Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь
РАЗРЕШИЛИ ИЗДАТЬ РОМАН РЫБАКОВА «ДЕТИ АРБАТА»
23 сентября 1984 г. Утром ездил на дачу. Наслаждался общением с природой, а вечером забежал в музей Пушкина. Но убедился, что с плохим настроением лучше этого не делать. Однако за 45 минут испытал то же самое, что от сегодняшнего буйства осенних красок, - тоску по простой, настоящей жизни.
Между прочим, узнал, что разрешили издать роман Рыбакова «Дети Арбата» - о Сталине и 1934 годе (первую часть я читал в рукописи) и будто вопрос рассматривался наверху: Горбачёв, Воротников, Пономарёв – за. Стукалин давно за. А вот Шауро и Беляев всегда были против. И ещё узнал, что уже есть вёрстка сборника воспоминаний и эссе о Шолом-Алейхеме. Подержал в руках. Немыслимо было бы даже пару лет назад. И статья о еврейской литературе на идише…
Поздним вечером встречал Макленнана и К, включая Филиппу Ленгтон, феминистку, члена Политбюро. В аэропорту всё как положено: сигнальные ЗИЛы, полно милиции в штатском... Б.Н. (Пономарёв): 45 минут разговора за чаем тут же. Он в своём вульгарно-примитивном репертуаре. В гостиницу с Макленнаном Б.Н. не поехал. Ужинали: англичане, я, Джавад, Лагутин и переводчица. Разговор с самого начала соскочил на литературу (в связи с предстоящим пленумом Союза писателей). И вот целый вечер я развенчивал их представления о нас и нашей великой литературе, - не просто, так как тут полное невежество в отношении реального состояния нашей сегодняшней литературы. Зато эта тема позволила создать атмосферу откровенности и открыть интеллектуальный уровень, на котором мы могли бы с ним общаться.
ОБЕДАЛ ОН С НЕЙ В ШЕХТЕЛЕВСКОМ ОСОБНЯКЕ
23 сентября 1989 г. Вчера была Тэтчер. Красива, умна, незаурядна, женственна. Это не правда, что она баба с яйцами, мужик в юбке. Она насквозь женщина и ещё какая! Хвалит Горбачёва. Телевидение ей вчера дало чуть ли не целый час для этого занятия. М.С. ей благоволит. Наверно, потому что она правильно поняла его замыслы, что ему наплевать на идеологию коммунизма – он хочет сделать свою страну нормальным цивилизованным государством. И если бы не катастрофа с народным «благосостоянием», страна уже стала бы такой. Обедал он с ней на ул. Алексея Толстого в шехтелевском особняке.
Позавчера был у Горбачёва Жорж Марше. М.С. провёл с ним около пяти часов, был в форме, весел, обаял, шутил, поражал французов живостью ума. На его фоне они выглядели провинциалами прошлого дня. Жора пыжился невероятно. Но при всем своём нахальстве, французской петушистости не мог спрятать смущения и чувства второстепенности рядом с Горбачёвым.
М.С. подпускал в разговор «братской» доверительности, но идейно не отступал ни на йоту, не сунул французу даже мизинца, чтоб тот мог заключить, что М.С. играет игру, оставаясь по сути на классовых позициях.
М.С. выиграл Пленум... своим экспромтом = блестящим заключительным словом, и ещё одной перетряской ПБ и Секретариата.
ГРЯДЁТ РЕВОЛЮЦИЯ. ТА САМАЯ, КОТОРУЮ ВЫЗВАЛ ГОРБАЧЁВ
23 сентября 1990 г. Взял с полки Ходасевича – стихи! «Хранилище» и проч. до печёнок достаёт сразу... Странно: только под старость я стал чувствовать по-настоящему поэзию, отличать её язык от просто «способа выражения».
Грядёт революция. Та самая, которую вызвал Горбачёв. Но он не ожидал такого и долго не хотел называть это сменой власти, тем более сменой строя. Да и сейчас продолжает говорить лишь о смене экономической системы. Нет, то, что происходит, действительно равно 1917 году, пусть «наоборот».
См. предыдущую публикацию: «Все СМИ только и вещают об автомобильной «катастрофе», в которой Ельцин получил мелкий ушиб. По определённости и устремлённости к власти, по нахальству он далеко обошёл Горбачёва, не говоря уж о популярности». Что было в Кремле 22 сентября в 1973 и 1990 годах.