СОРВАЛАСЬ ВСТРЕЧА ПО ОБСУЖДЕНИЮ ФРАНКО-ИТАЛЬЯНСКОЙ ПРОБЛЕМЫ. РЕФЕРЕНТ ПО ОШИБКЕ ПРИГЛАСИЛ ЗАМА РУМЫНСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ
27 января 1976 г. Только что вернулся из Варшавы. Уехал туда в воскресенье. Совещание секретарей ЦК соцстран по международным и идеологическим вопросам. Делегация: Пономарёв, Катушев, Смирнов. Кроме того – замы и консультанты. На самом совещании – обычный обмен трёпом, который, впрочем, косвенно отражает политическое настроение в каждой партии-участнице. Но сначала – «шестёрка» (без румын и почему-то без кубинцев и монгол) в замке Радзивилла. Парк и замок, - как в польских кинофильмах.
Б.Н. (кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС Б.Н. Пономарёв) информировал о позициях французской и итальянской компартий. Вместо того, чтобы зачитать нашу памятку, где все чётко и логично, он полтора часа (иногда возвращаясь к тексту и путаясь) разводил бодягу (думаю, что они не всегда могли даже следить за «ходом мысли» – «хода» не было). Все потом поддакивали и выражали обеспокоенность, а болгары даже развели теорию о ревизионизме и проч. Договорились по нашему совету – шума не поднимать, открытой полемики не вести, но в «позитивном плане» теоретически доказывать неправильность и опасность новых взглядов.
Потом, сегодня утром, когда Б.Н. и Катушев отдельно встречались с Гереком (мне рассказывал Костиков, зав. сектором из братского отдела, он переводил), Б.Н. занял в отношении перспектив «исправления ФКП» гораздо более пессимистическую позицию, чем он обычно придерживается с нами. Когда ему Герек предложил воздействовать на Жаннету Вермеш, чтоб она опротестовала ссылки Марше на Тореза по поводу диктатуры пролетариата, Б.Н. возразил: не исключено, что эти ссылки имеют основания.
Естественно, на общем заседании – ради чего официально съехались – ни словом, ни даже намёком французы и другие не были упомянуты. Сорвалась запланированная встреча замов международных отделов для обсуждения франко-итальянской проблемы, потому что референт, сопровождавший румын, по ошибке пригласил и их зама. Была сцена из «Ревизора», но Фрелек (поляк, председательствующий) быстро совладал с собой и начал тачать баланду, а мы все активно поддержали.
На прощальном концерте вчера поздно вечером я не был: надо было сочинять отчёт-шифровку. Да и не хотелось. Мне претит эта нарочитая непосредственность официальных веселий. Утром доделывал шифровку уже с участием Б.Н. и Катушева.
НАШЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ЛИЦО
27 января 1978 г. Б.Н. в Америке. «Правда» печатает о нём и его речи ежедневно: не каждому в ПБ (кроме Генерального) такое выпадает! Но он добился...
Скандал с падением над Канадой нашего спутника «Космос-954» с ядерным (энергетическим) реактором на борту.
На работе – тишина. Репетиция того, как было бы, если бы не было неуёмности Б.Н.’а, а значит, и всякой «теоретической» писанины. Должно быть, 75% Отдела так живут всю жизнь... Много читаю и думаю, главным образом, – над «еврокоммунизмом», явлением теоретически беспомощным (и в этом его трагедия в будущем, когда дело дойдёт до практики), но политически непреодолимом. Рушит он наш авторитет, наше социалистическое лицо (на данном этапе). И ничем это не остановить. Потом мы опять окажемся в силе, но по качеству уже не той.
Прим. FLB:
ФРАГМЕНТ АППАРАТА С ЧАСТЬЮ ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА С УРАНОМ-235 УПАЛ НЕПОДАЛЁКУ ОТ КАНАДСКОГО ГОРОДКА УРАНИУМ-СИТИ
«Утром 24 января 1978 года над северо-западными районами Канады пронёсся неопознанный летающий объект, до смерти перепугав байдарочника, тренировавшегося на Большом Невольничьем озере. Спустя несколько часов над незадачливым спортсменом, обратившимся в больницу города Йеллоунайфа, уже хлопотали врачи. Но интересовала их не нервная система молодого человека, а клинические признаки лучевой болезни. Факт падения пришлось признать и советскому правительству, которое устами агентства ТАСС сообщило всему миру: «На территорию Канады упал советский спутник с небольшим ядерным устройством на борту».
Спутник «Космос-954» стартовал с космодрома Байконур 18 сентября 1977 года и до конца октября того же года исправно работал в паре с «Космосом-952». Потом начались проблемы – 28 октября аппарат вышел из-под контроля наземных служб. … Ситуация обострилась 6 января 1978 года, когда произошла неожиданная разгерметизация спутника. Все бортовые системы вышли из строя. К тому времени средства массовой информации всего мира уже не первый день бурно обсуждали судьбу «Космоса-954», гадая, куда упадёт опасный «кусок железа». Когда до схода с орбиты оставалась всего неделя, вынуждено было «заговорить» и агентство ТАСС. Советское правительство наконец-то проинформировало свой народ о событиях, происходящих на околоземной орбите, а также признало наличие на борту спутника ядерной энергетической установки.
24 января «Космос-954» вошёл в плотные слои земной атмосферы и разрушился над северо-западными районами Канады. В районе Большого Невольнического озера. Было зафиксировано слабое радиоактивное заражение около 100 тысяч квадратных километров. Хорошо ещё, что спутник упал в пустынных малонаселённых районах. 37,1 килограммов отработанного ядерного топлива развеялись, в основном, в атмосфере, а земной поверхности достигли лишь граммы. По иронии судьбы, фрагмент аппарата с частью ядерного реактора, в котором находился уран-235, упал неподалёку от канадского городка Ураниум-Сити.
Когда территория Канады была «очищена» от радиоактивного мусора, канадский премьер-министр Пьер Трюдо выставил счёт советскому правительству за работы по дезактивации местности – 15 миллионов долларов. Расплачиваться должен был Военно-Морской Флот СССР, которому принадлежал спутник. Финансовые пререкания сторон продолжались довольно долго и закончились тем, что наше государство согласилось частично оплатить «счёт Трюдо». До сих достоверно неизвестно в какую сумму нам это обошлось. Цифры варьируются от 3 до 7,5 миллионов долларов.
После аварии «Космоса-954» Советский Союз на несколько лет приостановил запуски «ядерных» спутников. Потом их возобновили. Затем была новая авария зимой 1983 года и новый перерыв в стартах. После 1989 года космические аппараты с ядерной энергетической установкой в нашей стране не запускают. Но 29 реакторов, которые вывели в космос за годы эксплуатации системы (по данным на 2004 год – прим FLB), до сих пор находятся на орбитах «захоронения» и, может быть, ждут своего часа, чтобы вернуться на землю».
(Из статьи Александра Железнякова «Авария спутника «Космос-954» («Секретные материалы», № 19(146), сентябрь 2004 г). Александр Борисович Железняков - советник президента Ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С.П. Королева (2007 г.), автор книг «Советская космонавтика: хроника аварий и катастроф», «Тайны ракетных катастроф», «Секреты американской космонавтики» и др.)
не будем. А если раскроется, Мэгги смешает М.С. с грязью. Игра не стоит свеч».