В интервью «Лайфу» Игорь Востриков потерявший трёх детей, жену и сестру во время пожара в ТЦ «Зимняя вишня» и ставший одним из инициаторов многотысячного митинга в Кемерове, рассказал, почему «было не просто отличать истинную информацию от ложной», как родственники погибших проводят собственное расследование трагедии и почему митинг вообще не выход.
Так, Игорь рассказал, что митинг изначально не был политическим, но появились подстрекатели, что и привело к тому, что ближе к вечеру «митинг стал превращаться в балаган». Но «98% митингующих, по его словам, были убитые горем родственники погибших». Он сообщил, что на следующий день после пожара «распространялась информация, что истинное число жертв умалчивается». Только намного позже стало ясно, что вброс о количестве жертв был для того, чтобы «разжечь Майдан».
«Нас конкретно разогревали, нами манипулировали и пытались на нашем горе, ну, скажем так, произвести Майдан. Направили нас по ложному следу. Мы, естественно, горем убитые, просто рассвирепели в какой-то момент. Основной ложный след заключался в том, что было столько жертв интернатовских, что жертвы замалчиваются. Мы занялись поиском. Три дня искали-искали, и всё это тщетно», - рассказал Востриков.
Игорь еще раз рассказал о том, что больше всего в тот момент помогал и продолжает помогать вице-губернатор Сергей Цивилев: «Он всё время с нами, переживает, старается делать по максимуму. Но не всё в его компетенции».
Поначалу у многих митингующих было негативное отношение к МЧС, ФСБ, федеральным следователям, поскольку с ними сложно было наладить контакт, но, как отметил Игорь, «через Цивилева удалось пообщаться со следствием». А ведь сначала Цивилев решил, что Востриков провокатор, но когда узнал, что Игорь потерял в пожаре всю семью, то извинился, встав на колено.
«Я не был в похожих ситуациях, чтобы было с чем сравнивать. Но я симпатию к нему испытываю. Видно, что человек сопереживает и старается делать свою работу как можно быстрее», - сказал о Цивилеве Игорь Востриков.- Отсутствие своевременной информации и вбросы о количестве жертв привели к тому, что те, кто собрался на митинге, «пошли по ложному следу».
«Очень сложно было наладить контакты со следователями. При этом мы потеряли много времени. Пошли по ложному следу — начали искать этот обман, утаивание жертв. В то время как надо было заниматься действительно важными вопросами. Надо было заниматься тем, как тушился пожар, и искать тех, кто допустил, что в торговом центре вообще не предпринимали мер противопожарной безопасности. Почему торговый центр был построен, как лабиринт? Есть видео, на котором видно: когда люди эвакуировались из кинотеатра, они даже не знали, куда бежать. Надо было бежать налево, но были те, кто бежал направо, а там двери были заблокированы. И, скорее всего, эти люди там просто задохнулись. Аварийные выходы были заблокированы. Кто-то меня обвиняет, что я то одно говорю, то другое. Но я не Господь Бог. Я там не находился. Вычленить достоверную информацию среди всех этих вбросов действительно очень сложно. Именно поэтому я и менял своё мнение», - сказал в интервью «Лайфу» Игорь Востриков.
«Но надо понимать, мы были на эмоциях. Шли вбросы, мы думали, нас обманывают. На те вопросы, которые мы задавали, желаемых ответов не получали. Хотя твердили нам правду: нет этих 300 человек. Понимаете, эти фейки, они нас увели в сторону», - сказал Игорь Востриков журналистам «Лайфа».
Игорь говорит, что тогда, на митинге, нужно было ставить совсем иные вопросы: «Разбираться надо было по факту: почему были допущены нарушения в строительстве, почему были допущены нарушения пожарной безопасности, почему МЧС, на мой взгляд, абсолютно не справилось. Не каждый сотрудник — они жизнями рисковали, — а именно сама организация. И вот этим нам надо было заниматься. Ответы на эти вопросы надо было требовать. А нас увели в сторону, и мы искали несуществующих жертв. Но мы это всё прояснили и этим сейчас и занимаемся. Нам нужна прозрачность».
Хотя все мы прекрасно понимаем, почему в тот момент Игорю было сложно перейти на жесткий анализ причин катастрофы. В толпе собравшихся, безусловно, было место безысходности, те, кто потерял родных, справиться с этим было сложно, и уж тем более Игорю.
Но, как выяснилось, бороться родственникам погибших предстоит и дальше. Информационные вбросы продолжаются. И теперь против них, против тех, кто потерял детей, жен, матерей, братьев и сестер. И вросы эти о том, что родственники погибших продались власти.
«Ну, компенсацию мы, конечно, получили, - сказал Игорь. - Но я хочу сказать этим людям (кто пишет в соцсетях о продажности родственников. – прим. FLB.ru): «Давайте я эту сумму удвою, а вы верните мне моих родственников. И всё».
Завтра, 31 марта, в Кемерове пройдет совещание, на котором глава СК РФ Александр Бастрыкин огласит некоторые результаты. И Цивилев, как сказал Игорь, собирает всех (инициативную группу. – прим. FLB.ru), чтобы «люди могли информацию из первых уст получить».
А те поиски сотен погибших, которые проводили люди, оказывается имели свои особенности. Игорь рассказал, что активисты сразу создали группу для поиска тел погибших, но она,получается, оказалась из подставных людей: «Ну как. Мы стояли на митинге, было два зама. Естественно, вокруг них были свои люди. И когда прошла инициатива проехать просмотреть по моргам, люди, кто пришли горем убитые, они пришли за ответами. Ну, кто поедет? А эти сразу же: я, я, я, — все лезли. И единственное, я, чтобы проверить. Со мной много друзей пришло, спасибо им за поддержку».
В итоге Игорь сказал, что «митинг, который собирают в субботу у нашей администрации (планируется 31 марта у здания администрации Кемерова, - прим. FLB.ru), он абсолютно бессмысленный. Спрашивать надо не с тех людей. Второй момент. Я вообще считаю, что митинги не выход. Если бы не было этого вброса, этих фейков, то можно было бы митинги собирать. Но нами манипулируют, это факт. Да, есть много проблем. На власть, может, и нужно давить, но, знаете, не за счёт нашего горя. То есть давайте, пусть этим занимаются люди, которые выбрали свою жизнь — быть политиком оказывать влияние».
Напомним, что, согласно имеющимся официальным данным, при пожаре в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерове в воскресенье 25 марта, погибли 64 человека, из них 41 ребенок. 26 марта появились фейки о «300 погибших», Говорили даже о 400-х. Вскоре украинский пранкер «Евгений Вольнов» признался, что фейк о сотнях погибших распространил в сети он, и сделал это, чтобы отомстить всем русским.Эту информацию стали муссировать многие блогеры, таким образом наводя панику и недоверие следствию. На днях некоторые из блогеров извинились за ложную информацию о «сотнях погибших».
Расследование катастрофы продолжается, местные и федеральные органы власти работают в тесном контакте с активистами – родственниками погибших. Задача власти – сделать расследование максимально прозрачным.
FLB.ru следит за расследованием трагедии.