Общество 11.09.19 19:51

Фейкомёты: кто они и что с ними делать?

FLB: 11 сентября рабочая группа Общественной палаты РФ обсудила вопросы влияния соцсетей на избирателя с помощью фейков и вбросов.  Мнения участников не всегда были одинаковыми.

Фейкомёты: кто они и что с ними делать?

11 сентября рабочая группа Общественной палаты (ОП) РФ по защите прав пользователей, развитию и обеспечению безопасности интернета при участии представителей общественности – членов общественных палат других регионов, политологов, блогеров, IT-специалистов, журналистов - подняла вопросы фейков, вбросов и психологического давления через соцсети на избирателя России.

Главные вопросы встречи озвучил глава комиссии ОП по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич:

- Как работали фейковые и вбросовые технологии на выборах?

- Повлияли ли фейки и вбросы на волеизъявление граждан 8 сентября, в единый день голосования?

- Нужно ли улучшить законодательство в области ответственности за фейки и вбросы?

Обсуждение было бурным, но, следуя основным, поставленным перед группой, вопросам, картина стала вполне ясна.

О том, как работали фейковые технологии, в частности, общественного движения «Голос», Агентство федеральных расследований рассказывало и ранее. Последний материал – «Голос» снова лепит псевдонарушения».

Во время заседания рабочей группы эксперты также обратили внимание на то, что «Голос», в частности, действительно занимался этим, причем повсеместно и не всегда красиво. Так, например, в Вологде, рассказал известный политолог, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Олег Матвейчев, «когда представители «Голоса» приехали в Вологду, группой в 15 человек, они занимались не наблюдением за выборами. Они сначала занимались распитием спиртных напитков, а потом стали сообщать о якобы нарушениях». При этом часто самим сотрудникам «Голоса» выдают готовые папки с уже заготовленными «нарушениями», а те их только обнародуют.

Но «Голос» - не единственный фабрикант фейков.

Как отметил Олег Матвейчев, работает целая машина, точнее несколько «машин», которые специально заряжены на такую работу. И начинают они накал атмосферы среди избирателей примерно за две недели до выборов. Происходит это по достаточно простой схеме: фейки заполняют соцсети, причем одновременно один и тот же фейк закидывается в разные соцсети, как, например, было с видеороликом, где мужчина якобы опускает в урну около десятка бюллетеней.

Сразу скажем, что этот фейк уже получил свое разоблачение:

Такие «машины» заряжены и на Украине.

«У меня есть свои «разведчики», которые работают в этих информационных структурах, контролируемых американцами. Эти информационные сети подчиняются министерству информационной политики Украины», - рассказал Олег Матвейчев и добавил: «Американцы читают сотрудникам этих информационных сетей лекции о том, как правильно распространять дезинформацию. В их пользовании 80 тысяч аккаунтов, и они через эти аккаунты делают вбросы в российские соцсети. А аккаунты оформлены на российские сим-карты».

При этом, отметил политолог, сотрудники этих информационных сетей оформляют свои страницы в соцсетях таким образом, чтобы они выглядели реальными и существующими уже много лет. А затем эти страницы используются для дезинформации пользователей сетей. При этом, отметил Матвейчев, «американцы прямо сказали, что старые технологии по поиску негатива и его масштабированию устарели. Это дорого. Не нужно заниматься реальным мониторингом выборов, проще придумывать и распространять ложь».

В свою очередь один из самых известных специалистов в сфере информационных технологий, искусственного интеллекта, разработки программного обеспечения и управления проектами Игорь Ашманов назвал Twitter одним из основных источников вбросов на последних выборах. Причем он считает, что сейчас уместно говорить не столько о фейках, сколько именно о вбросах, на которые и попадаются люди. Это происходит тоже достаточно просто: пользователь соцсети сначала смотрит на ссылку, а точнее, на ее заголовок, кликает, редко дочитывает или досматривает материал до конца, но практически сразу начинает комментировать или обсуждать. «В головах пользователей застревают заголовки и комментарии. Идет информационная война, где фейки не являются главным фактором. Идет классическая манипуляция: люди всасывают название и всё…», - считает Игорь Ашманов. По сути, обработка сознания идет на уровне накручивания и повторения. Если 10 раз повторить человеку одно и то же, то он запомнит, у него отложится информация в большинстве случаев.

Это и происходит с избирателем накануне выборов и даже непосредственно в день выборов, то есть в так называемый день тишины, и во многом повинны в этом компании Google и Facebook. Напомним, именно их обвиняют во вмешательстве во внутреннюю политическую жизнь России в единый день голосования, а Роскомнадзор еще накануне 8 сентября предупредил эти компании о дне тишины. Но Google, в частности, наплевал на это предупреждение и, как накануне в интервью РИА ФАН рассказал Малькевич, при попытке найти в поисковике информацию по словосочетанию «выборы в Мосгордуму» у него появлялась реклама системы «умного голосования» от Алексея Навального. Кроме того, по его словам, Мосгоризбирком 8 сентября несколько раз пытался разместить на своей странице в Facebook информацию, как происходит проверка нарушений на выборах, но соцсеть дважды её блокировала.

Как добавил блогер Илиас Меркури, во-первых, куда опаснее не сами фейки, а фейки, которые попадают в СМИ, как, например, на «Эхо Москвы». «С самими фейками у нас худо-бедно научились бороться, сейчас все фейки живут не долго, практически все их можно разоблачить за полчаса. А вот что делать с населением, которое их воспринимает? И страшнее всего текст, где преподносится чье-то авторитетное мнение!

Но ведь избиратель – не дебил. С ним просто надо работать, уверен Илиас Меркури «С жителями городов надо общаться, постоянно работать».

Провокаций много и они самые разные. Подвозы, фейки, информационные вбросы … Недостоверная информация вокруг и рядом. Люди перестают верить всему. И львиную долю дезинформации, безусловно, распространяют через соцсети, руководители которых чувствуют свою безнаказанность.

Что с этим делать?

Здесь прозвучало несколько вариантов решения проблемы.

Олег Матвейчев уверен, что активную борьбу с недостоверной информацией должно проводить именно государство.

«Мы должны уберечь граждан от этого. В «Одноклассниках» много пожилых людей, которые не являются специалистами в вопросах экономики и политики и легко доверяют таким живым сообщениям. Государство обязано оберегать людей от фейков», — заключил Олег Матвейчев.

Его поддержал и ведущий заседания, глава комиссии ОП по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич, сказав, что члены рабочей группы осенью направят рекомендации депутатам Госдумы по изменению законодательства в части приравнивания популярных блогеров к СМИ, чтобы они несли ответственность за свой контент.

«Надо возвращаться к разговору о том, чтобы блогеров-многотысячников каким-то образом приравнивать к СМИ... Будем выходить с соответствующими рекомендациями в Госдуму", - сказал Малькевич. При этом добавив, что чтобы приравнять блогеров к СМИ, необходимо изменить законы о СМИ и об ответственности за распространение в интернете фейковой информации.

«Нормально работающее региональное СМИ регулируется огромным количеством служб, законов и нормативных правовых актов, а рядом в кафе сидит некий блогер, у которого электронный тираж бывает выше, чем у печатного СМИ, и он не регулируется ничем вообще. Закон о фейках работает исключительно в отношении СМИ, а блогеры являются удобным пространством, удобной платформой для распространения недостоверной информации», - уточнил Малькевич.

Напомним, что закон об ответственности за распространение в интернете фейковых новостей вступил в силу 29 марта. Закон, предусматривающий блокировку недостоверных и искажающих факты (фейковых) новостей, дополняет перечень информации, доступ к которой может быть ограничен по требованию генерального прокурора РФ или его заместителей. Законом введены штрафы за распространение фейковых новостей.

Заместитель председателя Общественной палаты Новгородской области Артем Кирьянов, отметив в целом, что само голосование становится намного прозрачнее и с каждым годом нарушений становится все меньше, сказал, что сегодня вся тяжесть выборного процесса ложится на период до голосования. «У нас появился институт общественного контроля на выборах. Но нам надо отказаться от наблюдения партийными или представителями того или иного кандидата. Нужны профессиональные наблюдатели, которые будут включаться в избирательные комиссии, которые будут не один раз приходить на выборы и наблюдать, а из года в год», - считает Кирьянов. Профессиональных наблюдателей, которые получают зарплату за свою работу, которых обучают и выдают удостоверения, должно быть около 500 тысяч на всю страну, считает общественник.

Однако есть и еще одна проблема в связи с тем, что люди так легко поддаются на фейки. Негативная информация получает куда больше откликов, чем позитивная. Здесь очень тонкий психологический вопрос, который необходимо решать. А у нас, в том числе и на выборах, считает Игорь Ашмонов, не хватает позитива.

«Почему нет позитива на выборах? Нужны такие же ходы, как и у тех, кто вбрасывает негатив», - уверен эксперт.

И, что немаловажно, считает Ашмонов, что те, кто зарабатывает на фейках деньги, должны нести ответственность материальную же. Штрафы должны быть высокими за фейки и вбросы.

Олег Матвейчев, в свою очередь, сказал о том, что сейчас мало кому интересна правда. «Мы создали общество, которое ненавидит власть за лужу, в которую ты наступил», - считает политолог и добавляет: «Сейчас главная задача – выключить конфорку, на которой стоит пароварка. Нужны законы, регулирующие информацию».

Но, как отметил в своем выступлении российский интернет-журналист, создатель сайта Roem.ru Юрий Синодов, «власти должны уметь работать с населением, доносить до людей информацию о том, что происходит.

Но давайте в связи с этой достаточно горячей темой вспомним, что не только государство ответственно и может предпринять меры. Пока сам человек не начнет разбираться в том, где правда и ложь, если ему это надо, вряд ли что-то изменится в восприятии обмана людьми. Пока не наступит час «х».

Здесь стоит напомнить одну историю, некоторыми уже изрядно забытую. Помните, когда произошла трагедия в Кемерово, которая объединила общество в желании помочь и поддержать, в соцсетях нашлись те, кто решил использовать трагедию в своих целях и начал распространять дезинформацию. В той трагедии Игорь Востриков потерял всех: трех детей, жену и сестру во время пожара в ТЦ «Зимняя вишня». Именно он был инициатором и организатором известного многотысячного митинга в Кемерово. И именно ему пришлось впервые в своей жизни столкнуться с фейками и вбросами, которые могли повернуть его судьбу. Но вывернулось все иначе. Сначала ему трудно было отличить дезинформацию от правды, но проведя собственное расследование Игорь и другие, потерявшие своих родных, поняли, что кто-то их явно провоцирует. Об этом Агентство федеральных расследований рассказывало тогда в материалах «Игорь Востриков: с помощью фейков пытались в нашем городе провести Майдан» и «О вбросах и провокаторах на митинге в Кемерове».

Желание разобраться, найти правду, не дало Игорю взять фейкам верх над ним, над его сознанием.

Так, может, стоит не просто переходить по ссылкам в соцсетях и ставить лайки, смачно матерясь по поводу того, какой в России «кровавый режим», а как минимум, дочитать и досмотреть материал до конца, найти другую информацию в той же Сети и постараться сделать свои выводы?

Ещё на эту тему

В Москве раскрыта фабрика фейковых журналистов

FLB: Журналистские удостоверения раздаёт наблюдателям от Ходорковского и Навального член Гражданского совета КПРФ и одновременно сотрудник «Голоса» Василий Вайсенберг

«Умное голосование» для дураков

FLB: «Умное голосование» Навального популяризует беспорядочные политические связи и рекомендует избирателям голосовать за сталинистов, а так же за кандидатов, олицетворяющих пьянство, воровство и алчность

22.09.2018 15:50:06 #Выборы #Фургал С.И.

Фургал под стеклом

ЛДПР решила проигнорировать «день тишины» перед выборами в Хабаровске, агитируя за своего кандидата баннерами, листовками, наклейками на авто

Холивар Навального и Ходорковского дошёл до фени

FLB: Сторонники бывших уголовников напрасно пытаются их примирить и не понимают как в итоге голосовать на выборах – «по умному» или «по совести»

Мы в соцсетях

Новости партнеров