В этот день, 19 октября 2005 года всё прогрессивное человечество узнало о том, что бывший глава офшорной империи «Юкос» Михаил Ходорковский, приговоренный к 8 годам тюремного заключения, наконец-то доставлен «для отбывания наказания в одну из колоний Читинской области».
Эта новость внесла ясность по вопросу геолокации начинающего каторжанина, поскольку в период его поездки к месту отбывания наказания за налоговые преступления и иные махинации, пресса старательно возила Ходорковского по всей стране и «теряла».
«Где же Михаил Ходорковский? Больше недели миновало с тех пор, как бывший глава российского нефтяного концерна Юкос был отправлен из следственного изолятора «Матросская тишина» в колонию, и с тех пор ни его родственники, ни его адвокаты не знают куда» - недоумевала Катя Тихомирова на страницах Berliner Zeitung, воспроизводя, по сути, общий тон всех комментаторов и изданий «потерявших» Ходорковского.
Обстановку, всякий по-своему, «накручивали» и адвокаты, и «неравнодушные поклонники» налоговых преступлений Ходорковского. В частности адвокат Антон Дрель доверительно сообщил РБК, что родственники М.Ходорковского «уведомления пока (то есть 19.10.05) не получили», тогда как «согласно внутреннему распорядку Федеральной службы исполнения наказаний, после доставки заключенного к месту отбывания наказания родственникам направляется соответствующее уведомление». «Незаконным и аморальным» называет такое поведение адвокат Ходорковского Юрий Шмидт. Служба исполнения наказаний ещё до отправки заключенных в колонию была обязана предоставить адвокатам информацию о месте их дальнейшего пребывания. Уже больше недели он не имеет со своим доверителем никаких контактов, рассказал Шмидт газете «Berliner Zeitung».
В общем, адвокаты старательно раздували скандал на пустом месте. Дело в том, что ещё 10 октября представитель Федеральной службы исполнения наказаний сообщил, «что Михаил Ходорковский и Платон Лебедев этапированы из СИЗО в колонию общего режима. Согласно статье 17 УПК о месте нахождения заключенных родственники будут оповещены в течение 10 дней после прибытия осуждённых к месту назначения», - писал «Коммерсант».
Дальше пресса начинает «гадать на ходорковской гуще», тыкая в карту «искать» Ходорковского, с заданным рефреном «российские власти ничего не говорят о местонахождении самого знаменитого заключённого».
«Российские средства массовой информации вот уже несколько дней пребывают в поисках Ходорковского и Лебедева. Их «обнаруживают» то в Московской области, то в Тамбове, то в Твери, то на Урале, то в других местах» – обобщила маршруты перевозок Berliner Zeitung.
«Источники», можно сказать, не умолкали, не отличаясь, впрочем, точностью. «Михаил Ходорковский отправлен отбывать наказание в колонию в Ямало-Ненецкий автономный округ, Платон Лебедев - в Читинскую область. Об этом во вторник сообщил источник "Интерфакса", близкий к родственникам Ходорковского. «Так написано в распоряжении, но есть шанс, что в последний момент всё переиграли», - подчеркнул он.
Однако, эта информация не подтверждена» - путали аудиторию «источники» ещё 11 октября, видимо, прочитавшие распоряжение вверх ногами.
Перепутали
Однако скрывать никто ничего не собирался. Как только заключенный М.Б. Ходорковский прибыл в колонию ЯГ 14/10, расположенную в Читинской области под городам Краснокаменском, он был надлежащим образом оформлен и его супруге – Инне Ходорковской, - было направлено соответствующее уведомление.
Ходорковского, как писал «Коммерсант», - помыли в бане, и отправив его на карантин, пообещали трудоустроить. «Банным днём господин Ходорковский остался доволен». Руководство учреждения особо отметило, что Ходорковский «будет пользоваться всеми правами и выполнять все обязанности заключённого, предусмотренные общим режимом».
Адвокаты, выплеснув своё недовольство отправкой олигарха «к чёрту на кулички», все же высказали готовность лететь к клиенту – в отношении Ходорковского уже шло второе уголовное дело, связанное с хищениями, махинациями, и отмыванием преступных денег.
«КТО НЕ РАБОТАЕТ, ТОТ, КАК ПРАВИЛО, СИДИТ В ШИЗО»
«Маршрут» второго осуждённого вместе с Ходорковским – Платона Лебедева, оказался на страницах прессы менее извилист. Ещё 14 октября 2005 года «Коммерсант» сообщил, что Платон Лебедев был этапирован в колонию особого режима ОГ 98/3, расположенную в посёлке Харп Ямало-Ненецкого округа (ЯНАО). Прокурор по надзору за исправительными учреждениями прокуратуры ЯНАО Семён Саевич, пояснил изданию, что составе колонии «есть участок общего режима, в котором будет находиться осуждённый на восемь лет господин Лебедев».
Прокурор рассказал, что в колонии предусмотрено трёхразовое питание, ежедневный обход врача и обязательный ежедневный труд: «Кто не работает, тот, как правило, сидит в ШИЗО».
«Нам подтвердили, - сообщил адвокат Евгений Бару, - что Лебедев у них и что нам гарантируют возможность общения с ним при предоставлении нами ордеров. Сейчас мы готовим необходимые документы, ведь едем не на свидание, а для решения многих рабочих моментов». Как пояснил газете господин Бару, «теперь Платон Лебедев и его родные могут писать друг другу письма, он может получать передачи и имеет право на свидания».
Так завершился не только этап Ходорковского и Лебедева к местам отбывания наказания, но и этап очередной проюкосовской дезинформации», - пишет Prigovor.ru
(См. предыдущий материал «В этот день «Вашингтон пост» разрешила налоговые преступления в России. Американская пресса – об «образе России как демократического государства в глазах западных инвесторов». Prigovor.ru напоминает, что было 18 октября 2003 и 2005 гг.)