«Бывший руководитель правительства, а ныне глава Института экономики переходного периода Егор Гайдар предупредил о вызревании в России глубокого экономического кризиса. Наступит он, если верить анализу гайдаровского института, в 2009 году. Впрочем, это может случиться годом раньше или позже, а может быть, кризиса не будет вовсе - все зависит от мировых нефтяных цен. Пока они продолжают оставаться на почти рекордном уровне. И оснований для того, чтобы прогнозировать их катастрофическое падение в 2006-2007 годах, вроде бы нет. Но если они в конце концов упадут (например, в 2008 году), то госбюджет столкнется с серьезными трудностями. Причем правительство, подчеркивает Гайдар, продолжает усугублять ситуацию, увеличив в 2006 году цену отсечения нефти в стабфонд с 20 долларов за баррель до 27, а также раздувая непроцентные расходы бюджета.
Конечно, российские власти смогли накопить нефтедолларовый жирок. Но его, по расчетам Гайдара, хватит максимум на 2- 3 года для затыкания бюджетных дыр.
После чего - "22 июня 1941 года"
Подробности неминуемого кризиса Гайдар вчера раскрывать не стал - его институт не завершил работу над соответствующими прогнозом и перечнем антикризисных мер. Но, судя по приведенным им историческим аналогиям - крах советской экономики в результате шестикратного падения нефтецен в 1985-1986 годах и дефолт в августе 1998 года из-за их двукратного снижения, - российскую экономику ждут или полный крах, или римейк дефолта. Кризис будет тем страшнее, чем больше российская экономика будет зависеть от ТЭК.
Правда, осталось не совсем ясным, почему же все-таки нефтецены должны в ближайшее время рухнуть. Большинство нефтяных аналитиков говорят о прямо противоположной тенденции - о стабильно высоких ценах в обозримом будущем. Добыча нефти в мире растет медленно, основные месторождения близки к исчерпанию, новые - не могут восполнить потери, а потребление увеличивается, особенно в Китае.
Но Гайдар считает, что нефтеаналитики не могут ничего точно предсказать. Рынок слишком подвижен и непредсказуем.
Итак, России грозит незавидная судьба СССР. Угроза настолько серьезна, что Гайдар с макроэкономического языка перешел на штабной - "нужен план применения вооруженных сил" в случае объявления российской экономике нефтяной войны.
Гайдар привычно шагает впереди. Но он не первый аналитик, который пугает власть и бизнес неизбежными кризисами. Два месяца назад целое дерево кризисов вырастил внештатный советник премьера Михаила Фрадкова Андрей Белоусов. Он спрогнозировал целых три возможных кризиса: в том же 2009 году, затем в 2011-м и, наконец, в 2017 году. Однако нефтецены не являются единственной причиной возможных потрясений. В принципе они - следствие нарастания кризиса в управлении экономикой. Соответственно, и противоядия у двух экономистов совершенно разные. Гайдар остается правоверным либералом и поэтому советует правительству вернуть стабфонду украденные 7 долларов (то есть снизить цену отсечения до прежних 20 долларов за баррель), трансформировать его, как в Норвегии, в фонд будущих поколений, связать его с пенсионной реформой и, наконец, снизить роль государства в экономике. Белоусов же интервенционалист и делает ставку на инвестиционные возможности государства, а также на государственно-частное партнерство. Он, кстати, также не против фонда будущих поколений, но большую часть нефтедолларов предлагает из стабфонда направить на те же госинвестиции. В противном случае излишняя стерилизация приведет к банковскому кризису уже в этом году.
Все это внутренние споры российских экономистов. Но российскую экономику можно опрокинуть и извне. Так, Гайдар переложил ответственность за развал СССР с себя (он считается одним из авторов соглашения о создании СНГ) на ЦРУ. Он вспомнил, как в ноябре 1991 года тогдашний директор ЦРУ Уильям Кейси уговорил саудовского короля в три раза увеличить поставки нефти. Сначала рухнули цены на нефть, а вслед за ними и Советский Союз».
Смирнов Константин, «Газета», 18.01.2006