Во вторник 20 ноября судья Хорошевского суда Надежда Солодкова продолжила рассмотрение резонансного уголовного дела № 01-0578/2018 по обвинению в особо крупном мошенничестве Анны Тюменевой, экс-супруги чемпиона Олимпийских игр 1984 года.
Миллиард. Дальше - больше
Напомним, что пока по этому делу проходят 28 потерпевших, только официальная сумма похищенного – 648 миллионов рублей, которые, кстати, так и не нашли. Но, по словам лидера инициативной группы обманутых юриста Павла Карпова, пострадавших намного больше, а сумма украденных наличных денег в пересчете на рубли – перевалила за миллиард (см. «Отсижу, зато выйду на свободу богатой женщиной!»).
Анна Тюменева прячет лицо
По версии следствия, с 2008 года Тюменева и ее знакомая Ольга Ясенева, представляясь сотрудницами строительной компании «Донстрой», на самом деле таковыми не являясь, обещали клиентам дорогостоящие квартиры в элитных московских новостройках по льготной стоимости, с 50-процентной скидкой, брали предоплату, но обязательства перед покупателями не выполняли, их деньги похищали.
Судя по материалам, афера была обставлена с размахом. Для убедительности Тюменева привозила потенциальных покупателей прямо на строящиеся объекты, предлагала самим (и лично им в этом помогала) выбрать понравившуюся квартиру, а договоры заключались на фирменных бланках «Донстроя» с печатями и реквизитами компании – как позже выяснилось поддельными. При этом Тюменева козыряла своим близким знакомством с одним из руководителей компании – якобы «лучшим другом ее мужа», олимпийского чемпиона.
Не дождавшись ни квартир, ни возврата денег, часть потерпевших обратились в правоохранительные органы. Анну Тюменеву, Ольгу Ясеневу и Анжелику Жамалдинову обвинили в особо крупном мошенничестве организованной группой (ч. 4 ст. 159 УК РФ, предусматривающая наказание до 10 лет лишения свободы).
Тюменевой выбрана мера пресечения в виде домашнего ареста - до 1 апреля 2019 года. Поскольку в отличие от двух других фигуранток подсудимая свою вину признала, заключила досудебное соглашение с прокурором, ее дело было выделено в отдельное производство и будет рассматриваться в особом порядке - без исследования доказательств и допроса свидетелей.
«Лучше обходить за километр!»
Хорошевский суд. 11.00.
К назначенному времени приехали все – Анна Тюменева со своей защитницей, потерпевшие, свидетели, представители СМИ. Не было только прокурора. Оказалось, что обвинитель по этому делу выступает в соседнем зале и процесс начнется, как только он освободится.
Прокурор и тома уголовного дела
Сразу бросилось в глаза, что подсудимая сменила имидж. В прошлый раз она появилась в темных очках, сегодня эту же функцию выполнял черный свитер с высоким воротом. Как только вдова замечала, что ее выцеливает камера, она тут же натягивала ворот выше носа.
- Анна, Анна Владиславовна, - кружили вокруг операторы, - покажите личико. Народу такую вип-персону нужно знать в лицо.
- Народу лучше обходить ее за километр, - горько заметил кто-то из потерпевших.
- Анна, вы признаете свою вину? Облегчите душу!
- Да признаю, только отвяжитесь…
Она кинулась было в сторону лестницы, но там стояли потерпевшие. Хотела скрыться в туалете, но он оказался мужским.
- А деньги где? – не унимались коллеги.
- Интервью окончено!
«Сердце папы не выдержало»
Тем временем потерпевшие делились своими историями.
Как рассказала судебному обозревателю FLB Лариса Шилова, ее отца с Анной Тюменевой познакомили хорошие знакомые хороших знакомых. Ее предложение было соблазнительным и поначалу выглядело очень правдоподобным. Деньги – три миллиона семьсот тысяч - передавались под расписку, заверенную нотариально. Но потом в течение полутора лет Тюменева обещала «завтра-послезавтра». Постоянно назначались встречи, которые потом переносились.
Потерпевшая Лариса Шилова
- Когда вскрылось, что это мошенничество, - говорит Лариса, - папа очень переживал. В январе прошлого года после очередного разговора с Анной у него случился сердечный приступ. Сердце не выдержало – он умер. Поэтому я не могла не прийти на это заседание. Она должна ответить за все!
По словам другой пострадавшей, пожелавшей сохранить инкогнито («напишите «потерпевшая К.»), трудно было заподозрить в Тюменевой аферистку. Во-первых, жена знаменитого хоккеиста. Во-вторых, срабатывало «сарафанное радио» - посторонних в «квартирной цепочке» не было. Регулярно появлялись люди, которые рассказывали, что уже получили такую квартиру и уже живут в ней... Ну и в-третьих, на руках были договора с печатями и реквизитами.
- Я вам могу сказать точно, - уверяет «К», - не менее половины потерпевших еще не знают, что их кинули и никаких квартир не будет. Какая-то часть вообще смирилась и на суд не надеется. В этой же схеме еще тема чеченцев присутствовала.
- Что за тема?
- Когда люди понимали, что с жильем их обманули и начинали требовать назад деньги, на них натравливали чеченцев. И были разборки! Многих запугали так, что они вообще хотят забыть Тюменеву как страшный сон.
- Как вы думаете, Виктор Тюменев участвовал во всем этом?
- Навряд ли. Кстати, они давно уже вели раздельное хозяйство. Скорее, Виктор узнал об этом и это повлияло, что он начал так сильно пить. Ведь началась эта мошенническая схема с того, что она приводила его друзей и людей из его окружения. Знаю, что там фигурировала фамилия хоккеиста Владимира Крутова.
- Странно, что деньги так и не нашли. В кубышке?
- Естественно. Она так и говорит: «Получу минимальный срок, выйду и заживу как королева!» Но мы будем биться, чтобы дело рассматривалось в обычном порядке и Тюменева получила по максимуму.
Судья объявила начало слушания.
Впрочем, изначально было ясно, что начатое на прошлом заседании чтение прокурором обвинительного заключения и на этот раз затянется до конца рабочего дня.
Именно так и произошло. Судья Надежда Солодкова перенесла заседание на 16.00 6 декабря