Федеральное бюро партии «Яблоко» приняло проект об организации предварительного отбора кандидатов для участия в выборах мэра Москвы, которые намечены на 9 сентября 2018 года. Похоже, что скандалы и споры демократов вокруг праймериз, опять зашли в тупик. Во всяком случае, позиция партии «Яблоко» оставляет Илью Яшина и Дмитрия Гудкова без шансов стать «единым кандидатом» от «Яблока». «Яблоко» проведёт праймериз без их участия.
Два проблемных соискателя
Проблема Яшина и Гудкова с «Яблоком» - у каждого своя. Но каждый из них пробовал не раз надкусить «Яблоко» и им эти змеиные укусы неоднократно прощали. Ведь ещё накануне основатель партии Григорий Явлинский, излагая «Независимой газете» некоторые аспекты подготовки «Яблока» к выборам мэра столицы, называл и Гудкова, и Яшина как кандидатов, которые могут принять участие в «яблочных» праймериз. «Что из этого получится, другой вопрос, но если придут – добро пожаловать. Мы постараемся сделать так, чтобы процедура была безупречной» - отметил основатель «Яблока». Однако уже спустя пару дней, позиция «Яблока» была скорректирована. «Согласно принятому проекту, выдвигаться от партии не могут люди, состоящие в других партиях, и те, кто ранее был исключен из «Яблока». Под эти пункты подходят Яшин и Гудков» - сообщает РБК.
«Если партия кому-то не доверяет и у нас с этим человеком есть негативный опыт, он не может нас представлять. Мы готовы всех объединить. Но кто поступал непорядочно, мы не готовы, чтобы этот человек был кандидатом от нас», - разъяснил зампред «Яблока» Николай Рыбаков.
Яшина выгнали из «Яблока» за «политический ущерб» и «политическую шизофрению»
Негативный опыт у «Яблока» был и с Ильёй Яшиным, и с Дмитрием Гудковым. Если кратко, то Илью Яшина выгнали из «Яблока» за то, что он «своими действиями в течение 2008 года неоднократно наносил партии политический ущерб» - сказано в партийном документе, где подробно обосновывалась позиция тех, кто выступал за такое решение, а Яшин и его сторонники пытались оспорить партийный вердикт.
Ущерб, с точки зрения инициаторов изгнания, заключался не только в том, что Яшин «фактически прекратил активную деятельность в «Яблоке», переманивая актив в другую политическую структуру, но и вводил в заблуждение региональных активистов. Илья Яшин, разумеется, выкручивался как мог, ничего впрочем, не отрицая. Однако сторонники исключения были непреклонны: «Мы убеждены, что одновременное членство в двух политических организациях, заведомо имеющих разные политические программы, есть ни что иное, как «политическая шизофрения».
Кстати говоря, документ датирован 2009 годом, так что ценителям истории современной оппозиции будет весьма полезно ознакомиться с этими материалами. Да и зачем «Яблоку» Илюша Яшин, который на выборы мэра собрался внезапно, при поддержке ранее судимого Алексея Навального, и которого, кстати, лишили партийного билета «Яблока» ещё раньше Яшина - «за нанесение политического ущерба партии, в частности за националистическую деятельность». «Против» такого решения, как сообщалось, тогда проголосовал только Илья Яшин.
От Гудкова открещиваются по формальному признаку
Ну а Дмитрия Гудкова пока что «отсекли» по формальным причинам – это членство в другой партии. Как разъяснили в партии газете «Коммерсант», «представители других партий не могут быть участником праймериз, потому что по закону одна партия не вправе выдвигать своим кандидатом члена другой партии». Теперь Гудкову предложено приостановить членство в «Гражданской инициативе», которая объявила о своей реорганизации в «Партию перемен» во главе Дмитрием Гудковым и Ксений Собчак, «материально угнетавшей» Антона Красовского в ходе минувшей кампании по выборам президента России. (См. Антон Красовский: «Собчак считала, что я её крепостной»).
Но если формальная сторона вопроса – приостановка членства в другой партии, - тема может быть и решаемая, то «осадок» от обвинений в невыполнении Гудковым обязательств, взятых перед «Яблоком», разумеется, остался. Что и как нарушил Гудков пред «Яблоком» - детально описал в своем Живом Журнале Максим Кац. Он раскрыв подоплёку договорённостёй межу Гудковым и «Яблоком» буквально «расстрелял» Гудкова простым, но понятным выводом: «Дмитрий Гудков нарушил свои обязательства и кинул своего партнёра, а потому договариваться с ним ни о чём нельзя, и слово его ничего не стоит». (См. материал FLB «Секрет Полишинеля»).
«Если все не участвуют, то какой в этом смысл»
Оба соискателя праймериз, разумеется, недовольны. Яшин назвал принятое «Яблоком» решение «внутрипартийным междусобойчиком». А Дмитрий Гудков так разволновался, что даже запутался в мыслях. «Если все не участвуют, то какой смысл в этом? Грубо говоря, это соревнование, в котором участвуют не все», - сказал РБК блуждающий политический странник. Будь дело в Киеве, то Гудков вполне смог бы обойтись фразой «участвовать в праймериз могут не только лишь все, мало кто может это делать».
Ну а если серьёзно, чего ещё ждал Гудков после невыполненных перед «Яблоком» и лично Григорием Явлинским обязательств, о которых поведал миру Максим Кац?
Собери подписи и присягни «Яблоку»
Следует, однако, отметить, что в «яблочных» праймериз есть место и для беспартийных соискателей. Для них приготовлен отдельный пакет условий. Первое – подписание документа под названием «Меморандум политической альтернативы» вроде как в знак согласия с идейными установками «Яблока», шаг второй – принести подписи. Как пишет «Коммерсант», «бюро предложит им три варианта: 20 подписей муниципальных депутатов, 30 подписей рядовых членов «Яблока» или 10 подписей представителей федерального руководства партии». Впрочем, отмечает издание, сбор подписей касается и членов партии. Похоже, что «Яблоко» страхуется от казуса партии Касьянова с радикалом Мальцевым, случившимся при отборе кандидатов перед выборами в федеральный парламент. Скандалил по этому поводу и во время праймериз, и когда партия по итогам выборов не дотянула до 1%, Илья Валерьевич Яшин. Дело, однако, тут даже не в Яшине или же Гудкове, с их провинностями перед потенциальными и вчерашними партнёрами. А в том, что на выборы мэра столицы демократы, похоже, пойдут разношёрстным строем кандидатов. Договориться между собой они хронически не в состоянии. «Политическая шизофрения» - это многократно подтверждённый диагноз не только у Яшина.