Во вторник 18 декабря судья Лефортовского суда Сергей Рябцев рассмотрел ходатайство следствия о продлении ареста сотрудника Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш) Виктора Кудрявцева, обвиняемого в государственной измене. Ранее, несмотря на обращения ученого сообщества во все инстанции, включая президента, и доводы защиты, что недавно перенесший инфаркт «самый пожилой арестант СИЗО «Лефортово» не доживет до суда, арест 75-летнему ученому продлевался неоднократно. Его не выпустили под домашний арест даже под залог 3 миллиона рублей.
СЕРДЕЧНЫЙ ПРИСТУП - НЕ ПОВОД
Об аргументах следствия известно мало, поскольку слушания проходят в закрытом для прессы режиме - материалы дела засекречены. Судя по просочившейся информации, «обвинение всерьез опасается, что Кудрявцев может сбежать за кордон».
10.00. Лефортовский суд. Сегодня картина прежняя: журналистов в зал не пустили. Как и раньше, представители ФСБ загадочно переглядываются и – никаких комментариев. А самого Виктора Кудрявцева в здание суда доставили внушительным спецконвоем, в наручниках.
Едва началось слушание, как объявили перерыв. По словам адвоката Ивана Павлова, «его подзащитному стало плохо с сердцем, и он вызвал скорую прямо в зал заседаний».
К счастью, врачи прибыли оперативно. Они обследовали Кудрявцева, сделали обезболивающий укол, после чего сказали, что его «состояние нормализовалось». И заседание… продолжили.
ВЫДАЛ СЕКРЕТЫ, ИЗВЕСТНЫЕ… ВСЕМУ СВЕТУ
Мы писали об этом деле (см. «Ученого-шпиона не выпустили под домашний арест», «Следователь сказал: признавайтесь и еще поживете…»). Напомним, что Виктор Кудрявцев был задержан 20 июля. Ему предъявлены обвинения в госизмене (ст. 275 УК РФ), а конкретно «в передаче закрытой информации бельгийскому Фон Кармановскому институту гидродинамики (Von Karman Institute for Fluid Dynamics, с которым ЦНИИмаш сотрудничал в рамках исследовательского гранта) о технологиях, применяемых в разработке гиперзвуковых летальных аппаратов». Якобы речь идет о новейших боевых ракетных комплексах «Авангард» и «Кинжал».
Защита считает, что Кудрявцев «никогда не делал ничего, выходящего за рамки проекта». Более того, не работал с документами, имеющими статус гостайны, с конца 90-х годов, а сама программа FP7-SPACE была утверждена на правительственном уровне и отчеты по ней публиковались в открытом доступе.
ГЛАС ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ
Коллеги Кудрявцева и общественность неоднократно выступали в его защиту. В августе Санкт-Петербургский союз ученых обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию, вскоре и Совет по правам человека (СПЧ) обратился к следственным органам с просьбой освободить его из СИЗО. Но срок содержания под стражей только продлили.
В конце октября ученые РАН, правозащитники и деятели искусства подписали открытое письмо к президенту России, а также в ФСБ и Верховный суд РФ с просьбой отправить Кудрявцева под домашний арест или подписку о невыезде. Основания: серьезный возраст, хронические болезни, условия содержания, угрожающие «его здоровью и даже жизни».
В ответ на это письмо, под которым, к слову, стояло 107 тысяч (!) подписей, в ФСБ заявили, что спецслужба «не видит оснований для изменения меры пресечения».
БАШ НА БАШ: ХАРАКИРИ В ОБМЕН НА КОНФЕТКУ
Тем временем в середине ноября стало известно, что следователи сделали арестованному «предложение, от которого нельзя отказаться». По словам адвоката Ивана Павлова, его подзащитному в обмен на смягчение меры пресечения «предложили заключить сделку со следствием», а именно: не только признать свою вину, но и изобличить в госизмене своего ученика и коллегу – Романа Ковалева. «Но Виктор Викторович от этого предложения отказался и не стал никого оговаривать - ни себя, ни других».
Справка FLB: Роман Ковалев - кандидат физико-математических наук, в настоящее время - заместитель заведующего кафедрой космических летальных аппаратов Московского физико-математического института (МФТИ). Его специализация – «Газодинамика. Дистанционное зондирование Земли».
На такое упорство-упрямство Кудрявцева компетентные органы отреагировали моментально: ему тут же запретили свидания с родными.
Несмотря на то, что более четырех месяцев находится в камере лефортовского СИЗО, ученый свою вину не признает. Ему грозит наказание на срок от 12 до 20 лет заключения.
«ОНИ ОБЯЗАНЫ ЕГО ДОБИТЬ!»
...Журналистов пригласили выслушать решение суда.
«Суд постановил, - зачитал текст Сергей Рябцев, - продлить срок содержания под стражей в отношении обвиняемого Кудрявцева до 20 марта 2019 года».
Не знаю, был ли в зале хоть один человек, который ожидал другого исхода.
Вспомнились слова жены ученого Ольги Кудрявцевой, сказанные судебному репортеру FLB после одного из таких заседаний:
«А самое страшное знаете что? Когда человеку такую статью предъявили, они уже не могут ни «условно», ни «мало» дать. Они обязаны его «добить»! Сделать так, чтобы побольше имен назвал… А в чем признаваться – загадка!»