуется ваше согласие. (У меня был случай, когда версия Windows 10 загрузилась на моем компьютере автоматически - без моего разрешения.) Именно поэтому, насколько я знаю, ФСБ России категорически запретила своим сотрудникам использовать в работе американские операционные системы. Они не пользуются, например, текстовым процессором Microsoft Word вообще.
А вы знаете, что сейчас в США фактически запретили продавать «антивирус Касперского» (правда, официально там фигурирует формулировка «не рекомендовано для продажи»). Объяснили это тем, что его производит «русская мафия». Напомнили, что сам Евгений Касперский когда-то был связан с КГБ. На самом деле причина в том, что именно «антивирус Касперского» обнаружил, что «шпионские вирусы» встроены во все жёсткие диски – на уровне «железа», и вы покупаете ноутбук или компьютер уже со американской «шпионской» программой.
- Кстати, в Америке действительно так боятся пресловутых российских хакеров, якобы ворующих американские доллары и влияющих на выборы президентов? Или это очередной пропагандистский миф?
- В интернете и на телевидении постоянно твердят «о зловещих российских хакерах». Но я, честно говоря, оцениваю это только как пропаганду. Да, в США есть опасность, что кто-то может влезть в компьютер, украсть деньги с кредитной карты, но я сомневаюсь, что эта угроза имеет конкретную национальную принадлежность. Существуют целые международные «кибербанды», которые воруют миллиарды долларов, среди них есть и русскоговорящие люди (например, украинцы). Просто в американских СМИ это раздувается и преподносится как «рука Москвы». Хотя, на мой взгляд, все это «высосано из пальца».
Между прочим, вы в курсе, что с территории России вы не сможете зайти на американские сайты банков или даже магазинов. Находясь в Москве, я для этой цели использую программу VPN, которая показывает, что я якобы захожу на них с территории США.
- Американцы установили компьютерный «железный занавес»?
- Не «занавес», а серьёзные преграды для тех же хакеров. Если программа «видит», что ты заходишь, допустим, в штатовский банк из России, твой запрос блокируется. Пока это можно обходить, но работа по защите киберпространства в США не прекращается ни на минуту. Я это к тому, что и Россия должна работать в этом же направлении.
США ДАВНО ВОЮЮТ ЧЕРЕЗ «ВСЕМИРНУЮ ПАУТИНУ»
- Многие российские аналитики говорят о реальности угрозы интернет-санкций Запада в отношении России и даже рисуют всевозможные апокалиптические сценарии. (Напоминают про американские санкции в отношении китайской компании Huawei, например.) По-вашему, Россию могут отключить от «всемирной паутины»? И к чему это может привести?
- Не думаю, что американские власти заинтересованы в отключении или ограничении интернета в России. Скорее, это было бы на руку каким-то российским властным структурам – как это сделали в северной Корее и Китае. Какой смысл? Сейчас все захватнические войны со стороны Америки ведутся не на поле боя, а через «всемирную паутину» - все «цветные революции» устроены с помощью интернета, то есть цель достигается минимальными усилиями. Самый наглядный пример – Украина, которая из дружелюбной по отношении к нам страны превратилась в противника. То же самое происходит в Латинской Америке и в других горячих точках земного шара. Интернет играет в этих процессах ключевую роль! Если американцы его отключат, то больше не смогут воздействовать на население других стран. Те же самые недавние митинги и беспорядки в Москве естественно организовывались через социальные сети, причём, всё шло в основном через сайты, находящиеся за рубежом. Если они «обрубят» это, тогда не будет возможности воздействовать на людей, координировать действия оппозиции. Поэтому моё мнение: отключение маловероятно. К тому же потерять российский рынок никто не захочет.
- Цель может быть другая: например, нанести ущерб нашим государственным службам, структурным отраслям (электроснабжение, транспорт, связь), частному бизнесу – тем же банкам.
- После того как в рамках санкций в Иране отключили SWIFT (это международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей), в России создали вполне успешную параллельную систему - сервис по передаче финансовых сообщений (СПФС) и теперь отключение SWIFT нашим банкам не угрожает. Наверняка не знаю, но не удивлюсь, если и в отношении работы госслужб и структурных отраслей российские власти тоже подстраховались, и какая-то глобальная катастрофа в случае отключения интернета уж точно не грозит. Думаю, в США это тоже понимают. Повторюсь: чисто технически такую «диверсию» они сделать могут, но им это крайне невыгодно.
НЕ ВЕРЮ В РОССИЙСКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ В ПРОГРАММИРОВАНИИ
- Многие считают, что импортозамещение, создание отечественных аналогов ПО – это вопрос национальной безопасности России, не меньше. Что, на ваш взгляд, Россия должна делать, чтобы обезопасить себя и стать полностью независимой от «американской санкционной кнопки»?
- Вопрос в том, насколько вообще возможно глобальное импортозамещение. Лично я в этом сильно сомневаюсь, если честно. Время было упущено. Создать какую-то свою операционную систему уровня Android (в телефонах и планшетах), Windows или Apple (в персональных компьютерах) вряд ли возможно – для этого потребуются громадные денежные вложения и годы титанического труда. Американцы в своё время вложили в их разработку миллиарды долларов и потратили на это много лет. Выйти на этот уровень – просто нереально. Единственное, что реально - разве что заменить какие-то пакеты российскими аналогами, не более того. Или создавать внутри отдельных ведомств свои закрытые «служебные» операционные системы, полностью независимые от общемировых. Вот работать над этим, на мой взгляд, имеет смысл. Не забывайте, что даже язык программирования принадлежит американцам и создать аналог на ворованном продукте нам не дадут.
- Недавно один из главных наших «импортозаместителей» в IT-сфере гендиректор группы компаний InfoWatch Наталья Касперская заявила, что большинство крупных российских компаний под разными предлогами отказываются от отечественного ПО. Ваше мнение – почему?
- Может, созданные программы (а речь, скорее всего, идёт о каких-то чисто российских приложениях для банков, компаний, магазинов и т.д., где операционная система, базы данных, язык программирования всё равно - американские) ещё плохо проработаны, «зависают», дают ошибки. Иначе, какой смысл им отказываться?!
- Противники импортозамещения приводят свои аргументы. Например, говорят, что отечественное ПО нужно властям, чтобы контролировать информационные потоки, собирать информацию о своих пользователях-гражданах и держать их всех «под колпаком».
- Разве лучше, когда всех держат «под колпаком» импортные спецслужбы? Не думаю. Если будет создаваться отечественное ПО, туда тоже наверняка будут встроены похожие «шпионские» программы. Но лучше уж будут за россиянами присматривать свои, чем чужие – это факт.
- Депутаты Госдумы предложили дополнить ст. 4 закона «О защите прав потребителей» требованием обязательной предустановки российского ПО (сопоставимом по потребительским свойствам и качеством западным аналогам) на всех новых смартфонах, компьютерах и телевизорах с функцией Smart-TV. Для нарушителей предусмотрены серьёзные штрафы. Авторы законопроекта полагают, что эта преференция поможет развитию российских IT-компаний. По-вашему, подобный «ход» приведёт к желаемым результатам?
- Когда что-то делается насильно, то это не очень хорошо. Не верю, что подобные запреты сработают. Разумеется, продвигать продукцию российских компаний всё равно надо, только не варварскими, силовыми методами.
- Если всё-таки закон примут… Какое именно высококонкурентное российское программное обеспечение (сервисы, программы, приложения), на ваш взгляд, достойно предустановки на гаджеты, продающиеся в стране?
- Наверное, оно есть, просто я сейчас, что называется, отстал от реалий – всё-таки приезжаю в Россию не часто. Тот же «антивирус Касперского» - прекрасный продукт, я охотно пользуюсь браузером «Яндекс» - «Яндекс»-картами, «Яндекс»-навигатором, знаю, что есть хорошие пакеты для бухгалтерии. Они могут конкурировать, но не в тех масштабах, как бы хотелось.
Мне, если честно, не до конца понятна цель и средства самой программы импортозамещения. Вот, например,в США существует госпрограмма поддержки небольших корпораций, фирм, разрабатывающих новое программное обеспечение для банков, страховых или медицинских компаний. В них вкладываются огромные деньги, и этот рынок в США даже намного больший, чем рынок персональных компьютеров или телефонных приложений. Я как раз работаю в этой сфере. Какой продукт будут разрабатывать российские программисты, мне не совсем понятно. Повторюсь, создать аналоги мирового уровня – очень сложное дело и я не уверен, что России по силам создать свой операционный костяк. Лично я не верю в российскую «революцию» в области программирования.
ВУНДЕРКИНДЫ БУДУТ УХОДИТЬ В ГУГЛЫ И ЭППЛЫ
- Почему? Ведь таланты у нас есть - ежегодно команды молодых программистов из российских вузов выигрывают мировые чемпионаты по программированию. Просто большинство потом уходят работать в гуглы и эпплы...
- Конечно, они будут уходить. Во-первых, там зарплата намного выше. А потом, не забывайте, когда эти вундеркинды выигрывают олимпиады и чемпионаты, они ещё совсем «сырые» специалисты. Чтобы стать профессионалами, им нужно поработать в серьёзных фирмах, где они пройдут огни и воды и действительно со временем станут высококлассными профи. В России таких фирм ничтожно мало и уж тем более нет таких монополистов как Google, Apple, Microsoft, где можно участвовать в глобальных проектах и создавать новые продукты. Конечно, они будут уезжать. Посмотрите: сегодня большинство работающих программистами в Америке – индусы, и в самой Индии сейчас бум программирования. Но я не видел ни одного индийского продукта мирового уровня – они просто работают на американские корпорации. Все страны вкладывают деньги и взращивают молодые таланты, которые всё равно уезжают туда. Даже дело не в зарплатах. Где в России им работать, если в «Яндексе» или «Лаборатории Касперского» штат – на несколько десятков человек? Любая российская фирма – крохотная песчинка на фоне мировых монополистов.
- Значит, здесь нужно что-то менять. Что нужно делать, чтобы они оставались и приносили пользу России?
- Если бы военно-промышленный комплекс развивался в этом направлении и в него вкладывались деньги, они могли бы идти туда, например. В любом случае (я тут Америку не открою!) нужны серьёзные вливания, должны создаваться рабочие места в серьёзных компаниях - с хорошими зарплатами, интересной работой и перспективами. Нужна реальная госпрограмма, нужно создавать мощный программистский центр, который сам мог бы осуществлять кибератаки на противников, в тоже время защищать от этого. Тогда можно будет параллельно разрабатывать независимые специализированные операционные системы и туда привлекать молодых программистов.
- Я правильно понял, в целом к программе импортозамещения и тому как сегодня она реализуется, вы относитесь скептически?
- Нет, не отношусь скептически. Главное, чтобы это не превратилось в нашу обычную систему, когда деньги разворовываются. Типа «проекта Сколково», где деньги только исчезают, летят как в «чёрную дыру», а результата не было и нет. Просто лично я пока позитивных перемен не вижу. А заниматься всем этим всё равно нужно – иначе пропасть будет только увеличиваться.
Беседу вёл Андрей Колобаев