Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь
«А тут еще сразу заболели Косыгин, Суслов, Кириленко, Черненко...»
28 октября 1979 г. Из казуса утечки абзаца из пономаревского выступления на идеологическом совещании вышла неожиданность. Вместо того, чтобы возмутиться, французская компартия использовала эту историю как предлог для утверждения своего тезиса, что между КПСС и ФКП существуют разногласия и хорошо, что ни те, ни другие этого не скрывают. А итальянцы взяли этот случай в качестве доказательства силы еврокоммунизма: мол, Москва с ним вынуждена считаться, раз на таком форуме о нем говорит.
Б.Н. опять взялся за статью о «руке Москвы». Давай-таки ему статью на эту тему. В прошлый week-end сочинил что-то сам – о двух линиях революционного процесса в теории и политике, зачитывал нам с Козловым... Считает, что эта «мысль» сразу делает крупной постановку вопроса... Боже мой! И никак не могу понять: то ли старческая графомания, то ли он действительно верит, что его не забудут на другой день после окончания службы в ЦК и он останется в «памяти партии» как теоретик, то ли просто обычное тщеславие нормального чиновника.
Неожиданно для всего мира Би-Би-Си, французское и западногерманское телевидение пустили утку о полном выходе из строя Брежнева (после его берлинской поездки). Он встречал, провожал и «вел переговоры» с приехавшим в Москву южнойеменским лидером Абдель Исмаилом. Кто видел этот спектакль в натуре, весьма удручен. Прочие видели по телевидению и удручены не менее. Полная развалина... Зачем, зачем? Зачем его показывают...
А тут еще сразу заболели Косыгин, Суслов, Кириленко, Черненко...
«Объявил «новое мышление» и стал действовать в соответствии со здравым смыслом»
28 октября 1988 г. Был Коль. Один на один с М.С. (в смысле плюс я и Тельчик). И вот когда наблюдаешь это стремление «на высшем уровне» говорить как человек с человеком (с обеих сторон), то физически ощущаешь, что мы уже вступаем в новый мир, в котором не классовая борьба и не идеология, и вообще не противоположности и враждебность определяют, а действительно, что-то общечеловеческое - и понимаешь весь масштаб смелости и прозорливости М.С., который «без всякой теоретической подготовки» объявил «новое мышление» и стал действовать в соответствии со здравым смыслом.
Ведь это его идеи: «свобода выбора», «уважение ценностей друг друга», «баланс интересов», «отказ от насилия в политике», «общеевропейский дом», «отказ от ядерного оружия». И т.д. и т.п. - все это отнюдь не ново. Но ново, что человек, вышедший из советского «марксизма-ленинизма», из советского общества, порожденного и обусловленного с ног до головы сталинизмом, встав во главе государства, всерьез и искренне стал все это проводить.
В. Чебриков
Третьего дня написал ему записку - протест по поводу предложения Воронцова- Варенникова-Зайцева у сделать строить бомбо-ракетно-огнемётный погром муджахеддинам по всей территории Афганистана, чтоб сделать их уступчивее уступчивее с Наджибуллой. М.С. мне ничего не сказал. Но в своём кругу, во время сессии Верховного Совета, в «заднике» (за сценой, за чаем) стал резко выговаривать «в пространство», что вот, мол, есть такие, которые думают, что обойдемся одними уговорами и переговорами, которые предлагают фактически бросить Наджиба на произвол судьбы и т.д. Яковлев что-то вякнул в том смысле, что Наджибулла не стоит того, чтоб губить еще сотни и тысячи людей и рисковать престижем (насчет соблюдения Женевы). М.С. тут совсем разошелся (как всегда, когда внутри чувствует, что не прав, заводится и когда речь заходит о Ельцине или Карабахе). Остальные члены ПБ только поддакивали.
Однако задело его, наверно. Яковлев из разговора с Язовым почуял, что М.С. дал ему какие-то «осаживающие» указания. К началу сегодняшней записи - о разрушении догм и принципов, под которыми жили на протяжении двух третей XX столетия: Шейнис в МЭИМО - о социализме, Борко в «Коммунисте» - о капитализме, двое в «Международной жизни» - о неоколониализме. И т.д. и т.п. в каждом номере серьезных журналов. Это - повальное разрушение столпов, на которых строился весь официальный «марксизм-ленинизм», которые изучали и в вузах и в ВПШ и по которым писались сотни книг и диссертаций.
Проскальзывает это и у самого М.С., например, в послесловии к советско- польской книге, которая только что вышла в Политиздате и в Варшаве. Характерен и такой эпизод: Чебриков ему по поводу избрания Сахарова в Президиум АН: «незрелая у нас Академия». М.С. высмеял это сразу, как только положил трубку, сказав Чебрикову: пусть Сахаров ездит за границу, он показал, что он патриот и честный человек. Потом зло и ядовито рассказал об этой реплике Чебрикова Яковлеву. Чебриков - по поводу столкновения на ПБ между Лигачевым и Рыжковым сказал М.С.: «А Яковлев-то с Рыжковым - дружки».
М.С. сделал мастерский ход, убрав Чебрикова из КГБ, т.е. лишив рычагов и аппарата власти. А Секретарем ЦК - он бессилен против перестройки. Но есть еще Воротников, так же Лигачев, да и Никонов, да и «болотистые» в ПБ. Есть еще ЦК - более, чем наполовину из снятых или отправленных на пенсию «по старости». Есть еще и чиновничество, которое сейчас сверху до низу уполовинивается и остается на мели... и хуже того, пристраивается в других местах.
Бывают у М.С. минуты, когда ему просто хочется поговорить «без повестки». Включает свой СК (прямой телефон). Было так три дня назад. Минут 5 говорили не помню уж о чем. Потом натолкнулись на тему, для которой понадобился Медведев. Стали говорить «втроем», перебивая друг друга. И попутно он сообщает: Я, говорит, попросил Кручину подсчитать, сколько я стою народу. Тот подсчитал: за 10 лет, как я в Москве - 100 ООО рублей, а отдал государству 850 ООО рублей, в особенности гонораром за книгу «Перестройка и новое мышление». И это еще без валютной части гонорара.
Бурлацкий в «Новом мире» - паскудный опус о его роли в политике 50-70 годов. А ведь все - от тщеславия. Мелкота это - наши перестройщики перед прогрессом! Яковлев просит, чтоб я походатайствовал перед М.С. об издании его статей и выступлений. Много личного в наших политиках. (Может, это и хорошо. Ибо замешано не на заговоре против своего народа, как в 30-х, 40-х, 50-х, ... до 1985 гг.).
См. предыдущую публикацию: «Рейган бесчинствовал в своем «крестовом походе» . «Нас ставят во все более глупое положение – «сверхдержавы», неспособной его остановить». Что было в Кремле 27 октября в 1983 и 1984 годах.