Политика 06.09.17 15:15

Простые критерии честных выборов

Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) оценил чистоту и прозрачность выборов в России с точки зрения стандартов Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека. 1 часть.

Накануне Единого дня голосования-2017 Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) опубликовал доклад «Единый день голосования. Предварительные подходы к качественному анализу» (Выпуск № 3, 4 сентября 2017 г.)

Для справки: председателем совета директоров является декан факультета политологии МГУ Андрей Шутов, а председателем попечительского совета при основании института был Борис Грызлов. Самое интересное в докладе это то, что эксперты сравнили существующее состояние российской избирательной системы со стандартами ОБСЕ. В основе эитих стандортов лежит - Всеобщая декларация прав человека (1948); Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Протокол No 1 к Европейской Конвенции (1952); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990); Декларация о критериях свободных и справедливых выборов (1994); Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (2002).

            В связи с тем, что доклад ЭИСИ не получил широкого распространения, агентство FLB решило процитировать его основные положения:

         АБСОЛЮТНАЯ ЗАКОННОСТЬ –РАЦИОНАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЛЕГИТИМНОСТИ

«Ключевые требования международных стандартов к избирательному процессу призваны обеспечить его законность и отсутствие «неразумных ограничений» свободы». «Только через законные выборы формируется легитимная власть». «Легитимность рационального характера основывается на вере в легальность установленного порядка и законность осуществления господства на основе этой легальности» (М.Вебер, «Типы господства»). «Любые сомнения в честности и соблюдении процедур – путь к делегитимизации», - цитируют эксперты ЭИСИ одни из основных критериев честных выборов.

ЕДГ-2017 года станет настоящим стресс-тестом на возможность обеспечения максимальной открытости и законности для избирательных комиссий. Облегчён доступ на участки наблюдателей. Помимо иностранных наблюдателей и наблюдателей партий и кандидатов на выборах будут работать сразу несколько независимых общественных организаций. Новые технологии значительно расширяют возможности обеспечения законности. Внедрение видеонаблюдения на участках для голосования вместе с онлайн-трансляцией, использование КОИБов и QR-кодов на итоговых протоколах комиссий – резко сокращают возможности для фальсификаций и, соответственно, поводы оспаривать итоги выборов. Цифровизация – путь дальнейшего развития избирательного процесса.

ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ СВОБОДНО ОТ БАРЬЕРОВ

Новеллы российского избирательного законодательства снижают до минимума издержки для избирателя на участие в голосовании, включая издержки на регистрацию и поиск информации о месте, дате и порядке проведения. В частности, отмена открепительных удостоверений даст возможность воспользоваться правом голоса всем, кто работает и учится вдали от дома. (Однако остаются высокими издержки для политических партий и кандидатов. Итоги ЕДГ–2017 – повод для обсуждения путей развития избирательной системы на региональном уровне).

УРОВЕНЬ УЧАСТИЯ В ПРЕДЕЛАХ НОРМЫ

Законное повышение гражданского участия возможно только путём дальнейшего развития гражданского общества. Граждане должны быть максимально проинформированы о выборах, им должна быть обеспечена возможность участия, а собственно участие и голосование – право свободного выбора гражданина. Явка в разных регионах определяется не только ходом кампании, но и особенностями региональной политики, национальной и социальной спецификой, электоральной историей. Уровень участия будет в рамках региональной нормы.

На основании анализа тенденций электоральной истории регионов можно выделить три группы субъектов Российской Федерации:

- с прогнозируемо высоким уровнем гражданского участия – Республика Мордовия, Саратовская и Белгородская области;

- с традиционно средним уровнем участия – к ним можно отнести Республику Бурятия, Республику Марий Эл, Удмуртскую Республику, Пермский край и Рязанскую область;

- в 7 субъектах гражданское участие, несмотря на высокую конкуренцию политического процесса, традиционно низкое. Например, в Свердловской области выборы всегда проходили в два тура при явке ниже 40 %, а победа Е.В.Ройзмана на выборах мэра Екатеринбурга с 33,3 % голосов была одержана при участии 33,6 % избирателей города. Безусловно, возможны отклонения с учётом личных характеристик кандидатов и привлекательности кампании.

КРИТЕРИИ АНАЛИЗА

10 сентября 2017 года пройдут (напомним, доклад был опубликован 4 сентября –прим. FLB) дополнительные выборы депутатов Государственной Думы в 2 округах, выборы глав 16 субъектов Российской Федерации, депутатов 6 региональных парламентов, а также целого ряда муниципальных образований. Ниже приведён перечень основных показателей анализа избирательного процесса, используемых в политологической практике, составленный на основе мировых стандартов и опирающийся на позицию Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека.

Вот основные качественные показатели честных выборов:

- Регулярность выборов. Выборы должны проводиться с разумной, установленной законом периодичностью.

- Не должно быть неоправданных задержек в назначении и проведении выборов.

- Отсутствие произвольных дискриминационных практик, ясность и предсказуемость регистрационных требований.

- Наличие конкуренции политических программ и подходов к развитию.

- Продолжительность кампании достаточна для знакомства избирателей с программами.

- Доступ кандидатов к СМИ, проведению публичных мероприятий в рамках кампании.

- Прозрачность финансирования. Отсутствие неразумных ограничений и дисбалансов в формировании и расходовании средств избирательного фонда.

- Достаточность мер по информированию избирателей о месте, времени и порядке проведения голосования.

- Всеобщее избирательное право. Предоставление всем гражданам, достигшим соответствующего возраста, активного избирательного права. Отсутствие дискриминации по гендерному, национальному признакам.

- Отсутствие неразумных ограничений права. Адекватность и точность списка избирателей.

- Система определения победителя/распределения мандатов.

- Размер барьера (для избрания парламентов). Диспропорция в распределении голосов и мандатов. Соблюдение свободы и тайны голосования. Коллегиальный характер избирательных комиссий.

- Соответствие процедуры законодательству, включая соблюдение запрета на агитацию, вбросы, «круизное» голосование и пр.

- Открытость, честность подсчёта голосов. Наличие независимых наблюдателей и наблюдателей от партий/кандидатов.

- Отсутствие неоправданных задержек в подведении итогов выборов.

- Проведение рассмотрения и разрешения споров.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ВЛАСТИ. БЕЗ ИЗДЕРЖЕК ДЛЯ ИЗБИРАТЕЛЯ

Несмотря на то, что всеобщее активное избирательное право, как правило, предоставляется в большинстве стран всем гражданам, достигшим соответствующего возраста, за исключением признанных недееспособными, уже на этапе регистрации нередко возникают барьеры и дополнительные издержки для избирателя. Под издержками понимается, прежде всего, необходимость потратить дополнительное время и силы на регистрацию. Избиратель не совершает никаких дополнительных действий для регистрации на выборах.

В России списки избирателей формируются избирательными комиссиями на основании данных об избирателях, зарегистрированных по месту жительства, от главы муниципального образования.

Какие изменения произошли за последнее время:

- С этого года, избиратели могут проголосовать не по месту жительства без специального открепительного удостоверения, либо заранее подав заявку лично или онлайн, либо непосредственно в день голосования.

- Избирательные комиссии несут ответственность за сверку списков, исключение так называемых «мёртвых душ», которые могут в дальнейшем стать инструментом для нарушений. Так, только в одном Пермском крае перед предстоящими выборами из списков исключено более 60 тысяч записей об умерших или переехавших избирателях.

(В некоторых странах и отдельных штатах США действует так называемая «побочная регистрация» – включение в список избирателей при совершении иных регистрационных действий: получении водительских прав (Калифорния, Южная Дакота), подаче налоговой декларации (Канада). Составление списков избирателей – ответственность органов власти также во многих странах бывшего СССР и Варшавского договора (Чехия, Беларусь), странах Латинской Америки (Чили), в Германии, Дании, Израиле, Италии, Норвегии, Финляндии, Швейцарии.)

ЗАЯВИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК 

Гражданин должен заблаговременно зарегистрироваться в качестве избирателя.

Заявительное включение в список может быть:

- обязательным, при котором непредоставление сведений о себе в список избирателей является правонарушением и может повлечь наложение штрафа. Пример – Великобритания.

- добровольным, гражданин не несёт ответственности за отсутствие регистрации. Пример – большинство штатов США.

РАЗМЕР ИЗДЕРЖЕК ИЗБИРАТЕЛЯ ЗАВИСИТ ОТ ПРОЦЕДУРЫ РЕГИСТРАЦИИ:

В зависимости от времени регистрации: только до выборов, за 2-4 недели (Аризона, Делавэр) или зарегистрироваться можно и в день голосования (Калифорния, Иллинойс). В зависимости от того, необходимо ли лично прийти на участок или можно пройти регистрацию удаленно. Впрочем, с развитием технологий такая возможность распространена довольно широко.

Для федеративных стран – в зависимости от уровня, на котором ведётся реестр избирателей: на федеральном уровне (при смене региона избирателю не требуется дополнительная регистрация в качестве избирателя – Австралия), на уровне субъекта федерации (в США – при переезде из штата в штат регистрироваться потребуется заново).

В результате, если в России не вносится в список 2-4 млн граждан, признанных недееспособными, то, например, в, казалось бы, эталонных с точки зрения демократии Соединённых Штатах порядка 40-55 млн человек, имеющих активное избирательное право, сознательно отказываются от него, не регистрируясь в качестве избирателей и не участвуя в выборах. Таким образом, на последних выборах в США было зарегистрировано в качестве избирателей только 79,9 % граждан, имеющих право голоса, что связано с общемировой тенденцией снижения участия (нарастанием политического абсентеизма).

«ПОБЕДИТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ВСЁ»

Во всех 16 субъектах Российской Федерации, в которых 10 сентября пройдут выборы глав, победитель будет определён по мажоритарному правилу абсолютного большинства, при котором «победитель получает все», - писали в докладе, опубликованном 4 сентября эксперты ЭИСИ.

При этом в России продолжается ужесточение законодательства в сфере нарушений в день выборов. 10 августа вступила в силу ст. 142.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающая уголовную ответственность членов избирательной комиссии любого уровня за выдачу избирательных бюллетеней в целях предоставления гражданину возможности проголосовать вместо другого лица или проголосовать более двух раз в ходе одного и того же голосования, а также за выдачу заполненных бюллетеней. Также новая статья Уголовного кодекса предусматривает ответственность для избирателя за получение в избирательной комиссии избирательного бюллетеня для голосования вместо других избирателей или для участия в голосовании более двух раз. Оба состава предусматривают санкцию, в том числе, в форме лишения свободы.

Последние изменения в законодательстве о выборах либерализовали порядок доступа наблюдателей. Больше не требуется подавать список наблюдателей в избирательную комиссию заранее. Процесс открыт также для СМИ. Аккредитации требует только доступ на подсчёт голосов.

Кроме того, председатели избирательных комиссий не могут своим решением отстранять и удалять с участка наблюдателей или членов избирательной комиссии. Такое решение может принять только суд по месту нахождения УИК.

ЦИК России стремится обеспечить в будущем максимальный охват избирательных участков веб-камерами. В этот раз изображения с камер на московских УИК будут транслироваться в сети Интернет, что позволит активным гражданам, объединившись, сформировать распределенный наблюдательский ресурс. Общественные организации уже открыли порталы для оперативной фиксации нарушений по сигналам от пользователей.

Помимо иностранных наблюдателей и наблюдателей партий и кандидатов на выборах будут работать сразу несколько независимых общественных организаций: Общественное движение «Голос – за честные выборы», Корпус «За чистые выборы», движение «Россия выбирает», «Группа 32» и другие», - пишут в докладе о выборах эксперты ЭИСИ.

См. 2 часть - «Устойчивые мифы о выборах в России. Как голосуют на выборах в Австралии, Бельгии, Болгарии, Греции, Лихтенштейне, Люксембурге и Швейцарии. Эксперты ЭИСИ разрушили мифы о российских выборах. Явка – как постсоветский синдром".

'khayr:main.comment' is not a component

Ещё на эту тему

17.08.2018 16:41:10 #Выборы

Кто и как будет контролировать выборы 9 сентября

Спикеры Конгресса общественных наблюдателей рассказали, что будет сделано, чтобы выборы в Единый день голосования 2018 года стали прозрачными, справедливыми и современными

В тренде – «движуха»

FLB: Отказ в регистрации в 2019 году получили почти в два раза меньше кандидатов, чем в 2014 году: тогда их оказалось 107. Почему выборы в Мосгордуму обросли скандалами и митингами и чего на самом деле хочет «несистемная оппозиция»

Примазался в пролёте

FLB: «Алёшенька, расслабься. Ты слишком много берёшь на себя». «Это попытка примазаться к протестному голосованию».«Полный бред. Не надо приписывать себе чужие успехи»

07.08.2019 19:27:37 #Выборы

«Мёртвые души» аукнулись Соболь

FLB: Элла Памфилова потроллила вечно голодающую подругу Навального: «Мы вчера беспокоились о вашем здоровье, приготовили и коляску, и даже капельницу с питательным раствором»

Мы в соцсетях

Новости партнеров