Самое активное участие в истории с помилованием и досрочным освобождением Михаила Ходорковского принял бывший министр иностранных дел Германии Ганс-Дитрих Геншер (годы жизни 21.03.1927 – 31.03.2016). Этот многолетний лоббистский проект получил кодовое название «Operation MBK»/Операция «МБХ». Адвокаты Ходорковского вели активную работу, целью которой был поиск подходящего кандидата среди влиятельных политиков Запада, способных повлиять на российские власти и на российского президента. В итоге в 2010 году их выбор пал на Ганса-Дитриха Геншера. Был ли этот выбор случайным?
ЧЛЕН НСДАП С 20 АПРЕЛЯ 1944 ГОДА
Ганс-Дитрих Геншер в течение долгого времени был министром иностранных дел ФРГ – в общей сложности он находился на этом посту с 1974 по 1992 год, а до этого был ещё и министром внутренних дел. В течение всего периода свой политической деятельности он являлся одним из руководителей Свободной демократической партии Германии (СвДП).
Но это уже в период существования Федеративной Республики Германии, а в период второй мировой войны ефрейтор вермахта Ганс-Дитрих Геншер стал членом гитлеровской Национал-Социалистической Немецкой Рабочей Партии/ Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei, NSDAP (НСДАП)** и принимал участие в битве за Берлин. 18 мая 1944 года он сам подал заявление о вступлении в нацистскую партию, и был принят в её ряды 20 апреля того же года, в день рождения Адольфа Гитлера. По словам самого Геншера, он добровольно стал солдатом вермахта для того, чтобы избежать насильственного рекрутирования в состав Ваффен-СС, а до этого Геншер был членом молодёжной организации Гитлерюгенд, а также прошёл начальную военную подготовку как наводчик зенитного орудия Flak.
Геншер упорно утверждал, что заявка на вступление в нацистскую партию была якобы коллективной, и всё это произошло без его ведома. Однако немецкий историк Михаэль Буддрус/Michael Buddrus из Института современной истории доказал, что для вступления в НСДАП необходима была личная подпись кандидата. Поэтому следует исходить из того, что ефрейтор Геншер свою подпись тогда и поставил.
В последние месяцы второй мировой войны американцам удалось захватить огромный немецкий архив, в том числе содержащий картотеку членов нацистской партии (более 10 миллионов учётных карточек). В течение долгого времени все эти материалы находились под контролем американцев в берлинском Центре документов/Document Center. Соединённые Штаты были готовы ещё в 1967 году передать контроль над этим центром западным немцам, однако многие влиятельные политики Германии были против, опасаясь неприятных для себя разоблачений. В этом центре находилась и партийная учётная карточка Геншера, который сам, будучи еще министром внутренних дел, активно препятствовал процессу передачи этого архива под контроль немецких властей.
О существовании свой личной карточки в руках американцев Геншер узнал в 1970-е годы, когда он был министром внутренних дел ФРГ в правительстве Вилли Брандта. В какой-то момент его личная учётная карточка члена НСДАП была извлечена из общего архива и затем куда-то исчезла.
Берлинский Document Center перешёл под контроль немецкого правительства лишь в 1994 году. Однако определенную его часть с учётными карточками членов НСДАП и другими важными документами американцы, судя по всему, продолжали держать в своем особом сейфе, рассчитывая использовать их для давления на влиятельных политиков с нацистским прошлым. Вероятно, именно эта часть архива членов НСДАП так и не была передана немцам.
Следует также отметить, что, вопреки распространенному в России представлению, денацификация в западных оккупационных зонах Германии потерпела полный провал, что вынуждены были признать даже сами американские оккупационные власти. Проще говоря, никакой денацификации там не было, и вообще американцы смотрели сквозь пальцы на нацистское прошлое немцев.
Возникает естественный вопрос – почему выбор адвокатов Ходорковского пал именно на Ганса-Дитриха Геншера, которому, кстати, на этот момент было уже 86 лет? Одно из объяснений может быть связано с тем, что услуги этого бывшего политика в 2012-2013 годах стоили уже не так уж дорого (гонорар за его выступление составлял в то время «всего» около 20 000 евро). Но это лишь одна из возможных причин. Естественно, сам Геншер и его советник, политолог Александр Рар заявили, что никаких денег от Ходорковского они за проделанную работу не получили. Значит, остаётся второй вариант – давление со стороны Америки через адвокатов Ходорковского. Кстати, тот же Рар в интервью журналу ‘Der Spiegel’ заявил, что Геншер включился в эту историю по просьбе адвокатов Ходорковского.
Геншер был идеальной фигурой для этой операции. С одной стороны, его хорошо знали в Кремле и на Смоленской площади. С другой стороны, он и Александр Рар, с которым бывший министр иностранных дел работал в немецком Совете по внешней политике, были хорошо знакомы с Ходорковским - они несколько раз приглашали его в Германию, а также в 2002 были на 75-летнем юбилее немецкого политика-мастодонта.
Несмотря на уверения Рара, совершенно не исключено, что столь активное участие Геншера было связано с обещанием щедрых пожертвований со стороны Ходорковского. Кроме того, были приняты во внимание и личные качества этого политика. Не случайно даже бывший американский посол в Берлине Ричард Берт назвал Геншера «скользким как угорь» человеком, а такие люди в определенный момент могут оказаться весьма полезными.
Давление на Геншера и Меркель в рамках Операции «МБХ» могли оказать и члены влиятельного Бильдербергского клуба, основателем которого является нацист и член НСДАП голландский принц Бернхард. Многие влиятельные немецкие политики были связаны с этим тайным в прошлом клубом, в том числе Вальтер Шеель, коллега Геншера по партии и бывший член НСДАП, а также бывший канцлер Германии, «тельмановка» из ГДР Ангела Меркель.
СВОБОДА ХОДОРКОВСКОГО СТОИТ ДЕНЕГ, И БОЛЬШИХ
По официальной версии, инициатива в проведении Операции «МБХ» якобы принадлежала директору музея Берлинской стены Александре Хильдебрандт, муж которой помогал ещё гражданам ГДР нелегально переходить границу с ФРГ. На самом деле, летом 2010 года ей позвонил сотрудник пиар-агентства «Burson-Marsteller», который якобы совершенно случайно на неё вышел.
Агентство «Burson-Marsteller» (журнал «Econimist» назвал его самым дорогим корпоративным «косметологом» в мире - получило задание - от сообщников Ходорковского или кого-то повыше - обратить особое внимание в Евросоюзе на «томящегося в застенках» бывшего олигарха Ходорковского. И вот, летом 2010 года было решено обратиться за помощью к Александре Хильдебрандт.
Заметим также, что Александра Хильдебрандт родилась в Киеве в 1959 году в семье советского авиационного инженера немецкого происхождения Владимира Вайсманна.
Первоначально Александра Хильденбрандт отказалась от участия в этой акции. Чтобы как-то поладить со своей совестью, как утверждает британское агентство «Рейтер», она в течение пяти дней знакомилась с материалами дела и в итоге пришла к выводу, что Ходорковского можно считать политическим заключённым. Криминальный шлейф нефтяного мошенника-миллиардера фрау Хильденбрандт не заметила. Действовала она быстро, и в том 2010 году организовала выставку в поддержку Ходорковского в Музее Берлинской стены. По её собственному признанию, она получила за свою работу 150 000 евро. Таким образом Александра Хильденбрандт вошла в спецгруппу Геншера.
По другой версии, именно Хильдебрандт по поручению адвокатов Ходорковского обратилась к Геншеру с предложением принять участие в операции по освобождению Ходорковского. В интервью немецкого телеканалу ZDF, Геншер заявил, что сразу согласился оказать помощь. «Если я могу помочь какому-то человеку, который находится в таких условиях в тюрьме, то это вполне естественно». В другом интервью он сказал, что «необходимо использовать любую возможность, если можно помочь человеку». Однако ни в каких других операциях освобождения других налоговых мошенников-миллиардеров, бывший министр замечен не был, а помогать, естественно, было кому.
И это заставляет усомниться в искренности его заявлений. Скорее всего, в этой истории были другие причины – финансовые или, возможно, Геншеру намекнули, что из американских архивных глубин может всплыть его карточка члена гитлеровской НСДАП.
Вероятно, именно по настоятельной просьбе Геншера и адвокатов Ходорковского Ангела Меркель написала письмо Владимиру Путину по поводу Ходорковского, которое она передала Путину во время его визита в Берлин в ноябре 2010 года. Такое письмо федерального канцлера, вероятно, тоже имеет свою цену, и немалую, да и давление для этого должно быть весьма сильным.
ВСТРЕЧА В ОТЕЛЕ «АДЛОН», РЯДОМ С ПОСОЛЬСТВОМ США
Активная фаза операции по досрочному освобождению Михаила Ходорковского началась весной 2011 года в пятизвёздочном отеле «Адлон» в Берлине, недалеко от посольства США. За небольшим столом в его холле собрались пять человек – Ганс-Дитрих Геншер, его советник Александр Рар, глава Музея Берлинской стены (Checkpoint Charlie/«Чекпойнт Чарли») Александра Хальдербрандт и два адвоката Ходорковского (одним из них был, Антон Дрель, а другим – не установленная женщина-адвокат из Берлина).
Принято считать, инициатива по созданию этой группы принадлежала Хильденбрандт, однако совершенно очевидно, что она действовала по указке адвокатов Ходорковского, а также его тайных или явных покровителей.
Сам Геншер в одном из своих интервью признал, что согласился помочь в этом деле после беседы с адвокатами Ходорковского. Да, согласился, но не сразу. Значит ли, что на него просто надавили? Вполне возможно.
Кстати, немецкий журнал «Stern» сообщил о том, что адвокатов Ходорковского, участвовавших в этой операции, было не два, а значительно больше, то есть, работала целая команда.
К этому следует добавить и другую команду, составленную из сотрудников пиар-компаний, с которыми структуры Ходорковского заключили соответствующие договоры. Их основная задача состояла в том, чтобы в общественном сознании Запада Ходорковский был представлен не как «твёрдый и решительны» миллиардер, не как «барон-разбойник», а как противник Путина, как жертва режима и как активный борец за права человека. Судя по количеству представителей прессы на всех подготовленных к моменту прилёта Ходорковского мероприятиях в Берлине, их работу следует признать весьма успешной.
ЧЕРЕДА СЕКРЕТНЫХ ВСТРЕЧ
Осенью 2013 года Геншер вместе с Антоном Дрелем написали Путину письмо. В этот момент сам Геншер находился в больнице, а Дрель специально прилетел для этого из Лондона в Берлин. Оба они предпочитали личные встречи, так как боялись «прослушки», то есть, им явно было что скрывать. В этом письме Геншер пообещал Путину, что Ходорковский не будет заниматься политической деятельностью и согласится с существующей реальностью, связанной с участием в капитале его бывшей компании.
По просьбе Ангелы Меркель Владимир Путин первый раз встретился с Геншером по этому вопросу в Москве в 2011 году, а через год на столь же секретной короткой встрече в Берлинском аэропорту Тегель. Для проведения третьей по счёту встречи Геншер направился в Москву летом 2013 года, где он, как известно, встретился также с генеральным прокурором России. И в результате всех этих тайных переговоров Путин на состоявшейся 19 декабря пресс-конференции объявил о скором освобождении Ходорковского.
В 2 часа 30 минут 20 декабря 2013 Ходорковский покинул территорию колонии уже свободным человеком.
Кстати, на пресс-конференции, которая проходила 22 декабря в Музее Берлинской стены при большом скоплении журналистов и политиков, Ходорковский особо поблагодарил за участие в своем освобождении Ганса-Дитриха Геншера и Ангелу Меркель.
Все первоначальные попытки Меркель оказать влияние на Владимира Путина по этому вопросу оказались безуспешными, однако Меркель при каждой следующей встрече с Путиным вновь поднимала вопрос о досрочном освобождении Ходорковского. Это делалось в рамках так называемого мультитрекового подхода.
В рамках своего трека не отставала и Хильдебрандт – она при каждом удобном случае собирала в своем музее подписи людей с требованием освободить Ходорковского из тюремного заключения.
Цитата из издания Hannover24.ru: «Михаил Ходорковский ответил так: «Я не собираюсь заниматься политической деятельностью, делить власть – это не моё. В бизнес я тоже не вернусь. Я достиг здесь многого, но больше меня это не интересует. Хотел бы заняться общественной деятельностью, ведь осталось ещё немало людей в положении гораздо хуже моего…»
СКООРДИНИРОВАННАЯ ПО ВРЕМЕНИ ТАЙНАЯ ОПЕРАЦИЯ?
В конечном итоге, Ходорковский был помилован российским президентом и затем на самолёте «Cessna», предоставленном по просьбе Геншера немецким предпринимателем и его другом Ульрихом Беттерманом, бывший заключённый был доставлен в Берлин прямо в пятизвёздочную гостиницу «Адлон».
Принесла ли Операция «МБХ» ожидавшиеся плоды России в области улучшения имиджа страны и ее руководства? Скорее нет, чем да. Стала ли она выгодной для Запада и для самого Ходорковского? Это, конечно же, вопрос риторический. И начало активной фазы Майдана после освобождения Ходорковского нельзя назвать случайным совпадением – все это, как и бойкот некоторыми западными политиками Олимпиады в Сочи, были скоординированными действиями, составной частью которых была и тайная Операции «МБХ».
Очевидно, что американцы не собирались останавливать события в Киеве, и поэтому важно было вызволить Ходорковского до критической фазы на Майдане, до государственного переворота, после чего вопрос о досрочном освобождении Ходорковского потерял бы свою актуальность, а там и новые обвинения могли бы стать вполне реальными.
Очевидно, что Операцию «МБХ» следует признать исключительно успешной. Как и было запланировано, Ходорковский вышел досрочно на свободу ещё до острой фазы Евромайдана, вышел как «несгибаемый борец за права человека» без каких-либо существенных письменных обязательств. Да, на эту операцию ему пришлось потратить многие миллионы долларов, но остались ведь миллиарды от продажи российской нефти и уклонения от уплаты налогов.
В этой истории до сих пор еще много тайн и «щекотливых моментов», как выразился Александр Рар в интервью журналу ‘Der Spiegel’. А еще он признался, что о многом он просто не может пока говорить. Очевидно, ему есть что скрывать.
Автор: С.Д.
**Национал-Социалистической Немецкой Рабочей Партии/Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei(NSDAP/или НСДАП) – ультранационалистическая экстремистская политическая партия Германии, существовавшая с 1920 по 1945 год, политический носитель идеологии национал-социализма. На Нюрнбергском процессе руководящий состав партии был объявлен преступным, а идеология НСДАП была признана одной из главных причин войны.