Криминал 15.01.20 12:04

Следствию не интересно, куда генерал Никандров «спустил» $200 000

Адвокат Елена Федулова о деле Дрыманова-Никандрова: «Взятка без денег – это как убийство без трупа»

Следствию не интересно, куда генерал Никандров «спустил» $200 000

Репортаж из зала суда. В понедельник, 13 января судья Мосгорсуда Сергей Груздев продолжил рассматривать по существу дело бывших высокопоставленных сотрудников Следственного комитета РФ Александра Дрыманова, Михаила Максименко и Алексея Крамаренко, обвиняемых в получении взятки - 1 миллиона долларов от «вора в законе» Захария Калашова (Шакро Молодого) за смягчение обвинения, а затем освобождение из-под ареста криминального авторитета Андрея Кочуйкова (Итальянца).

ДОПРОС «СЕКРЕТНОГО СВИДЕТЕЛЯ»

Мосгорсуд. 11.00., 13.01.2020 г. Первое заседание нового года ознаменовалось двумя ожидаемыми важными событиями. Во-первых, наконец вызван для допроса некогда самый молодой генерал СК (а ныне самый молодой генерал, признавшийся во взятничестве) Денис Никандров. Во-вторых, как было заявлено прокурором, этим допросом заканчивается исследование доказательств стороны обвинения и суд переходит к исследованию доказательств стороны защиты.

Появления Никандрова в суде журналисты ожидали с нетерпением. Его признательные показания следователям ФСБ (именно на них во многом базируется обвинение в рамках данного процесса) давно не являются секретом – они много месяцев назад «кем-то» предусмотрительно «слиты» в сеть. Всех интересовало, подтвердит ли сказанное под аудиозапись этот ключевой свидетель (некоторыми даже высказывалась версия, что у Никандрова взыграет совесть и он публично заявит, что оговорил коллег под давлением - в обмен на свободу) и какие новые детали, аргументы озвучит. Ещё репортёры надеялись, что он ответит хотя бы на несколько их вопросов. Однако представители СМИ были лишены малейшего шанса: экс-генерал был препровождён в зал заседаний в плотном кольце сотрудников ФСБ и прокуроров, а журналистов туда вообще не пустили – слушание прошло в закрытом режиме. Допрос длился около двух часов.

- Денис Владимирович, - обратился было к вышедшему из зала Никандрову судебный репортёр FLB, - уделите пару минут…

Но тот даже не отреагировал и стремглав пронёсся мимо. Бросив косой взгляд на «наглого репортёришку», за ним припустились поджидавшие его в коридоре сотрудники спецслужб.

ВЗЯТКА БЕЗ ДЕНЕГ – СЛЕДСТВИЕ НА ВЕТЕР

Прокомментировать происходившее в понедельник за закрытыми дверями, а также дать общую оценку предъявленным стороной обвинения доказательствам согласилась бывший следователь по особо важным делам СК при прокуратуре (СКП РФ), а ныне адвокат Елена Федулова.

- Если честно, - заметила Елена Викторовна, - я даже удивлена. Думала, что следственные органы попытаются вызвать дополнительных свидетелей, представить действительно реальные доказательства вины подсудимых, улики... Но сегодня я могу чётко сказать одно: как этих доказательств не было раньше, так их нет и сейчас. Теперь мы абсолютно точно знаем, что факт получения якобы посредником Смычковским денег от взяткодателя не установлен вообще. Неизвестно ничего - где, когда, при каких обстоятельствах (а самое главное – какую сумму и от кого) он получил.

- Разве «секретный свидетель» Никандров не внёс полную ясность в картину преступления?
- У Никандрова в суде выяснялся главный вопрос: где вещественные доказательства его слов? Ведь те 200 тысяч долларов, которые он якобы получил от Дрыманова, должны были быть приобщены к делу в качестве вещдока. Если они были потрачены им, значит, он должен был чётко обосновать, на что они потрачены. В любом случае следственные органы обязаны были принять все меры, чтобы это установить, но они этого не сделали.

- Странно… Человек признается, что взял взятку, а куда он дел деньги следователей не интересует. Никандров объяснил, куда делись 200 тысяч баксов?
- Сказал, что потратил. Я попыталась у него уточнить, на что именно он их потратил, но все мои вопросы на эту тему были сняты судом. Так что я теперь буду настаивать на вызове в суд следователя Савицкого, чтобы выяснить, почему этот вопрос даже не исследовался.

- Как вы думаете, почему?
- Я считаю, что этих денег изначально не было! Никандров же постоянно путался в своих показаниях. Сразу после заключения досудебного соглашения в 2017 году он настаивал, что взятка была передана в мае 2016 года и что Дрыманов «встречался с Максименко на набережной возле выставочного центра». Потом в конце 2018-го (видимо, спохватившись вместе со следователями, что биллинги эту версию полностью опровергают) вдруг появилась другая дата передачи денег и другое место встречи Дрыманова с Максименко. Теперь Никандров утверждает, что 200 тысяч долларов Дрыманов передал ему в своём кабинете 28 апреля. Но, кроме его слов, это ничем не подтверждается - нет ни денег, ни свидетелей, ни материалов прослушки.

И знаете, что ещё показательно? Никандров уверяет, что он в силу своей служебной зависимости исполнял волю Дрыманова и Максименко по смягчению обвинения криминальному авторитету Кочуйкову. Мол, он, генерал, был в большой служебной зависимости от полковника Максименко (которому, кстати говоря, на самом деле он по службе никоим образом не подчинялся). Однако из материалов ОРМ чётко видно: Никандров с Максименко не только были на «ты», но во время совместных попоек именно он учил Максименко жизни и как правильно тратить деньги.

- Вам не показалось, что Никандрову стыдно перед бывшими коллегами?  Как он себя вёл в суде?
- Нет, с самого начала допроса было понятно, что никаких угрызений совести он не испытывает. Может, это его защитная реакция, но он давал показания по отношению к подсудимым довольно жёстко, агрессивно. Вёл себя практически как главный обличитель и государственный обвинитель.

- Как вы думаете, почему он 13 месяцев молчал и вдруг «заговорил»? «Припёрли к стенке», запугали или пообещали свободу?
- Не думаю, что его кто-то принуждал. Как я понимаю, после прослушивания всех его разговоров с Максименко Никандрову могло быть предъявлено как минимум два эпизода взяток. Первый – за участие в получении 500 тысяч долларов от бизнесмена Олега Шейхаметова. (Напомним, по этому эпизоду полковник Ламонов заключил досудебное соглашение, он, Шейхаметов, посредники – Суржиков и Богородецкий дали признательные показания, в результате полковник Максименко осуждён на 13 лет, - FLB.) В прослушке чётко звучат слова Ламонова «Никандров в курсе, Сан Саныч не в теме… и в Москву - 200». Я считаю, что здесь речь идёт именно о доле Никандрова. И это дело, кстати, изначально возбуждалось в отношении троих – Ламонова, Максименко и Никандрова. Второй эпизод – взятка 500 тысяч долларов по «делу «Электрозавода», о которой в своей досудебке подробно рассказал Ламонов и где Никандров также фигурировал. Но уголовное дело по этой взятке не возбуждено до сих пор.

- Вы хотите сказать, что Никандров был полностью изобличён и вынужден был спасаться «как может»?
- Проблема ещё в том, что по этим двум эпизодам у Никандрова не могло быть преференций - там Ламонов был досудебщиком. А срок по ним даже в случае признания своей вины ему грозил серьёзный – не менее 8-10 лет. Единственный вариант получить срок ниже низшего предела и избежать многомиллионного штрафа – дать нужные следствию показания. Думаю, именно так возникла идея обвинить в получении взятки Дрыманова, Максименко и Крамаренко. А заодно снять Дрыманова с должности. Поэтому и придумали этот эпизод.

- Верите, что суд во всём разберётся?
 - Как юрист я могу сказать, что объективно вынести законный и справедливый обвинительный приговор в данном случае нельзя. Если он будет вынесен, то только с помощью жёсткого административного ресурса вопреки всем требованиям УК и УПК. Я много лет работала в этой системе и видела всякое. Но чтобы в деле о взятке не было ни взяткодателя, ни денег, ни свидетелей, с таким не сталкивалась ни разу. Это же объективная сторона преступления и обязательна для доказывания. А так… взятка без денег – это как убийство без трупа.

С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ

По версии следствия, экс-руководитель управления собственной безопасности СК РФ полковник Михаил Максименко (именно его считают лидером организованной преступной группы) получил деньги через посредника - предпринимателя Дмитрия Смычковского (сейчас проживает в Лондоне и объявлен в международный розыск), а затем участники группы их поделили. Однако все трое свою вину не признают и настаивают, что бывший первый зам Дрыманова Денис Никандров под давлением сотрудников ФСБ их оговорил. (Подробности прежних слушаний см. «Генерал Никандров оговором Дрыманова купил себе свободу. Лично я так считаю», «С тебя миллион долларов!», «Давай, давай показания на Дрыманова. Дрыманов – оптимальный вариант», «Смыч «поклялся детьми, что взятку для Дрыманова и К не передавал», «Мучают ли кошмары экс-генерала Дениса Никандрова?».)

Напомним, что «Итальянец» оказался в СИЗО после стрельбы у ресторана Elements на Рочдельской улице Москвы 14 декабря 2015 года. Причиной конфликта стала сумма 8 миллионов рублей, которые владелица заведения Жанна Ким отказалась выплачивать за ремонтные работы дизайнеру Фатиме Мисиковой. По мнению обвинителей, Калашов прислал в помощь дизайнеру «группу поддержки» во главе с Кочуйковым, где их встретил адвокат Эдуард Буданцев с коллегами. В результате перестрелки недалеко от Дома правительства два человека были убиты и шестеро ранены.
Андрей Колобаев, судебный репортёр FLB

Ещё на эту тему

В этот день Ходорковский и Лебедев остались под стражей

В период с 1998 по 2004 годы организованная группа лиц из числа «основных акционеров» украла и легализовала 450 млрд. руб и $7,5 млрд Prigovor.ru напоминает, что было 12 декабря 2007 года

«Прослушка» истерики любимой женщины – как доказательство вины «коррупционера»

FLB: Более убедительных доказательств в получении взяток «полковником-миллиардером» обвинение пока не предъявило. Репортаж из зала суда

В этот день Михаил Ходорковский нагло врал Мосгорсуду

«Моих личных счетов ни в Швейцарии, ни в других странах, нигде, кроме России, не существует», - лгал «прозрачный» миллиардер. Prigovor.ru напоминает, что было 12 мая 2004 года

В этот день первое дело Алексея Пичугина ушло в суд

Одно двойное убийство и два покушения по заказу Невзлина. Три убойных эпизода Алексея Пичугина передали в Мосгорсуд. Prigovor.ru напоминает, что было 4 июня 2004 года

Мы в соцсетях

Новости партнеров