Основные показатели реформы мусорной отрасли, которые отражены в госпрограмме «Охрана окружающей среды» и продублированы в такой же форме в паспорте нацпроекта «Экология», сформулированы неэффективно, не позволяют оценить прогресс и создают риск провала поставленных задач. Об этом говорится в опубликованном во вторник заключении Счетной палаты, информирует ТАСС.
В частности, считают эксперты ведомства, «показатели "Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %" и "Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %" отражают только факт направления твердых коммунальных отходов (ТКО) на обработку и утилизацию и не будут свидетельствовать о доле обработанных и утилизированных ТКО, что не соответствует принципу однозначности и не позволит оценить прогресс в достижении целей и решении задач».
Кроме того в Счетной палате отмечают отсутствие в госпрограмме мер и целевых показателей по стимулированию раздельного сбора мусора, что в первую очередь важно в отношении пищевых отходов, поскольку именно его отделение от основного потока может повысить эффективность мусороперерабатывающих предприятий.
Также выяснилось, что федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» фактически буксует, поскольку более 90% предусмотренных на его реализацию в 2019 году средств федерального бюджета были возвращены в резервный фонд правительства РФ.
То есть, те результаты, которые были запланированы, из-за своей необоснованности могут стать недостаточными.
В свою очередь региональные операторы столкнулись с проблемой неплатежей за вывоз и переработку твердых коммунальных отходов (ТКО) и мусора — уровень собираемости остановился на отметке в 20−30%, причем граждане оплачивают эти услуги более дисциплинированно, чем бизнес.
Предприниматели ссылаются на несправедливые нормативы, отказываясь оплачивать выставленные счета. Однако ни одна крупная торговая сеть не рассказала, какие нормативы считает справедливыми, отмечает «Ридус».
Кремль озабочен проблемами экологической повестки и уже несколько месяцев обсуждает варианты ее решения. Как отмечает РБК, одной из основных причин стали протесты, связанные с проблемами экологии. В 2018 году президентский Совет по правам человека зафиксировал «значительный рост жалоб и социальных протестов, вызванных нарушением прав граждан на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду при обращении с отходами». В начале 2019 года в тридцати регионах России прошли масштабные «антимусорные» протесты, резюмировал СПЧ.
Недавно СМИ заговорили о том, что в Кремле обсуждается вопрос о создании так называемой «зеленой» партии. Однако пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сегодня опроверг эти слухи.
При этом Кремль в рамках нацпроекта «Экология» не отрицает эффективное взаимодействие с общественниками и экоактивистами в рамках решения экологических проблем страны.
Стоит отметить, что сегодня, 16 октября, в Москве состоялось заседание оргкомитета Второго Всероссийского съезда предприятий, занятых в сфере обращения с отходами производства и потребления, организованное при поддержке публично-правовой компании «Российский экологический оператор», ОНФ и «ОПОРЫ РОССИИ».
В свою очередь накануне Федеральная антимонопольная служба выступила за снижение тарифов на вывоз ТКО в некоторых регионах, о чем сообщил глава ФАС Игорь Артемьев на семинаре-совещании регулятора.
«Учитывая, что очень различные условия во всех регионах по ТКО, была выбрана модель, проводился тендер. И в результате тендера получался тариф. Разница в соответствующих тарифах достигла десятки раз. Сейчас проводим работу по всем регионам для того, чтобы понять, сколько стоит каждая составляющая тарифа», - сказал он.
Учитывая, что проблемы экологии, как показали социологические опросы, является одной из основных болевых точек россиян, скорее всего в ближайшее время мы узнаем о новых решениях в рамках «мусорной реформы», которая, напомним, началась в стране 1 января 2019 года.
Будут ли переформулированы госпрограммы и национальные проекты? Будут ли в ближайшее время решены вопросы с началом масштабного проведения реформы в регионах? Будут ли сняты напряженности в связи с завышением тарифов и строительством мусороперерабатывающих заводов? Будут ли простимулированы граждане и предприятия, чтобы полноценно войти в этап создания новой отрасли в стране, когда мусор, по словам помощника президента РФ по вопросам экологии Сергея Иванова, станет «новой нефтью»?
На эти вопросы хотелось бы получить ответы уже в этом десятилетии.