Политика 06.09.17 15:15

Простые критерии честных выборов

Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) оценил чистоту и прозрачность выборов в России с точки зрения стандартов Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека. 1 часть.

Накануне Единого дня голосования-2017 Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) опубликовал доклад «Единый день голосования. Предварительные подходы к качественному анализу» (Выпуск № 3, 4 сентября 2017 г.)

Для справки: председателем совета директоров является декан факультета политологии МГУ Андрей Шутов, а председателем попечительского совета при основании института был Борис Грызлов. Самое интересное в докладе это то, что эксперты сравнили существующее состояние российской избирательной системы со стандартами ОБСЕ. В основе эитих стандортов лежит - Всеобщая декларация прав человека (1948); Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Протокол No 1 к Европейской Конвенции (1952); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990); Декларация о критериях свободных и справедливых выборов (1994); Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (2002).

            В связи с тем, что доклад ЭИСИ не получил широкого распространения, агентство FLB решило процитировать его основные положения:

         АБСОЛЮТНАЯ ЗАКОННОСТЬ –РАЦИОНАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЛЕГИТИМНОСТИ

«Ключевые требования международных стандартов к избирательному процессу призваны обеспечить его законность и отсутствие «неразумных ограничений» свободы». «Только через законные выборы формируется легитимная власть». «Легитимность рационального характера основывается на вере в легальность установленного порядка и законность осуществления господства на основе этой легальности» (М.Вебер, «Типы господства»). «Любые сомнения в честности и соблюдении процедур – путь к делегитимизации», - цитируют эксперты ЭИСИ одни из основных критериев честных выборов.

ЕДГ-2017 года станет настоящим стресс-тестом на возможность обеспечения максимальной открытости и законности для избирательных комиссий. Облегчён доступ на участки наблюдателей. Помимо иностранных наблюдателей и наблюдателей партий и кандидатов на выборах будут работать сразу несколько независимых общественных организаций. Новые технологии значительно расширяют возможности обеспечения законности. Внедрение видеонаблюдения на участках для голосования вместе с онлайн-трансляцией, использование КОИБов и QR-кодов на итоговых протоколах комиссий – резко сокращают возможности для фальсификаций и, соответственно, поводы оспаривать итоги выборов. Цифровизация – путь дальнейшего развития избирательного процесса.

ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ СВОБОДНО ОТ БАРЬЕРОВ

Новеллы российского избирательного законодательства снижают до минимума издержки для избирателя на участие в голосовании, включая издержки на регистрацию и поиск информации о месте, дате и порядке проведения. В частности, отмена открепительных удостоверений даст возможность воспользоваться правом голоса всем, кто работает и учится вдали от дома. (Однако остаются высокими издержки для политических партий и кандидатов. Итоги ЕДГ–2017 – повод для обсуждения путей развития избирательной системы на региональном уровне).

УРОВЕНЬ УЧАСТИЯ В ПРЕДЕЛАХ НОРМЫ

Законное повышение гражданского участия возможно только путём дальнейшего развития гражданского общества. Граждане должны быть максимально проинформированы о выборах, им должна быть обеспечена возможность участия, а собственно участие и голосование – право свободного выбора гражданина. Явка в разных регионах определяется не только ходом кампании, но и особенностями региональной политики, национальной и социальной спецификой, электоральной историей. Уровень участия будет в рамках региональной нормы.

На основании анализа тенденций электоральной истории регионов можно выделить три группы субъектов Российской Федерации:

- с прогнозируемо высоким уровнем гражданского участия – Республика Мордовия, Саратовская и Белгородская области;

- с традиционно средним уровнем участия – к ним можно отнести Республику Бурятия, Республику Марий Эл, Удмуртскую Республику, Пермский край и Рязанскую область;

- в 7 субъектах гражданское участие, несмотря на высокую конкуренцию политического процесса, традиционно низкое. Например, в Свердловской области выборы всегда проходили в два тура при явке ниже 40 %, а победа Е.В.Ройзмана на выборах мэра Екатеринбурга с 33,3 % голосов была одержана при участии 33,6 % избирателей города. Безусловно, возможны отклонения с учётом личных характеристик кандидатов и привлекательности кампании.

КРИТЕРИИ АНАЛИЗА

10 сентября 2017 года пройдут (напомним, доклад был опубликован 4 сентября –прим. FLB) дополнительные выборы депутатов Государственной Думы в 2 округах, выборы глав 16 субъектов Российской Федерации, депутатов 6 региональных парламентов, а также целого ряда муниципальных образований. Ниже приведён перечень основных показателей анализа избирательного процесса, используемых в политологической практике, составленный на основе мировых стандартов и опирающийся на позицию Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека.

Вот основные качественные показатели честных выборов:

- Регулярность выборов. Выборы должны проводиться с разумной, установленной законом периодичностью.

- Не должно быть неоправданных задержек в назначении и проведении выборов.

- Отсутствие произвольных дискриминационных практик, ясность и предсказуемость регистрационных требований.

- Наличие конкуренции политических программ и подходов к развитию.

- Продолжительность кампании достаточна для знакомства избирателей с программами.

- Доступ кандидатов к СМИ, проведению публичных мероприятий в рамках кампании.

- Прозрачность финансирования. Отсутствие неразумных ограничений и дисбалансов в формировании и расходовании средств избирательного фонда.

- Достаточность мер по информированию избирателей о месте, времени и порядке проведения голосования.

- Всеобщее избирательное право. Предоставление всем гражданам, достигшим соответствующего возраста, активного избирательного права. Отсутствие дискриминации по гендерному, национальному признакам.

- Отсутствие неразумных ограничений права. Адекватность и точность списка избирателей.

- Система определения победителя/распределения мандатов.

- Размер барьера (для избрания парламентов). Диспропорция в распределении голосов и мандатов. Соблюдение свободы и тайны голосования. Коллегиальный характер избирательных комиссий.

- Соответствие процедуры законодательству, включая соблюдение запрета на агитацию, вбросы, «круизное» голосование и пр.

- Открытость, честность подсчёта голосов. Наличие независимых наблюдателей и наблюдателей от партий/кандидатов.

- Отсутствие неоправданных задержек в подведении итогов выборов.

- Проведение рассмотрения и разрешения споров.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ВЛАСТИ. БЕЗ ИЗДЕРЖЕК ДЛЯ ИЗБИРАТЕЛЯ

Несмотря на то, что всеобщее активное избирательное право, как правило, предоставляется в большинстве стран всем гражданам, достигшим соответствующего возраста, за исключением признанных недееспособными, уже на этапе регистрации нередко возникают барьеры и дополнительные издержки для избирателя. Под издержками понимается, прежде всего, необходимость потратить дополнительное время и силы на регистрацию. Избиратель не совершает никаких дополнительных действий для регистрации на выборах.

В России списки избирателей формируются избирательными комиссиями на основании данных об избирателях, зарегистрированных по месту жительства, от главы муниципального образования.

Какие изменения произошли за последнее время:

- С этого года, избиратели могут проголосовать не по месту жительства без специального открепительного удостоверения, либо заранее подав заявку лично или онлайн, либо непосредственно в день голосования.

- Избирательные комиссии несут ответственность за сверку списков, исключение так называемых «мёртвых душ», которые могут в дальнейшем стать инструментом для нарушений. Так, только в одном Пермском крае перед предстоящими выборами из списков исключено более 60 тысяч записей об умерших или переехавших избирателях.

(В некоторых странах и отдельных штатах США действует так называемая «побочная регистрация» – включение в список избирателей при совершении иных регистрационных действий: получении водительских прав (Калифорния, Южная Дакота), подаче налоговой декларации (Канада). Составление списков избирателей – ответственность органов власти также во многих странах бывшего СССР и Варшавского договора (Чехия, Беларусь), странах Латинской Америки (Чили), в Германии, Дании, Израиле, Италии, Норвегии, Финляндии, Швейцарии.)

ЗАЯВИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК 

Гражданин должен заблаговременно зарегистрироваться в качестве избирателя.

Заявительное включение в список может быть:

- обязательным, при котором непредоставление сведений о себе в список избирателей является правонарушением и может повлечь наложение штрафа. Пример – Великобритания.

- добровольным, гражданин не несёт ответственности за отсутствие регистрации. Пример – большинство штатов США.

РАЗМЕР ИЗДЕРЖЕК ИЗБИРАТЕЛЯ ЗАВИСИТ ОТ ПРОЦЕДУРЫ РЕГИСТРАЦИИ:

В зависимости от времени регистрации: только до выборов, за 2-4 недели (Аризона, Делавэр) или зарегистрироваться можно и в день голосования (Калифорния, Иллинойс). В зависимости от того, необходимо ли лично прийти на участок или можно пройти регистрацию удаленно. Впрочем, с развитием технологий такая возможность распространена довольно широко.

Для федеративных стран – в зависимости от уровня, на котором ведётся реестр избирателей: на федеральном уровне (при смене региона избирателю не требуется дополнительная регистрация в качестве избирателя – Австралия), на уровне субъекта федерации (в США – при переезде из штата в штат регистрироваться потребуется заново).

В результате, если в России не вносится в список 2-4 млн граждан, признанных недееспособными, то, например, в, казалось бы, эталонных с точки зрения демократии Соединённых Штатах порядка 40-55 млн человек, имеющих активное избирательное право, сознательно отказываются от него, не регистрируясь в качестве избирателей и не участвуя в выборах. Таким образом, на последних выборах в США было зарегистрировано в качестве избирателей только 79,9 % граждан, имеющих право голоса, что связано с общемировой тенденцией снижения участия (нарастанием политического абсентеизма).

«ПОБЕДИТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ВСЁ»

Во всех 16 субъектах Российской Федерации, в которых 10 сентября пройдут выборы глав, победитель будет определён по мажоритарному правилу абсолютного большинства, при котором «победитель получает все», - писали в докладе, опубликованном 4 сентября эксперты ЭИСИ.

При этом в России продолжается ужесточение законодательства в сфере нарушений в день выборов. 10 августа вступила в силу ст. 142.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающая уголовную ответственность членов избирательной комиссии любого уровня за выдачу избирательных бюллетеней в целях предоставления гражданину возможности проголосовать вместо другого лица или проголосовать более двух раз в ходе одного и того же голосования, а также за выдачу заполненных бюллетеней. Также новая статья Уголовного кодекса предусматривает ответственность для избирателя за получение в избирательной комиссии избирательного бюллетеня для голосования вместо других избирателей или для участия в голосовании более двух раз. Оба состава предусматривают санкцию, в том числе, в форме лишения свободы.

Последние изменения в законодательстве о выборах либерализовали порядок доступа наблюдателей. Больше не требуется подавать список наблюдателей в избирательную комиссию заранее. Процесс открыт также для СМИ. Аккредитации требует только доступ на подсчёт голосов.

Кроме того, председатели избирательных комиссий не могут своим решением отстранять и удалять с участка наблюдателей или членов избирательной комиссии. Такое решение может принять только суд по месту нахождения УИК.

ЦИК России стремится обеспечить в будущем максимальный охват избирательных участков веб-камерами. В этот раз изображения с камер на московских УИК будут транслироваться в сети Интернет, что позволит активным гражданам, объединившись, сформировать распределенный наблюдательский ресурс. Общественные организации уже открыли порталы для оперативной фиксации нарушений по сигналам от пользователей.

Помимо иностранных наблюдателей и наблюдателей партий и кандидатов на выборах будут работать сразу несколько независимых общественных организаций: Общественное движение «Голос – за честные выборы», Корпус «За чистые выборы», движение «Россия выбирает», «Группа 32» и другие», - пишут в докладе о выборах эксперты ЭИСИ.

См. 2 часть - «Устойчивые мифы о выборах в России. Как голосуют на выборах в Австралии, Бельгии, Болгарии, Греции, Лихтенштейне, Люксембурге и Швейцарии. Эксперты ЭИСИ разрушили мифы о российских выборах. Явка – как постсоветский синдром".

Комментарии

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизоваться через:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Victor Baryshok
Victor Baryshok 10.01.2018 20:59
Немало граждан не ходят на выборы, т.к. уверены в искажении результатов выборов на этапе подсчета голосов. Повысить прозрачность подсчёта означает повысить явку. Есть простой способ сделать зримыми итоги выборов в режиме реального времени от Дальнего Востока до Калининграда, не требующий значительных расходов. Суть его в следующем. Организуется единый сайт РФ, в который для каждого субъекта РФ, а в его разделах для каждой административной единицы вносятся результаты выборов сразу после их завершения на каждом избирательном участке с обозначением его адреса и номера. Итоговый протокол должен быть подписан всеми членами комиссии и наблюдателями, которым выдаются его копии, подписанные председателем комиссии. После этого председатель комиссии вводит на сайт результаты голосования. За правильность представления результатов и их контроль вплоть до подведения окончательных итогов отвечает председатель участковой избирательной комиссии. Результаты всех участков непрерывно суммируются в разделах административной единицы, субъекта РФ и РФ. Любые искажения итогов на каждом уровне, замеченные как членами избиркомов, так и наблюдателями, немедленно устраняются по мере обнаружения, анализируются их причины, виновные наказываются крупным штрафом. Во избежание взлома программы сайта и искажения его контента, последний периодически копируется на автономный носитель от начала поступления итогов с Дальнего Востока вплоть до суток после подведения окончательных итогов и объявления результатов ЦИК. Чтобы уменьшить число вбросов бюллетеней на этапе голосования, каждому избирателю выдаётся его порядковый номер по журналу. Все участники избирательного процесса, включая избирателей, обязаны контролировать заполнение журнала без пропуска в нем строк и порядок регистрации голосующих. Досрочное голосование, нарушения по которому трудно контролируемы, целесообразно не использовать вплоть до создания мер, обеспечивающих их прозрачность.

Ещё на эту тему

06.09.2017 16:17:41 #Выборы

Устойчивые мифы о выборах в России

Как голосуют на выборах в Австралии, Бельгии, Болгарии, Греции, Лихтенштейне, Люксембурге и Швейцарии. Эксперты ЭИСИ разрушили мифы о российских выборах. Явка – как постсоветский синдром. 2 часть

26.12.2017 17:55:23 #Выборы

Инициативная группа выдвинула Владимира Путина кандидатом в Президенты России

Собрание инициативной группы 26 декабря приняло решение о поддержке самовыдвиженца Владимира Путина на выборах главы российского государства в марте 2018 года

25.12.2017 18:37:26 #Выборы

«Справедливая Россия» поддержала Владимира Путина

Съезд партии «Справедливая Россия» 25 декабря большинством голосов поддержал кандидатуру Владимира Путина на выборах Президента РФ в марте 2018 года

28.12.2017 16:15:54 #Выборы

Владимир Путин получил разрешение ЦИК начать избирательную кампанию

28 декабря Центризбирком зарегистрировал группу избирателей самовыдвиженца Владимира Путина,  разрешил открыть специальный счёт для избирательного фонда и официально начать сбор подписей избирателей

Мы в соцсетях

Новости партнеров