В этот день, 20 января 2004 года, «основные акционеры» самой «прозрачной» нефтяной компании манипулировали акциями. Адвокат Михаила Ходорковского удивил прессу сообщением о том, что Ходорковский избавился от своих нефтяных активов ещё за пять дней до ареста. По словам адвоката, Ходорковский «Михаил Ходорковский не является акционером «Менатеп Групп» с 20 октября 2003 года. «Я видел документ, из которого следует, что он не акционер. В настоящее время эти документы находятся в суде» - заверил адвокат Антон Дрель (позже оказавшийся полноценным соучастником афер МБХ)
Все сразу вспомнили, как в средине января 2004 года на заседании суда, Ходорковский заявил суду, что «я не руковожу никакими организациями, акциями не владею, никаких преступлений не совершал». Исходя из чего суд, очевидно, должен был прийти к выводу, что перед ними не какой-то махинатор и налоговый уклонист, а кристальной души человек, «прозрачный, как стёкла его очков». Как отмечалось, в подтверждение слов Ходорковского его адвокаты представили выписку из реестра акционеров группы «Менатеп».
Суд, однако, столь проникновенные речи Ходорковского, похоже, не впечатлили. И мера пресечения, о которой, собственно, и ставился вопрос, осталась прежней – содержание под стражей.
Впрочем, участники рынка сочли эту «сенсацию» формальностью, отметив, что контрольный пакет «Менатепа» управляется трастом, бенефициаром которого до ареста был Ходорковский, а далее его товарищи могли просто юридически переоформить этот траст на Невзлина. Тем более, что информация о том, что после ареста Ходорковского 50 процентов акций группы Менатеп перешли в управление Невзлина, поступила в конце октября 2003 года. Об этом тогда сообщила газета The Financial Times, выяснив, что «пакет акций Ходорковского, находящегося под стражей по обвинениям в хищениях и налоговых преступлениях, передадут сбежавшему в Израиль Леониду Невзлину».
ЦИРК НА ТЕМЗЕ
Беглого уголовника Леонида Невзлина (осуждён 01.08.2008 г. к пожизненному сроку за организацию убийств) эта утечка, видимо, серьёзно перепугала. И спустя пару дней в дело о «передаче акций» вмешалась газета «The Sunday Times», сообщившая, что «акции автоматически переходят в руки Дж. Ротшильда, с которым Ротшильд и Ходорковский заключили «тайное соглашение». Воодушевленные газеты радостно подняли лорда Ротшильда «на знамя», дескать, вот кто грудью закроет амбразуру в борьбе Юкоса с Россией. Впрочем, самого Ротшильда об участии в подобных сражениях, как обычно, не спросили.
Поэтому после окрика с берегов Темзы, МФО «Менатеп» распространила понурый пресс-релиз с признательными показаниями. Оказалось, что бравурные «сообщения о возможной передаче бенефициарных прав на управление частью пакета акций «Менатеп групп» лорду Джейкобу Ротшильду не соответствуют действительности. В структуре группы Дж.Ротшильд не является ни акционером, ни бенефициаром и не принимает никакого участия в руководстве группой» - указывалось в пресс-релизе. Зато про Невзлина и акции вспомнили только через год - в январе 2005.
Тогда, через адвоката Ходорковский сделал заявление о передаче прав на 59,5% акций Менатеп Леониду Невзлину. Газета «Коммерсант» очень доходчиво расписала схему, которая была реализована после аукциона по продаже 77 процентов акций основного актива «Юкоса» - «Юганскнефтегаза», с целью гарантированного погашения налоговых долгов компании.
Как выяснила газета, «до 19 декабря (2004), когда состоялся аукцион по продаже 77% акций «Юганскнефтегаза», распорядителем траста оставался господин Ходорковский, несмотря на то что еще в октябре 2003 года, после его ареста, в качестве бенефициара (выгодоприобретателя) этого траста его заменил Леонид Невзлин».
Проще говоря, слова Ходорковского, (распорядителя траста), в суде, прозвучавшие в январе 2004 года о том, что у него за душой ничего нет, и он ничем не руководит, были обычной для «основных акционеров» манипуляцией. Как это вышло с недавней «победой» Невзлина в Европейском суде по правам человека. С подачи Невзлина доверчивые СМИ расструбили, что «нашли нарушение», а о том, что основные тезисы жалобы заявителя Невзлина были признаны в суде бездоказательными и не обоснованными, сказать забыли», - пишет Prigovor.ru
(См. предыдущий материал «В этот день Конституционный суд развеял иллюзии жуликов из Юкоса. «Конституционный суд признает невозможным исполнение постановления ЕСПЧ по делу «ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС» против России». Prigovor.ru напоминает, что было 19 января 2017 года»)