В четверг 6 декабря судья Хорошевского суда Надежда Солодкова возобновила слушание уголовного дела № 01-0578/2018 по обвинению в особо крупном мошенничестве Анны Тюменевой, бывшей супруги чемпиона Олимпийских игр 1984 года.
Куда делся миллиард?
Как следует из обвинительного заключения, с 2008 года Тюменева и ее знакомая Ольга Ясенева (позже в преступную группу вошла Анжелика Жамалдинова), представляясь сотрудницами строительной компании «Донстрой», на самом деле таковыми не являясь, обещали клиентам дорогостоящие квартиры в элитных московских новостройках с 50-процентной скидкой, брали предоплату, но обязательства перед покупателями не выполняли, их деньги похищали.
О. Ясенева
Для убедительности Тюменева привозила потенциальных покупателей прямо на строящиеся объекты, предлагала самим выбрать понравившуюся квартиру. Договора заключались на фирменных бланках «Донстроя» с печатями и реквизитами компании – как позже выяснилось поддельными. При этом Тюменева козыряла своим близким знакомством с одним из руководителей компании – якобы «лучшим другом ее мужа», легендарного хоккеиста сборной СССР.
Анну Тюменеву, Ольгу Ясеневу и Анжелику Жамалдинову обвиняют в особо крупном мошенничестве организованной группой (ч. 4 ст. 159 УК РФ, предусматривающая наказание до 10 лет лишения свободы).
Поскольку в отличие от Ясеневой и Жамалдиновой Тюменева свою вину признала, заключила досудебное соглашение с прокурором, ее дело выделено в отдельное производство (мера пресечения – домашний арест) и рассматривается в особом порядке - без исследования доказательств и допроса свидетелей.
Напомним, что пока по этому делу проходят 29 потерпевших, только официальная сумма похищенного – 648 миллионов рублей, которые, кстати, так и не нашли. Но, по словам лидера инициативной группы обманутых адвоката Павла Карпова, пострадавших намного больше, а сумма украденных наличных денег в пересчете на рубли – перевалила за миллиард (см. «Отсижу, зато выйду на свободу богатой женщиной!», «В деле вдовы легендарного хоккеиста всплыл «чеченский след»).
Хорошо смеется тот, кто смеется последний
Сегодняшнего судебного заседания пострадавшие от афер «Тюменевой и К» ожидали с нетерпением. Накануне все они написали ходатайства с просьбой расторгнуть досудебное соглашение Тюменевой с прокурором и надеялись, что суд встанет на защиту их интересов.
- Она же ни по одному эпизоду не рассказала всей правды! – горячилась в коридоре одна из потерпевших, Лариса Шилова. – Не назвала всех, кого они обманули, и остальных, кто еще был в этой мошеннической схеме. Всю эту банду поименно не вывела на чистую воду!
Остальные тоже считали, что «чистосердечным признанием там не пахнет» и следствие она просто «кинула», как когда-то их. «Она не сказала, куда делись деньги. Это же не иголка – десятки миллионов долларов! А теперь суд ей может скостить срок. За что?»
Но заседание откладывалось – судья была занята на другом процессе.
Зато подсудимая была пунктуальна. Пришла под ручку со своим адвокатом Светланой Макаровой, о чем-то весело болтая, и заняла излюбленное место в сторонке. Те же туфли, те же джинсы, черное пальтишко, синяя сумочка, темные очки что и раньше. Только шейный платок сменила… Всем своим видом как бы показывая: смотрите, в чем хожу. Нищета, голытьба, голая как сокол – ну что с меня возьмешь!
С. Макарова
Такой «тактический ход» для жертв мошенницы не остался незамеченным.
- Раньше она как новогодняя елка ходила... С ног до головы вся сверкала и переливалась!
Если честно, картина была довольно сюрреалистичная: «черная вдова» (в том смысле, что почти вся в черном) и ее защита. Стоят, покатываются от смеха у всех на виду. И не поймешь, то ли это нервное, то ли анекдот прозвучал действительно смешной.
- Вы посмотрите на нее! Она еще соловьем заливается… - не сдержался кто-то из потерпевших. – Но ничего. Господь, он все видит.
И точно! Съемочная группа одного федерального канала окружила вдову полукольцом. Тут же подключились другие коллеги. И вновь во всем блеске продолжилось шоу под условным названием «Возьмем интервью у аферистки века».
- Анна Владиславовна, может, вас оговорили? Вы скажите журналистам...
Подсудимая, едва уворачиваясь от вспышек, подняв воротник, под общий хохот и улыбки приставов перебегала из одного угла в другой. Не проронив ни единого слова!
- А вы собираетесь возвращать деньги потерпевшим? – сыпались вопросы, - Зачем вам миллиард?.. С потерпевшими-то вы были более общительной... Вам не стыдно было прикрываться именем вашего мужа хоккеиста?
Кульминацией этого спектакля был «смертельный номер»: Тюменева забежала и спряталась в мужском туалете.
А. Тюменева
Журналисты переключились было на ее защитницу, но и она стояла как стена. «Что мою клиентку довело до такой жизни? Будут ли возвращены деньги? Эти вопросы не ко мне. Без комментариев».
На вопрос судебного репортера FLB, на какой приговор «благодаря особому порядку» они рассчитывают, Светлана Макарова высказалась по-адвокатски: «как мудрый и справедливый суд решит». Но по смеющимся глазам было видно, что она рассчитывает на «ниже минимума», то есть на «условный срок».
В списке должников - знаменитые хоккеисты и футболисты
Тем временем потерпевшие и их юристы обсуждали «горячую» тему: почему до сих пор не нашли сотни миллионов.
По словам адвоката Валерия Кононова, «деньги она давно спрятала у третьих лиц или перевела в офшоры».
- Дочка Ольги Ясеневой сказала на допросе, что у Тюменевой две виллы с собственной набережной в Испании. Проверяли: они записаны на других… Кстати, могу откровенно сказать, что прокуратура Западного округа Москвы не становится на сторону потерпевших, проявляет полное бездействие и розыском имущества, подлежащего конфискации, не занимается.
Еще одна из обманутых рассказала свою историю. Тюменева предложила ей квартиру в «Grand Deluxe на Плющихе», под расписку взяла предоплату, а потом всеми способами стала тянуть время.
«Через год я поняла, что квартиру не увижу. Пришла к ней: верни деньги. «У тебя два варианта, - заявила мне Аня, - либо приводишь других клиентов и ждешь, либо идешь к тем людям, которые мне должны». И показывает список должников, где были фамилии известных хоккеистов, футболистов. Помню, там была, например, жена хоккеиста Крутова».
(Владимир Крутов – пятикратный чемпион мира, нападающий знаменитой «тройки» сборной СССР, играл с Сергеем Макаровым и Игорем Ларионовым. Также, как и Виктор Тюменев, олимпийский чемпион 1984 года в Сараево. Умер якобы от «цирроза печени» в 52 года - в 2012 году. - FLB.)
В похожие ситуации попадали многие.
«Звоню ей: где квартира?», и слышу встревоженный голос: «Не могу говорить – муж в больнице в тяжелом состоянии. Я с ним неотлучно - не могу же бросить!» Выслала фотографии, где Виктор лежит на койке… А сама, как мне в больнице потом рассказали, заскочит к нему на минутку, отметится и опять бежит народ дурить. Потом говорит мне: «Наташа, зачем тебе эта квартира? Есть лучше! Посмотри снимки со стройки. Правда, немного доплатить придется…»
Тактика следствия: воруй, признавайся и все будет ок
В этот момент секретарь суда пригласила участников процесса пройти в зал заседаний.
До конца рабочего дня оставалось не более получаса – было ясно, что сейчас скажут нечто важное.
Виктор Тюменев в больнице. Такие фотографии рассылались «вместо квартир и денег»
Представительница прокуратуры напомнила присутствующим, что подсудимая заключила досудебное соглашение о сотрудничестве, то есть обещала «дать правдивые показания по обстоятельствам дела, а также сообщить следствию способ хищения денежных средств, конкретизировать размер похищенного, инициативно и добровольно участвовать в следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях».
По ее словам, все эти обязательства выполнены Тюменевой в полном объеме. «Подсудимая полностью признала свою вину в отношении инкриминируемых ей 29 преступлений. Благодаря ей, следствием изобличены организатор преступной группы – Ольга Ясенева и активная участница преступной группы Анжелика Жамалдинова».
«В соответствии с законом РФ, - не глядя в зал, чеканя каждую фразу, подчеркнула обвинительница, - Тюменевой может быть назначено более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление – условное осуждение или освобождение от отбывания наказания».
Услышав про «условное осуждение и освобождение», зал недовольно загудел.
- Ваша честь, - не выдержала одна из потерпевших, - А я имею конституционное право высказать свое личное отношение к этому хорошо разыгранному спектаклю? Мы выслали ходатайства... У нас огромный список конкретных эпизодов, которые скрыла подсудимая, тем самым обманывая суд…
- Эти ходатайства есть в материалах дела, - прервала ее Надежда Солодкова, - а сейчас…
- (Потерпевшие хором, перебивая друг друга.) Мы в прошлый раз просидели более пяти часов, сегодня два часа сидели, ждали. И что мы услышали?.. Это беспредел какой-то!.. Мы имеем право на то, чтобы суд непредвзято рассмотрел наше дело.
- Повторяю, - усталым голосом произнесла судья, - сейчас сторона обвинения предоставляет свои доказательства, подтверждающие выполнение условий досудебного соглашения. Как только подсудимая будет в суде допрошена, - мы примем решения по вашим ходатайствам. А пока…
- Ваша честь! Посмотрите: человек, укравший миллиарды, слушает вас и улыбается…
- А пока слушание переносится на 12.30 26 декабря, - хорошо поставленным голосом подвела итог Надежда Солодкова и покинула зал.
Итак, впереди анонсирован допрос Анны Тюменевой. Значит, все наконец узнают «чистосердечную» правду. В том числе, где - деньги.