История 23.12.18 16:19

Умер Устинов

FLB: «Хоронят обыденно. Видно, не хотят «акцентировать». … «Сегодня день ликования всей Москвы: снят, наконец, Гришин. Заменён Ельциным». Что было в Кремле 23 декабря: в 1979, 1984, 1985, 1990 и 1991 годах

Умер Устинов

Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь.

СТОЛЬКО ПРЕСТУПЛЕНИЙ СОВЕРШИЛ, СТОЛЬКО ЛЮДЕЙ ЗАГУБИЛ, СТОЛЬКО ИСПОХАБИЛ...

23 декабря 1979 г. Я спросил Б.Н.’а (Пономарёва) читал ли он статью о Сталине, подготовленную для «Коммуниста».

– Нет. Приглушая голос и отходя из-за стола подальше от телефонов (это меня всегда умиляет: по сталинской инерции он инстинктивно боится прослушивания), говорит: ведь как ломали эту статью, все говорят о балансе положительного и отрицательного в Сталине, а фактически тянут целиком на положительное. Даже этот Долгих... сам ведь мне рассказывал, как под Москвой в 1941 году солдаты без винтовок на фронт приходили. И он же выступил против фразы об ошибке Сталина в определении сроков войны, «безобидной ведь фразы-то по сравнению со всем другим, что Сталин наделал». Да и другие подстать Долгих. Там на самом верху, конечно, не перешибёшь.

А здесь-то ведь можно было сказать... Не понимаю, чего хотят: столько преступлений совершил, столько людей загубил, столько испохабил... (ругается матом, что бывает редко), и вот, пожалуйста, - много, мол, чёрной краски в статье! Это Капитонов всё там воняет... мелкий такой интриган. Крутит. Ещё при Катушеве пытался группировочку в Секретариате создавать... Ах, нехорошо! И т.п.

Мне и слова не удалось вставить в эту путанную, со многими междометиями и намёками речь. Не всё буквально было понятно. Но общий смысл, видимо, состоял в том, что мало того, что царит некомпетентность и старческая импотенция, а ещё и ностальгия по сталинским временам... И горечь, что самому не дают развернуться. Кстати, он-то, занимаясь историей партии, знает очень много про Сталина – такое, чем те другие и не подумали поинтересоваться. Но в нём всё время явно чувствуется и личная ненависть к Сталину. Это не очень понятно... Он же ведь не из «интеллихентиков»... И никто из его близких не сидел и не расстрелян.

Взял опять (в честь 100-летия) томик Исаака Дейчера «Сталин» (он у меня по- французски). Итоговая глава: «Диалектика победы», много там всяких мыслей – и о «революции в одной зоне мира» (параллели с Наполеоном – в Рейнской области, Италии, Бельгии, Польше и т.д.), и о смысле железного занавеса, вновь опущенного после войны, и о том, что, назвав 30-ые годы социализмом, Сталин легализовал ложь как официальную идеологию, и о боязни «декабристов» – офицерского корпуса, который был единственной морально компактной силой, способной в потенции противостоять сталинскому порядку, и о том, что имя Жукова исчезло из пропаганды уже в 1946 году, а в статье «Правды» к трёхлетию взятия Берлина в ряду сталинских генералов, участвовавших в этой операции, Жуков даже не упомянут...

В «Новом мире» роман «Предел возможного» Иосифа Герасимова, ещё одного талантливого еврея, который сумел показать нашу военную (тыловую) и послевоенную героическую историю, не кланяясь никаким мифам и догмам, и в духе незамутненного демагогией патриотизма.

«СЪЕЗД РЕАЛИСТОВ И НОВАТОРОВ»

23 декабря 1984 г. Умер Устинов. Хоронят обыденно. Видно, не хотят «акцентировать».

Загладин рассказал сплетню: Александров слышал разговор своего шефа с кем-то о том, кем можно было бы заменить Тихонова. Черненко «выступил» со статьёй в «Коммунисте» №18, теоретической, предсъездовской. Я пока слышал её только по радио. Производит впечатление – корреспондирует с его выступлением на ПБ по поводу того, что апрельский Пленум должен будет принять решение о XXVII съезде – ноябре-декабре 1985-го и как к нему готовиться. «Самобытно». Дать делегатам выговориться, против парадности и формализма, «съезд реалистов и новаторов». Статья, действительно, в пафосе реализма. Дай Бог! Но не корреспондирует с личными данными Генсека, это настораживает.

На школьной встрече у Алины по случаю дня рождения покойника Вадьки, я очень отстаивал значение слов, которые будут сказаны на съезде. Это было в субботу вечером, а в пятницу Загладин затащил меня к себе беседовать с Уинцингером (зав. международным отделом ЦК французской соцпартии). Загладин ведёт серьёзные переговоры с социалистами Франции, а по мне это пустое занятие. Я был раздражён, торопился, поэтому не удержался и порассуждал о пользе подобных визитов, но вежливо, намёками. Переговоры шли по-французски. Я с этим справился, но когда произносил что-то длинное, делал это через переводчика, впрочем, неплохого.

Читаю «Дети Арбата», вторую часть, первую читал два года назад. Говорят, что вмешался Горбачёв и будто разрешили печатать в начале 1985 года в «Октябре». Очень сомневаюсь. Сталин у Рыбакова идёт как литературный герой, с внутренним монологом, в котором всё время контрастирует себя с Лениным. Роман этот – попытка разгадать, что такое Сталин психологически и философски и почему он стал возможен. Но последнее – смесь Достоевского с Медведевым. Роман большого таланта.

СНЯТ, НАКОНЕЦ, ГРИШИН

23 декабря 1985 г. Только что вернулся с Мальты, где возглавлял делегацию КПСС к коммунистам и лейбористам, которые сейчас там у власти. На обратном пути побывал в Риме.

Сегодня день ликования всей Москвы: снят, наконец, Гришин. Заменён Ельциным.

Вчера Б.Н. отведя меня подальше от телефонов, рассказал полушепотом: «первый» (показал на пальцах, но имени не произнёс) потребовал, чтобы Меньшикова (консультант) духу не было в аппарате ЦК. Записали его разговор с американцами в ресторане. Болтал, что он, Меньшиков, сердцевина мозгового треста и поставляет главные идеи Горбачёву. Б.Н. поручил мне трудоустраивать Меньшикова (кстати, его собственная креатура, любимчик). Но, трудоустраивая, причину объяснить нельзя. Подсказал, может к Арбатову в институт? Но как же можно, - возразил я, - когда Арбатов его считает подонком из подонков.

ГОРБАЧЁВ СИДИТ В ПРЕЗИДИУМЕ РЯДОМ С ЕЛЬЦИНЫМ

23 декабря 1990 г. Фантасмагория какая-то: Горбачёв сидит в президиуме Съезда рядом с Ельциным. Улыбаются друг другу. Шушукаются. Слева сидит Лукьянов, который почти без зазрения совести играет против него. В докладе Лукьянова о поправках к Конституции предлагается повязать президента на каждом шагу парламентским контролем.


М.С. ни с кем из нас не разговаривает, не звонит ни помощникам, ни даже своим любимым Яковлеву и Примакову. А бумажки составляет и кадры подбирает ему в новые структуры Лукьянов.

Я написал ему позавчера вечером записку: Шеварднадзе не вернуть, надо думать о других. И предложил в таком порядке – Яковлев, Бессмертных, Примаков, Дзасохов. Каждому дал характеристику – с точки зрения внешнего и внутреннего резонанса на назначение кого-то из них и личную. О Яковлеве вписал: это был бы акт того самого Горбачёва, который не отступает от перестройки «несмотря и невзирая».

Вчера Примаков мне сказал, что он тоже предложил Горбачёву Яковлева, но М.С. возразил: во-первых, не пройдёт, во-вторых – «он против меня интервью даёт». Да, сильно нагадили Горбачёву на Яковлева Крючков, Лукьянов и т.п. Вечером из машины М.С. позвонил.

- Ну, что у нас?
- Вам виднее, что у нас.
- Хорошо. Что у тебя?
- У меня – обмен телевизионными посланиями с Бушем к Новому году; приветствие арабскому Совещанию по Персидскому заливу; ответ Фиделю; интервью «Асахи» другие мелочи.
- А что у нас с визитом в Японию?
(Я крайне удивлён был этим вопросом: только сейчас об этом и думать!)
- Два месяца назад вы назначили комиссию во главе с Яковлевым по подготовке визита в Японию. Что она наработала, я не знаю, но у меня своё досье.

- Ещё что?
- В начале января приезжает мининдел Японии. К кому он приедет?

- Ладно. Пока, - положил трубку.

Обида у меня долго не проходила: значит, он не хочет со мной говорить о главном, что происходит вокруг. А с другой стороны: что - подавать в отставку вслед за Шеварднадзе? Такого всемирного шума не будет, конечно. Но кое-кто заметит тенденцию, а пресса её закрепит. Впрочем, сдерживает не только инерция, но и чувство лояльности. Бросать его в такой момент неприлично.

Вчера в «Огоньке» статья некоего Александра Гениса «Взгляд из тупика» про советскую литературу. На чём она держалась, даже в самые мрачные времена? - задаёт он вопрос. На том, что есть будущее - коммунизм (даже для тех, кто морщился при этом слове). Или - чистые идеалы революции (даже для тех, кто её не принял, даже для эмигрантов). Оттепель 50-6О-х годов строилась на том же. А именно - что возвращаемся к истокам и чистым идеям, освобождаемся от скверны сталинизма, чтобы выйти к будущему... И вот явилась перестройка, которая разверзла «ничто». Нет будущего. Рай исчез (да его и не было). Нет рая, и социалистический реализм развалился в одночасье. Нет уже чудесной литературы.

Можно, думаю, спроецировать это рассуждение на всё наше общество. Исчез рай и всё покатилось. А прежний православный рай, который искусственно сооружается сейчас церковью - это муляж. Он может привлечь только того, кто очень хочет закрыться от реалий. Но для общества... поезд ушёл. Я спроецировал всё это также на идущий Съезд народных депутатов. Да, да, мы ищем не там. А Горбачёв - то ли инстинктивно, то ли сознательно хочет спасти рай своим упрямым повторением приверженности социалистическому выбору. Без этого, как ему кажется, больному обществу нельзя, как американцам - без идеала свободы. Почему, например, они готовы громить Хусейна? Не только из-за нефти. Для них Соединённые Штаты - оплот и символ свободы. Поэтому и Ирак (Хусейн)- это сугубо идеологическая внутренняя проблема американцев.

ГОРБАЧЁВ СИДЕЛ С ЕЛЬЦИНЫМ В ОРЕХОВОЙ КОМНАТЕ... ИМ С САМОГО НАЧАЛА ТАСКАЛИ КОНЬЯК «ПОД КОФЕ»

23 декабря 1991 года. Понедельник. Ещё вчера вечером по телефону М.С. стал увечить свой текст Обращения - прощания. Я как мог его «облагородил»... ослабил места, которые могут вызвать только иронию или насмешку. Он упрям, а мне теперь неловко с ним резко спорить: подумает - обнаглел, когда перед ним уже не президент. Но он и не собирался сегодня «оглашать», хотя «все» ждут - не дождутся.

С 12 до 6 - он сидел с Ельциным в Ореховой комнате + А.Н. Яковлев... Им с самого начала таскали коньяк «под кофе», а потом они ещё и обедали.

В 18 - был назначен разговор с Мэйджором... М.С. вышел к себе для этого - был уже очень «хорош»... Соответственно и говорил с британским премьером. Это было трогательно. Тот, наверное, совсем ошеломлён был такой искренностью... Я обязательно воспроизведу этот их разговор. А потом М.С. опять удалился к Ельцину, который пока «объяснялся» один на один с АН.

Завтра М.С. соберёт «коллектив» аппарата прощаться. Сегодня собрались было: я обратил внимание, что 70% присутствующих я впервые вижу, хотя собран был лишь комсостав... М.С. - перенёс выход к ним из-за встречи с Ельциным.

Сегодня меня засняла Эн-Би-Си, которая вместе с Егором Яковлевым делает фильм «Последние дни Горбачёва». Полтора часа я им говорил... Яковлев и Грачёв потом мне передали: те в восторге!.. Жалеют, что раньше ко мне не пристали. А я потом жалел, что не сказал им многого. Но, впрочем, заинтриговал будущей своей книгой.

Был издатель «Новостей» Эйдлин... Принёс первые два заказа на будущую книгу Горбачёва. Готовы прямо сейчас выложить 1,5 млн. долларов и ждать книги два года! В «Известиях» сегодня уже сообщили о будущем «Фонде Горбачёва»... Вот там с «этого» и надо начать... Прежде всего, надо издать его беседы с инодеятелями 1985-91... Бесценный материал для истории. Я ему сказал. Он отмахнулся. Как всегда...

См. предыдущую публикацию: «Советского Союза больше нет. Пойдут-поедут в разные стороны наши «Европа» и «Азия», как и, так называемый, «славянский» мир... Горбачёва просто грубо скинули». Что было в Кремле 22 декабря 1991 года.

Ещё на эту тему

Брежнев невнятно говорил из-за болезни челюсти

FLB: Из дневников Анатолия Черняева - сотрудника Международного отдела ЦК КПСС, помощника Генерального секретаря, а затем президента СССР Горбачёва. Что было в этот день, 1 января: в 1976, 1977, 1980 , 1986, 1989 и в 1990 годах

Запад очарован и поражён появлением у нас такого лидера

FLB: «Они и восторгаются и побаиваются. Горбачёв действует смело. Разбивается стереотип «советской угрозы». Что было в Кремле 21 сентября: в 1984, 1985 и 1991 годах

Развивающиеся страны нам должны 26 млрд. долларов

FLB: «Пришла бумага, подписанная в Госплане о задолженности третьего мира империализму. Выход Запад найдёт вместе с должниками». Что было в Кремле 9 июня: в 1973, 1979, 1980, 1984 и 1985 годах

Вчера смотрел по ТВ коронацию Ельцина

FLB: «Это - не просто новая власть. Это - смена системы... Патриарх Алексий II в своём агрессивном, мстительном напутствии освятил именно такой подход к прошлому... и будущему». Что было 11 июля: в 1985, 1990 и 1991 годах

Мы в соцсетях

Новости партнеров