Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ВСЕГО ЭТОГО ПОТЕРИ ПРОИЗВЕДЁННОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СЫРЬЯ ДОСТИГАЮТ 25%
11 апреля 1985 г. Обращение Макалузо (через Кьезу) к Горбачёву: мол, наш («Униты») корреспондент в Пекине говорил о вас с Ху Яобином, мы опубликовали. Не хотите ли вы тоже сделать? Горбачёв (через Александрова) велел мне ответить Макалузо: не хочу, но то, что я сказал недавно о стремлении к улучшению советско-китайских отношений, остаётся в силе и это мы будем продолжать неуклонно.
Моя попытка предотвратить выпуск во внутрипартийном бюллетене рахманинскую публикацию об «интерките» (проведённом ещё при Черненко), не удалась. (Интеркит – ежегодно собираемые совещания замзавов международными отделами ЦК компартий стран Варшавского договора (без румын) – прим. авт.) Александров, сказав «задайте вопрос попроще», посоветовал сигнализировать Русакову (о том, что такая публикация расходится по тенденции и тону с публично заявленной нашим новым Генсеком). Русаков оказался болен. Позвонил самому Рахманину. Тот возразил, что не видит «расхождения» и не склонен снимать материал. Я ответил: моё дело сигнализировать, отвечаешь ты...
(Олег Борисович Рахманин - первый заместитель заведующего отделом ЦК КПСС по связям с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран – прим. FLB).
Был у Арбатова. Он говорил, что по-прежнему часто общается с Горбачёвым: пишет записки, бывает, звонит. За две недели «выдал ему 41 страницу»... И о том, что надо чаще показывать американцам, что обойдёмся без них, но с Западной Европой. И о том, что не надо частить с публичными заявлениями и инициативами – не вставать на брежневско-черненковскую дорожку. И о том, что с китайцами надо замиряться энергичнее. И - что японцам надо отдать два, а то и все четыре острова, иначе кашу с ними не сварить. (Надо сказать спасибо Горбачёву – устоял, слишком много вокруг него было советчиков – отдать острова. И Анатолий Черняев был в их ряду – прим. FLB).
И - что надо кончать с Афганистаном (будто бы Горбачёв ему ответил, что «обдумывает». И – что надо, наконец, покончить обращаться с соцстранами, как с сателлитами, поставить отношения действительно на равных. И о том, что колхозам надо дать свободный выход на рынок и многом другом. Полагает Арбатов почему-то, что Громыко скоро станет председателем Президиума Верховного Совета, а министром надо сделать, например, Катушева, и ни в коем случае не Корниенко. Будто бы именно он, Арбатов, подсказал идею встречи Горбачёва с нашими «капитанами» индустрии и сельского хозяйства, но не с пятью тысячами во Дворце Съездов, а с парой десятков действительно дельных и смелых людей, от которых можно услышать полезные вещи. Так и сделано.
На сегодняшнем ПБ Горбачёв очень откровенно вёл разговор о севе и хранении сельскохозяйственной продукции, а также о порядках в торговле. Закончил тем, что пообещал министрам лишить их «кормушки» (спецстоловой на ул. Грановского), которая мешает им видеть (с помощью жён) действительное положение дел со снабжением и качеством продуктов. Отнял у своих помощников «чайки», вернул их на «волги». И, говорят, такая же судьба постигнет первых зам. завов отделов ЦК.
Приходил Амбарцумов. Мы не виделись, кажется, с той «истории». (Года три назад он потерял заграничный паспорт в Италии и пришлось спасать ... и его партбилет – прим. авт.) Принёс письмо в адрес Горбачёва, в котором намекает на некомпетентность и несовременность Бугаева (заместитель главного редактора «Коммуниста»). Но фактически жалуется и на Зимянина. Сделано с блеском и неотразимо. Посоветовал ему сменить адресата. Ибо Горбачёв заниматься этим не будет, а Зимянин будет мстить. Отправить письмо надо либо самому Зимянину, либо Косолапову, который покажет Бугаеву: пусть тот побесится. Амбарцумов спокоен, говорит, что ни о чём не жалеет (как и я), что Трухановский струхнул, и если б не стал «раздеваться» и каяться, может и в академики выбрали бы. (Речь идёт о статье Амбарцумова, в которой он предлагал вернуться к НЭП’у. Статью он представил в журнал «Вопросы истории», где я был членом редколлегии и оказался единственным, кто выступал за ее публикацию – прим. авт.) Теперь-то ему, конечно, ясно (т.е. после прихода Горбачёва), что глупость сделал, но – поздно.
Пономарёв звонил из Крыма. Жалеет, что уехал: «такие дела!» Какие же?.. Объединённый пленум творческих союзов, где появились все во главе с Горбачёвым, а его, Пономарёва, там не было! Вот и вся забота о деле. И ещё... Опять поднимает тему конференции из приглашённых на 40-летие Победы компартий. Велел составить телеграмму! Смешно. С другой стороны, как-то неловко тыкать его носом в эту тщеславную его глупость – все-таки ему 81-ый идёт!
Вчера послал ему записочку по поводу бумаги в ЦК о положении в КП Финляндии и что нам делать. Записка получилась даже грубая: повторил всё то, что говорил на вышеупомянутом совещании замов у Пономарёва. Закончил словами: нельзя приятельские привязанности Шапошникова, Фёдорова и Смирнова с их финскими подопечными ставить над требованиями реальной политики. И, наконец, не надо нарываться на то, что нас (Международный отдел) «поправят», а при Горбачёве это произойдёт неизбежно и скоро.
Сегодня Б.Н. звонил, но об этой записочке – ни слова. Может, впрочем, и не получил. Балмашнов мог вскрыть мой конвертик и припрятать «до возвращения Шапошникова», которому и покажет. С него станется – этого Иудушки Головлёва на посту помощника Секретаря ЦК КПСС!
На заседании ПБ 11 апреля Горбачёв огласил следующие данные:
- При переработке пищевых товаров 50-60% занимает ручной труд.
- Производительность труда при переработке сельхозпродукции в два с половиной раза ниже, чем в капиталистических странах.
- Не имеют очистных сооружений 1300 молочных, сыроваренных, маслоделательных заводов, 200 мясокомбинатов, 103 консервных фабрики, 60 крахмально-паточных заводов. В результате огромный ущерб окружающей среде.
Самое слабое место – хранение. Обеспеченность хранилищами для плодов, овощей и картофеля 26%, и те не отвечают современным требованиям. Из 11,2 млн. ёмкостей только 1/3 имеет охлаждение и только 19% вентиляцию. В сахарной промышленности лишь 20% свеклы содержится в надлежащих хранилищах. Во многих районах не хватает элеваторов. 140 мясокомбинатов не имеет холодильников, 42% их требуют срочного капитального ремонта. Потребность в современных машинах по переработке сельско-хозяйственного сырья покрывается лишь на 55%. В результате всего этого потери произведённого сельскохозяйственного сырья достигают 25%.
Только в торговле при хранении и транспортировке ежегодно теряется 1 млн. тонн картофеля, около 1 300 000 тонн овощей. Потери сахарной свеклы 3-4 млн. тонн. При заготовке и транспортировке скота гибнет 100 000 тонн мяса. 8 000 000 тонн молока вскармливаются телятам, 18 000 000 тонн обезжиренного молока идёт на корм скоту и 6 500 000 тонн сыворотки. Из-за нехватки мощностей по переработке пропадает до 1 000 000 тонн выловленной рыбы.
Потребность пищевых отраслей в современных видах упаковки удовлетворяется на 50%. Удельный вес промышленной упаковки 30%, а для овощей и фруктов всего 10%. Отсутствие тары приводит к перезреванию плодов и овощей и огромным потерям. Если бы у кооператоров, заключил Горбачёв, был бы полноценный транспорт в нужных количествах, они увеличили бы объём закупок сельскохозяйственной продукции у населения на 15-20%, т.е. на 1,5 млрд. рублей.
См. предыдущую публикацию: «Горбачёв: «Приходил ко мне Лигачёв. Побитый. Мучается. Говорит: не давал я указание, чтоб статья Нины Андреевой рассматривалась как директива. Не давал. Может, и не давал. Но где нужно и до кого нужно «довёл своё мнение». Что было в Кремле 10 апреля: в 1972, 1973, 1977, 1984 и 1988 годах.