История 18.11.18 15:15

Западная Сибирь даёт 90% энергетических ресурсов страны

FLB: «А там из 250 млрд. рублей, отпущенных на жилищное строительство и социальные нужды освоено всего 34 млн. рублей». Что было в Кремле 18 ноября в 1973 и 1978 годах

Западная Сибирь даёт 90% энергетических ресурсов страны

Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь.

БУРЛАЦКИЙ РЕШИЛ, ЧТО «ВСЁ ДОЗВОЛЕНО» И МГНОВЕННО БЫЛ НИЗВЕРГНУТ И ДАЖЕ ПОТЕРЯЛ ПРАВО ВЫЕЗДА ЗА ГРАНИЦУ

18 ноября 1973 г. Всю неделю просидел в Серебряном бору, - очередная «теоретическая задача». Тезисы к встрече секретарей ЦК социалистических стран по внешнеполитической пропаганде и идеологии. Намечена на вторую половину декабря. Там - Шахназаров, Медведев, Вебер, Пышков и соответственно - из других отделов. Народу тьма, что только усложняло работу. Бурлацкий... Он был начальником над Шахназаровым, он - создатель консультантской группы в отделе соцстран (ещё при Андропове, он выпестовал Арбатова, который затем его сменил в роли руководителя группы). При подготовке Программы партии и вообще XXII съезда КПСС летом 1961 года в Соснах, Бурлацкий был весьма важная персона. Я «бегал мальчишкой» тогда на этой даче. Но ко мне он был снисходителен. А теперь всё наоборот: он зав. сектором в Институте права и рассматривает как благодеяние сам факт приглашения его к такой работе. Шах над ним начальник. И от былой заносчивости - ни следа. А в общем довольно одарённый человек, который, как и Беляков, на определённом этапе решил, что «всё дозволено» и мгновенно был низвергнут и даже потерял право выезда за границу. Но старые друзья, многим ему обязанные, не оставляют.

М. Горбачев и Ф. Бурлацкий

1/5 ВРЕМЕНИ КАЖДЫЙ ВАГОН ЕДЕТ, 4/5 – СТОИТ

18 ноября 1978 г. Чем кончилось событие с Загладиным? (Загладин без ведома Пономарёва опубликовал статью по поводу книги Коэна «СССР и мы», врезал «еврокоммунистам». И это после того, как только что в Москве был Берлингуэр и обнимался с Брежневым. Загладин – не человек с улицы. И все поняли, что объятия эти – чистое фарисейство, на самом деле ЦК КПСС думает по-загладински. – прим. авт.)

Б.Н. (Пономарёв) мне сообщил, что Суслов ему звонил. Но предлог был – не статья Загладина, а тот факт, что как раз накануне Б.Н. вновь, в третий раз, несмотря на летнее решение Секретариата ЦК «отложить», заставил «Правду» набрать сочинённую по его настоянию статью – «Чего хотят монополии от еврокоммунизма?» – и навязал вёрстку Суслову, чтоб тот в праздники прочёл и «вернулся к вопросу о публикации». Так вот М.А. и говорит: видишь, мол, несколько фраз Загладина вызвали такую бурю, а ты хочешь – целую статью! И вообще, мол, как это так? Ты (Пономарёв) одобрил эту статью? Почему такие вещи выходят без ведома ЦК?

Б.Н. говорит мне: мол, не стал уж совсем подводить Загладина (что он ответил Суслову на самом деле, я так и не понял). Однако, он подложил «нам» (?!) большую свинью. Свинья, как я понял, состоит не в том, что Загладин обругал «еврокоммунистов», а в том, что он «перебежал дорожку» и сделал невозможным публикацию заветной статьи Пономарёва. И слава Богу! Не было бы счастья, да несчастье помогло! А что касается – он-де не хотел подставлять совсем Вадима, то, очевидно, ему важнее выглядеть хозяином у себя дома (как это так – без его ведома его первый зам публикует принципиальные вещи в центральном органе ЦК!), чем человеком, допустившим перегиб в критике оппортунистов.

Вчера у нас была отчетно-выборная партконференция всего аппарата ЦК. Всё чинно и до отвращения заорганизовано. На доклад и заседание до первого перерыва пришли секретари ЦК во главе с Сусловым. Их приветствовали стоя, как школьники при входе учителя. Когда перечисляли кандидатуры в состав президиума, произнесение фамилии каждого секретаря сопровождалось аплодисментами (по нисходящей: от Суслова до Русакова). Потом, когда пошли «а также», т.е. члены президиума из нас самих, им, естественно, уже не хлопали. Каждое упоминание Брежнева в докладе ли, в выступлениях, даже походя, внутри фразы, отмечались аплодисментами. Сам доклад в основном состоял из общепропагандистского трёпа о делах страны в общем и целом. Тем не менее в прениях были любопытные данные.


Ястребов (зав. Отделом тяжелой индустрии): производим 795 млн. тонн угля, 575 млн. тонн нефти. Западная Сибирь даёт 90% энергетических ресурсов страны. А там из 250 млрд. рублей, отпущенных на жилищное строительство и социальные нужды освоено всего 34 млн. рублей.

Бочков (зав. Отделом лёгкой промышленности): 11,2 млрд рублей потеряно государством на уценке товаров.

Симонов: 1/5 времени каждый вагон едет, 4/5 – стоит. За 20 лет железные дороги удлинились на 15%, а грузооборот увеличился в 4 раза. Незавершонка на железных дорогах – 90 млрд. рублей.

Как бы то ни было всё заранее согласовано и «придумано» – кого и сколько от каждого отдела в президиум, кого (некоторых в порядке компенсации) в редакционную комиссию, хотя проект резолюции был заранее напечатан типографски и сброшюрован, и через пять минут после избрания редакционной комиссии роздан все делегатам. Кому поручить что-нибудь огласить (это тоже почётно), кого избрать в новый состав парткома (изменённый на две-три персоны из 17-ти). В общем, этот парад-alle, торжественный и нарочито, открыто формальный. Имеет, очевидно, целью продемонстрировать подавляющий авторитет и мощь партийности (над каждым в отдельности). Характерно, что ни А.М. Александров, ни прочие большие чины аппарата не позволяют себе игнорировать это собрание. Упомянутый А.М. то и дело убегал, но возвращался: в это время шла встреча Брежнева с американскими сенаторами, на которую именно он, Андрюха, уговорил Генсека.

Вообще, что-то в этом есть – в этой теперь уже почти иррациональной по своей сути силе партийности, что-то от большевистской традиции (хотя начинка коренным образом изменилась: такие собрания, как и вся наша парторганизация при ЦК, никакого реального значения для дела не имеет).

См. предыдущую публикацию: «Остальные вынуждены были сказать, что «Союз будет». Удалось увильнуть только одному - Муталибову. Никто не хотел участвовать в пресс-конференции. Вы, мол, Михаил Сергеевич, и скажите всё, о чём договорились». Что было в Кремле 17 ноября: в 1983, 1984, 1985 и 1991 годах.

Ещё на эту тему

Что показали три дня Съезда?

FLB: «Прежде всего – изоляцию Политбюро от государственных дел. Готов ли к этому сам М.С.? Лигачёв и Ко выглядят наблюдателями». Что было в Кремле 28 мая: в 1976, 1977, 1985, 1989 и 1991 годах

Брежнев: «Не надо селить сопровождающих Никона в гостинице»

FLB: «Там за ними Андропову не уследить. Надо их всех - на Ленинские горы. В правительственные особняки, построенные при Хрущёве. И контактов будет меньше». Что было 8 апреля: в 1972, 1979 и 1984 годах

На Секретариате сняли Яковлева с первого зама агитпропа. «Направить на дипработу»

FLB: «Предлог - его статья в «Литературке», громившая почвенников и современных славянофилов. Демичев заявил, что он статьи вообще не читал. Очевидная ложь». Что было в Кремле 21 марта: в 1973, 1981, 1982, 1984 и 1985 годах

Как Брежнев ставил свою подпись

FLB: «Долго-долго выводил фамилию. В больших зелёных глазах канцлера за очками на мгновение мелькнула ирония и сочувствие, скорее жалость, снисходительность». Что было в Кремле 8 мая: в 1972, 1976, 1978 и 1982 годах

Мы в соцсетях

Новости партнеров