История 11.09.18 10:00

Всё заметнее недееспособность Брежнева

FLB: «Вернулся из отпуска ещё 29 августа, но нигде не появился и в ЦК его не чувствуется. А поскольку всё сколь-нибудь существенное замкнуто на него, дела стоят». Что было в Кремле 11 сентября: в 1973, 1975, 1982 и 1989 годах

Всё заметнее недееспособность Брежнева

Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь

ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ДВОРЕЦ ПОДВЕРГНУТ БОМБАРДИРОВКЕ, НАЧАТ ШТУРМ

11 сентября 1973 г. Военный мятеж в Чили. Три главнокомандующих образовали хунту. Президентский дворец подвергнут бомбардировке, начат штурм. Хунта объявила военное положение, запретила выходить из домов, носить оружие. Радиостанциям правительства приказано замолчать; кто не подчинился — подвергнуты разгрому. Это — язык контрреволюции. А революция Альенде занималась трёпом, уговорами и громкими декламациями.

Это, конечно, принципиальное поражение современной революции вообще. Едва ли не смертельный удар по самой концепции мирного пути революции. Единственный плюс, что подтверждены вновь ленинские железные законы революции: она штука серьёзная и без диктатуры, настоящей, пролетарской — нигде ещё и никогда удержаться не могла. Это главный урок, но и поражение, всякое - политическое, идеологическое, психологическое, международное.

А мы? Последние известия по радио начались в этот день с благодарности, которую Брежнев направил Живкову и Ко за присвоение звания Героя Народной Республики Болгарии. Затем - о приёме Брежневым в Крыму личного представителя президента Афганистана. Потом - о предстоящем в Москве конгрессе миролюбивых сил(!), в частности, о том, что все удовлетворены, что местом его проведения избрана именно Москва. Прекрасная тема: мы и современная революция! Увлечённые миром для себя, мы теряем чувство реальности.

КУРС НА ВЫХОД К ВЛАСТИ ЧЕРЕЗ ВОЕННЫХ ПРОВАЛИЛСЯ

11 сентября 1975 г. Идёт неделя на работе. Много читаю про социал-демократию и про Португалию. Загладин, посланный туда со специальной миссией, прислал три телеграммы. Его задача (директивы ЦК) была в том, чтоб «подсказать» Куньялу не «левить», остановиться, может быть даже отступить, чтоб собраться с силами. Курс на выход к власти через военных провалился. По-видимому, ленинская тактика оказалась без каких-то существенных элементов.

«Миссию Загладина» надо было нам делать раньше. В частности, когда Куньял приезжал в Москву. Но тогда его приняли плёво. Брежнев не захотел с ним встречаться, а Б.Н. (я присутствовал) говорил пошлости в духе своего учебника по «Истории КПСС».

Беспомощность нашего Отдела теперь очевидна. Перцов (референт по Португалии) «информировал» ЦК (через Загладина и Пономарёва), передавая то, что ему говорили португальцы, без малейшего анализа и собственного мнения. Создавал впечатление, что Португалия (и в первую очередь ДВС/Движение вооружённых сил, начавшее революцию, армия) в кармане у коммунистов. Да что Перцов! Никто всерьёз не хотел заниматься Португалией. Думаю, что а) по причине старческого безразличия к тому, что прямо не касается и «не каплет»; б) по причине почти не осознаваемого разделения сфер с американцами (Чехословакия – «наше», Португалия – «ваше»).

Сегодня принимал Уинстона (председатель КП США, негр, слепой). Просвещал его насчёт МКД/международного коммунистического движения, европейской конференции КП, перспектив Совещания, отношений КПСС с ИКП, ФКП, КПИ, по Ближнему Востоку. Очень он был доволен. Не много же им нужно, этим лидерам партий!

Вчера прочёл а «Новом мире» очередную повесть Ю. Трифонова «Другая жизнь» – как скальпель снял с быта московской интеллигенции. Страшная вещь на фоне «строительства коммунизма». Либо идёт процесс всеобщего социального распада, либо незаметно складывается новое общество – банальное, безыдейное, бесцельное, скучное.

Всё заметнее недееспособность Брежнева. Вернулся из отпуска ещё 29 августа, но нигде не появился и в ЦК его не чувствуется. А поскольку всё сколь-нибудь существенное замкнуто на него, дела стоят. Достаточно посмотреть на его график: Кошта Гомеш, Жискар д’Эстен, Форд, съезды в Польше и на Кубе, какой-никакой Пленум ЦК – и все на оставшиеся три месяца, чтоб стало ясно, что никакой европейской конференции компартий (даже, если её сумеем подготовить и уломать братскую оппозицию) – не будет.

БРЕЖНЕВ: «С ЯПОНИЕЙ – НЕ ДОЛДОНИТЬ ОДНО И ТО ЖЕ, ЧТО МОЛ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ВОПРОСА НЕТ».

11 сентября 1982 г. Опять работа. Очевидно её ритм – главное, что обеспечивает всю прочую жизнеспособность, в том числе и в нравственном смысле: будто постоянно поддерживаешь право на всё остальное, даже на «крупномасштабное», а не обывательское отношение ко всему окружающему. Но физически я, конечно, не отдохнул... «Игровое» время отдыха не превышает недели. Но мне, по-видимому, больше уже и не нужно.

Эпизод с ругательным абзацем о Китае в речи Устинова при вручении г. Куйбышеву ордена. Александров сразу усёк: это, мол, несмотря на записку Брежнева и решение китайской комиссии! Если это – дело Рахманина, не сносить ему головы. Проверил: в рассылке этого абзаца не было, значит, появился «по замечаниям». Оказалось – да: именно Олег порекомендовал его восстановить!

Но это теперь уже эпизод. На первом заседании ПБ, на котором после отпуска председательствовал Брежнев, он выступил «по всем обсуждавшимся вопросам». 

И – о Китае (в духе своей записки), и о том, что надо спокойнее и умнее оценивать международную обстановку: «отрицательное не бывает без положительного»... Больше обращать внимания на отношения и с крупными капиталистическими странами – «союзниками США» и особенно с малыми.

С Японией – не долдонить одно и то же, что мол, территориального вопроса нет. А что-нибудь придумывать в противовес. Приваживать Японию к себе, а не злить.

И вообще: говорим об интернационализме, о дружбе между народами, а что мы показываем по TV, передаём по радио о капиталистических странах? – Агрессию, кризис, всякие беды до безобразия... А между тем, там живут народы, которые чего-то добились, что-то есть у них хорошее и достойное уважения. Мы ведь патенты у них покупаем, а ...

(Тут, правда, он не всё глядел по TV, например, передачи нашего японского корреспондента об автозаводе в Токио и о лесопильном предприятии. Москвичи сочли эти передачи за «втык» нашим хозяйственникам!).

- И о работе аппарата ЦК – чтоб он не превращался в придаток министерств, а был контрольным органом Центрального Комитета партии.

- И о том, что на переговорах по разоружению в Женеве и везде надо ещё более инициативно действовать, чтоб всем была видна наша искренность и честная готовность добиться справедливых результатов.

По экономике тоже здравые вещи. Словом, на этой верхотуре всё правильно. И Андропов будет главным проводником всех этих идей, тем более, что это и его собственные идеи... Но беда в косности, несовершенстве, отсталости, лености и развращённости исполнительного механизма. Его надо в корне изменить и провести генеральную чистку (наподобие того, что наметили китайцы на своём XII съезде!) – от старья, от карьеризма, от замшелости, от глупости и равнодушия. Кадры менять процентов на 80! Иначе – ничего не будет.

ГОРБАЧЁВ ПРИЕХАЛ С ЮГА, ПРОВЁЛ ПОЛИТБЮРО – О МЫЛЕ И ПРОЧЕМ ДЕФИЦИТЕ. НАРОД ХОХОЧЕТ

11 сентября 1989 г. Сегодня Сухарто. Очень не к месту. Но что делать? – нельзя же закрывать внешнюю политику из-за того, что в стране бардак... Итого хуже: скажут, что уж совсем М.С. лапки опустил, даже протоколом пренебрегает.

А он, кстати, не опустил... Несмотря на Прибалтику и Закавказье, на завал со снабжением, несмотря, что все его клянут – теперь уже не только аппарат (тот просто ненавидит и мечтает о жизни, как 5-10 лет назад), но и миллионы обывателей. Популярность его падает. Он это видит. Во всех слоях, в том числе и у верной перестройке интеллигенции.

С 5 августа по 6 сентября опять был с ним в Крыму (в том самом дворце). Помимо текучки замучил сначала идеями к Пленуму по национальному вопросу: скажет чего-нибудь по телефону или надиктует и... «ты там погоняй». И я делаю из «звонка» литературный текст.

Потом злился на статью Гранина в «Советской культуре», где тот покритиковал его за то, как он манипулировал Съездом и Верховным Советом. И тут же велел мне написать самому и посадить целую группу в Москве – разоблачать тех, кто «ставит ложные ориентиры», сбивает народ с толку, правых, левых и т.п. Собрался выступать по телевидению и сам стал надиктовывать. Вызвал было в Ялту TV. Но тут набежали события 23 августа в Прибалтике: заставил в один день сочинить Заявление ЦК. Отделы дали один вариант, Шахназаров, который отдыхал в «Южном», и я - другой. Мне пришлось всё соединять. Получилось не Бог весть что. Прибалтов обозлило. Московская интеллигенция ворчит. Сам М.С. видит позитив в том, что заставил лидеров Народного фронта и «Саюдиса» выложить карты. Но прибалтам – что? Они цивилизованно годами будут отчаливать из СССР. И пока ещё ни морду никому не набили, ни капли крови не пролили.

А вот в Закавказье она уже льётся ежедневно. Баку теперь бастует уже 6-ой день. Народный фронт Азербайджана требует разогнать НКАО. И уже военные отряды готовят войну с армянами за Карабах. Те – тоже.

Сегодня с утра он говорил с Везировым (первый секретарь КП Азербайджана). Не знаю, чем это кончится.

Я не могу проникнуть в его тайные замыслы (если они есть)... Он, когда диктовал против правых и левых парировал: вот, мол, требуют стабильности. А какая стабильность! Ведь революция... Если стабильность, то конец перестройке. Стабильность – это застой. В революции должна быть нестабильность. Но тогда чего ж возмущаться против тех, кто баламутит?! Душевное состояние у него – без паники, без нервов. Будто в глубине души он убеждён, что не потонем.

Опасный крен у него – поддакивание «россиянам» (встречался с Бондаревым, дал «Героя» Астафьеву, сделал Куняева редактором «Литературной России»). И вновь и вновь повторяет: что «если Россия поднимется», вот тогда-то, мол, и начнётся... Что начнётся?.. Железно стоит против создания компартии РСФСР, против придания РСФСР полного статуса союзной республики. На ПБ последний раз так и сказал: «Тогда конец империи».

Словом, держится за старые рычаги. Как в своё время Никита... Хотя волю стране дал небывалую и теперь уже не удержишь, не вернёшь. И в экономике – тоже боится рынка, боится свободных цен, боится кооперации, боится разогнать колхозы и ведомства, хотя видит, что аренда без этого не пойдёт. Сам же на последнем ПБ заявил, что мартовский Пленум заваливают (но ведь его решения не заработают без изменения в характере собственности, в производственных отношениях!). Но кто заваливает? Сам сказал, что Герои социалистического труда председатели колхозов... во главе с Лигачёвым, который ездит по стране и укрепляет колхозный строй. ПБ боится с ним покончить. 

Не согласился со мной созвать внеочередной Съезд КПСС в ноябре – с вопросом переизбрания ЦК. Я ему три страницы аргументов написал, почему это нужно. Нет! Хотя понимает, что ЦК – против него, против перестройки, что он в нынешнем составе губит авторитет партии (остатки авторитета). И даже «измена» Рыжкова на совещании секретарей обкомов в июле (фактически Пленум ЦК) его не ошеломила, не хочет круто разделаться с окружением и воспользоваться своей новой властью президента.

Приехал с Юга, провёл ПБ – о мыле и прочем дефиците. Народ хохочет. Нашёл козлов отпущения – бросил толпе Гусева, Лахтина, Ефимова, будто в них дело (хотя Ефимов – зам. Маслюкова – действительно показал на ПБ феноменальную беспомощность и просто «тёмность»).

См. предыдущую публикацию:«С самолётом признали, что сбили. И всё стало обычным, как и всё остальное в современном ужасном и равнодушном мире». Что было 10 сентября в 1979 и 1983 годах.

Ещё на эту тему

Бабские штучки, претензии президентши

FLB: «На днях получил выволочку от Раисы Максимовны. Едва удержался, чтоб не сказать ей такое, что сделало бы на другой день меня пенсионером…» Что было в Кремле 27 ноября в 1988 и 1991 годах

Как Горбачёв отчитывался перед Бушем по телефону

FLB: «М.С. сказал Бушу, что завтра на Совете Федерации будет разговор о назначении на посты премьера и его заместителя. Фамилии не назвал». Что было в этот день в Кремле 11 января 1991 года

И на фоне этого - дефицит хлеба

FLB: «Тысячные очереди у тех булочных, где он есть. Что-то невероятное случилось с Россией. Может и впрямь мы на пороге кровавой катастрофы»? Что было в Кремле 4 сентября 1990 года

«Началась война в Персидском заливе»

FLB: "Меня разбудили в 4 утра. Поехал в Кремль. Был Язов, который на карте показывал, что и как, по его мнению, будет (кстати, угадал точно)". Что было в этот день, 17 января, в Кремле: в 1977, 1979, 1985 и 1991 годах

Мы в соцсетях

Новости партнеров