В этот день, 29 августа 2003 года, на фоне активных следственных действий вокруг Юкоса, деловой мир обсуждал новость – НК Юкос берёт кредит в размере 1 миллиард долларов США под 3,5% годовых.
«Аналитики называют такие условия кредитования беспрецедентными для российских корпораций – отмечали издания.
Трудно представить себе, что напели ходатаи из Юкоса иностранным банкирам, оформляя запрос на миллиардный кредит для компании, сотрудники которой, - а это Алексей Пичугин (убийства) и Платон Лебедев (экономические преступления), - уже попали под следствие и находились под арестом.
Впрочем, новости о миллиардном кредите для «самой прозрачной» группы лиц, довольно быстро сменили тональность. Уже в октябре 2003 года пришла информация, что Юкос «успел получить деньги от семи банков, участвующих в организации синдицированного кредита, - Citigroup, Commerzbank, Credit Lyonnais, Deutsche Bank, HSBC, ING Bank Societe Generale», однако дальнейшее сотрудничество оказалось под вопросом.
А когда преступная деятельность «благородных разбойников» из нефтяной империи сделалась очевидной, то Юкос получил от западных кредиторов «телеграмму счастья».
Компания поведала, что получила «23 апреля 2004 года уведомление от банков-участников синдицированного предэкспортного кредита в сумме $1 млрд о возможном наступлении дефолта по кредиту».
Газета «Коммерсант» вышла с заголовком «Юкос получил последнее предупреждение. Западные банки пообещали ему дефолт». Публикация была помещена в рубрике «Международное признание», как бы намекая деловой общественности, что по поводу Ходорковского на Западе всё стало ясно.
А весной 2006 года и вовсе случился крик души - «Западные банки решили добить Юкос»:
«Иностранные банки-кредиторы подали иск в Арбитражный суд Москвы о признании нефтяной компании Юкос банкротом. Юридически требования банков абсолютно оправданы, поэтому надежды на возрождение Юкоса не остаётся. В ближайшее время все активы компании будут распроданы» - констатировала Газета.ru. Именно с подачи западных банков в Юкосе начались «оздоровительные» процедуры.
Партнёр на букву «Х»
В этот же день 29 августа 2003 года стало ясно – подельник Ходорковского Платон Лебедев воздухом свободы будет дышать не скоро. Накануне председателю Совета директоров ЗАО МФО Менатеп, совладельцу нефтяной компании «Юкос» Платону Лебедеву, арестованному 2 июля, был продлён срок содержания под стражей. Защита уверяла суд, что их клиент человек кристальной честности, никуда бежать не собирается, и вообще, его уголовное преследование следует прекратить, ну или выпустить подзащитного хотя бы под залог.
Прокуроры, напротив, с материалами в руках доказывали, что данный фигурант уголовного дела должен быть изолирован, потому что может сбежать. В итоге, заслушав аргументы сторон, суд оставил Платона Лебедева в Сизо - изучать 146 томов собственного уголовного дела.
В том, что суд решил содержать Лебедева под стражей, была и некоторая «заслуга» кадров «гениального пиарщика и интеллектуала» Леонида Невзлина. Начальник отдела по связям с общественностью группы Менатеп Юрий Котлер, комментируя заявления Генпрокуратуры РФ о том, что «Лебедев перевёл часть своего бизнеса в Швейцарию, на Гибралтар, Кипр и Лихтенштейн», был беспредельно ярок: «У группы есть дочерние подразделения на Гибралтаре и в Швейцарии. В Лихтенштейне и на Кипре нет». Оратор, надо понимать, был серьёзен.
Вот пять «помоек», директором которых, по данным следствия, был Лебедев П.Л. Место регистрации – Кипр. Эти фирмы, упомянутые в материалах уголовного дела №18/432766-07, использовались группой лиц во главе с Ходорковским, для совершения махинаций. «Помойки», конечно же, «зачистили», как это и принято у «отмывальщиков».
1. «Barion Enterprises Limited» (Cyprus, 17 Sep 1997-10 Mar 2002)
2. «Kincaid Enterprises Limited» (Cyprus, 17 Sep 1997-10 Mar 2002
3. «Cayard Enterprises Limited» (Cyprus, 17 Sep 1997-10 Mar 2002)
4. «Temerain Enterprises Limited» (Cyprus, 28 Jan 1998-10 Mar 2002)
5. «Wandsworth Enterprises Limited» (Cyprus, 17 Sep 1997-10 Mar 2002)
Родились, как видим, почти все, как под копирку и «умерли» в один день.
А вот фирма «Hulley Enterprises Limited» (Number HE88949), созданная на Кипре, с подачи Ходорковского и Лебедева (Cyprus, 17 Sep 1997 ) по учётам– жива до сих пор, и даже знает кто такой Тим Осборн.
Вот такое вот «на Кипре и Лихтенштейне у группы «Менатеп» ничего нет». И это, не говоря о других кипрских «прокладках», которые де-факто контролировались Юкосом, и потом всплывали в материалах разных, менее заметных, уголовных дел.
И, наконец, «Palmus Foundation» (Лихтенштейн). Если бы его не было, то он не мог бы фигурировать в уголовном деле и приговоре, как фонд, через который, 16 августа 2001 года, Ходорковский завершил «карусели» с акциями Юкоса, распределяя их между организованной группой лиц, в некоторых кругах известных как «основные акционеры» Юкоса.
Среди них, кстати, фигурирует не просто акционер, а заказчик убийств и покушений – Невзлин Л.Б., осуждённый на пожизненный срок заключения. Впрочем, следователи подозревают, что Невзлин был не единственным заказчиком убийств, подозревают, что у него был партнёр и его фамилия начинается на букву «Х», - пишет Prigovor.ru
(См. предыдущий материал «В этот день Ходорковский слил российских подельников из правительства. Федеральные следователи США изучают вопрос о том, законно ли «Менатеп» переводил средства через Bank of New York. В Юкосе возник западный дух в лице Стивена Тиди. Prigovor.ru напоминает, что было 28 августа 1999 и 2003 года»)