Политика 10.04.18 13:13

Хронические «объединения» демократов

FLB: Накануне выборов мэра Москвы либералы в очередной раз решили объединиться и выдвинуть «единого кандидата». Хроника расколов, взаимных предательств и склок оппозиции за последние 15 лет

Хронические «объединения» демократов

В канун выборов разного уровня либеральная оппозиция, полагающая себя центром прогрессивной мысли, любит создавать всевозможные коалиции и альянсы, общая своим потенциальным избирателям, больше не ссориться, не ругаться, поскольку «нам делить нечего», «одно дело делаем», и вот «на этот раз всё точно будет иначе». (Сейчас у ребят очередной грандиозный проект – выборы мэра Москвы).

Эксперты, аналитики, политологи и, разумеется, журналисты, за пару десятков лет слышали подобные, и не лишённые пафоса заявления, неоднократно. Однако когда планы «объединения» и «выдвижения единого кандидата» на тех, или иных выборах, доходили до их реализации, всё всегда летело кувырком. И завершалось так «прогрессивно», что банальные склоки на коммунальной кухне с битьём посуды вполне могут сойти за конструктивный и обстоятельный диалог свободолюбивых единомышленников. Так происходило в 90-е годы. Нечто подобное все видели и в начале «нулевых». Дабы не лезть в дебри 90-х, хотя многим это было бы полезно, просмотрев хронику, перечислим лишь несколько наиболее шумных прожектов, начинавшихся весьма громко и амбициозно, но завершившихся либо скандалом, либо вообще ничем. Итак…

Крах «Комитета-2008»

2004 год. Инициативная группа либеральной и демократической общественности создаёт «Комитет -2008». «Комитет 2008: Свободный выбор», объединяющий ряд политиков и общественных деятелей, начинает формирование в России коалиции демократических сил. «Главные задачи, которые ставит перед собой коалиция: победа на выборах в Государственную думу в 2007 году и победа на президентских выборах в 2008 году» – декларировали инициаторы, отмечая, что «Комитет-2008» учтёт уроки поражения демократов на думских выборах 2003 года».

Три-четыре года на подготовку – срок достаточный не только для выработки внятного плана, но и персональной подготовки кандидата на любые, в том числе, и президентские выборы. Уроки из «поражения демократов» собирались выносить Гарри Каспаров, Борис Немцов, Владимир Рыжков, и другие, не менее заметные персоны. Но урок не пошёл впрок. Уже весной 2005 года лидеры ни о чём не смогли договориться. «Комитет -2008» де-факто развалился.


Касьянов с Каспаровым не поделили деньги «Другой России»

2006 год. Летом возникает коалиция «Другая Россия» (не путать с организацией Э.В. Лимонова). Инициативная группа либеральной, демократической и правозащитной общественности, при поддержке западных спонсоров и под наблюдением посольств США и Великобритании, созывает «все оппозиционные политические силы» на конференцию в Москве. Среди пафосных выступлений ораторов просматривался задел на крупный электоральный цикл. Это парламентские выборы 2007 года, а так же выдвижение «единого кандидата от оппозиции» на президентских выборах 2008 года. Под «единым кандидатом» подразумевался экс-премьер, внезапно ставший оппозиционером - Михаил Михайлович Касьянов.

Итогом деятельности коалиции стал её распад. Подоплёка банальна. Один из лидеров коалиции, Гарри Каспаров рассчитывал взять под контроль избирательный штаб «Касьянов-2008», включая финансовые потоки. Однако получил отказ – у Касьянова были свои планы на этот счёт. Затеянные же коалицией праймериз стали, пожалуй, последним вздохом столь бодро начинавшегося прожекта. Касьянов среди участников праймериз оказался фигурой, мягко говоря, не такой популярной, как он себе полагал. И летом 2007 года он покинул проект. В итоге, от коалиции осталось только название, которое прибрали к рукам рачительные сторонники Эдуарда Лимонова.


«РПР-Парнас». Когда в сопредседателях согласья нет…

2010 год. Осенью 2010 года Михаил Касьянов, Владимир Милов, Борис Немцов и Владимир Рыжков объявили о создании коалиции демократических сил «За Россию без произвола и коррупции». Своей целью перечисленные лидеры назвали «смену политического курса страны и действующей власти». Они заявили, что планируют создать политическую партию и принять участие в предстоящих парламентских и президентских выборах. Партию действительно создали. Создали на базе Республиканской партии РФ (РПР), долгое время пребывавшей в коме. Назвали её «РПР-Парнас» - коалиция же. Сформировали институт сопредседателей. Казалось, что жизнь-то налаживается.

По мнению Касьянова, «конкуренции внутри демократического лагеря быть не должно, «поскольку это будет размежевание, а не единение». Борис Немцов считал правильной публичную процедуру выдвижения: «Это должен быть единый кандидат, выбранный на объединенном съезде демократических сил».

С «публичностью выдвижения» кандидата даже в мэры столицы, однако, возникли, сложности. Игнорируя мнение лидера РПР Владимира Рыжкова и части его сторонников, Касьянов и Немцов в 2013 году на выборах мэра Москвы сами объявили от имени партии поддержку в пользу Алексея Навального.

Самого же Владимира Рыжкова, возмущавшегося этим фактом, вынудили покинуть пост сопредседателя, а затем и партию. 8 февраля 2014 года, Владимир Рыжков хлопнул дверью, обвинив Немцова и Касьянова в доведении организации до кризиса и «краже партии». После скандала, коалиция, по сути, перестала существовать. Чуть позже в названии партии «РПР-Парнас» остался только «Парнас», а вскоре, после трагической гибели Бориса Немцова, на посту председателя партии единолично воцарился Михаил Касьянов.


Буффонада Координационного совета оппозиции

2012 год. Группой оппозиционных политиков, с участием представителей творческой интеллигенции был сформирован Координационный совет оппозиции (КСО). Выборы в этот совещательный орган, как заявлялась, проходили по всем правилам демократии. Дебаты между соискателями кресла в КСО, программы, и голосование за того или иного представителя любых политических взглядов, через интернет.

Всё это продекларированное процедурное прекраснодушие вызывало сомнения и скандалы. Часть персоналий, изначально желавших принять участие в «самых честных выборах», стали попросту снимать свои кандидатуры. Многих возмутило то, что правила таких выборов переписывались на ходу и для нужных кандидатов «накручивались» голоса в интернете. С дистанции, вопреки собственному регламенту, организаторами выкидывались кандидаты, хотя инициаторы сами же приглашали всех. Выборы были построены таким образом, чтобы в руководящий орган попали, в первую очередь, «нужные люди». В прессе создание КСО окрестили «легитимацией» Алексея Навального и согласных с ним деятелей.

Данная структура, изначально позиционировавшая себя как «совещательный орган для всей российской оппозиции» после своего формирования, похоже, не знала чем себя занять. Догадались об этом не сразу, проведя с десяток заседаний и получив порцию критики от либеральной прессы. Весной 2013 года Максим Кац объявил о своём выходе из КСО и предложил распустить его, поскольку КСО потерял свой смысл. Это поняли и многие другие участники, следом покинув проект.

Как итог очередного либерального прожекта - назначенное на 19 октября 2013 года заседание, которое должно было стать финальным в связи с истечением срока полномочий членов, и вовсе не состоялось из-за отсутствия кворума – из 40 членов явились только 9. КСО, которому изначально прочили роль «серьёзной площадки», тихо исчез, оставив за собой шлейф скандалов и бессмысленности очередной либеральной затеи.


Второе ушествие «РПР-Парнас»

2015 год. В апреле 2015 года Михаил Касьянов и Алексей Навальный сообщили о том, что на базе партии «РПР-Парнас» будут сформированы единые списки кандидатов для участия в выборах в Госдуму в 2016 году, а также на региональных и муниципальных выборах 2015 года. Ну то есть альянс. Однако «объединенный» список, для выборов в законодательные собрания краёв и областей, выглядел сутуло, ибо региональным политикам там отвели всего несколько мест, а ядро списка практически повторяло друг друга, кочуя из региона в регион. (См. «Списочный блеф РПР-Парнас»).

Более того, в 2016 году «альянс» Касьянова и Навального рухнул, а сама партия Касьянова, где поднялся форменный бунт, едва устояла. Сначала провалился предварительный отбор кандидатов праймериз, а затем и вовсе печальный итог федеральных выборов в парламент. «Парнас» успешно собрал 0,7 % голосов избирателей, оставшись в зоне статистической ошибки. Напоминать о том, что с 2005 года Михаил Касьянов всюду твердил, что пойдёт только в президенты, но никуда не пошёл, не будем. Обещанные же Касьяновым Западу справедливые «20 долларов за баррель» так и остались пятном на его репутации.

(См. «Крах коалиции ПАРНАСа. Алексей Навальный и Михаил Касьянов, громко объявив о походе на выборы под флагом «демократической коалиции» в апреле 2015, спустя год эту самую коалицию и похоронили. Соратники Навального заявили о развале коалиции с Касьяновым»).


Новый предвыборный забег «единых кандидатов»

2018 год. Едва ЦИК РФ официально подвел и утвердил итоги голосования по выборам президента, прошедшим 18 марта, как с демократического фланга вновь слышны голоса «о необходимости консолидации», «выдвижении единого кандидата» на выборах мэра столицы, которые намечены на осень 2018 года. На этот раз «консолидировать» всех вокруг себя взялся Дмитрий Геннадьевич Гудков. И первое слово, которое прозвучало вокруг всей этой затеи, было слово «праймериз» и «единый кандидат».

Гудков, разумеется, давно, особенно после поражения на выборах в Государственную Думу РФ, хотел попробовать свои силы на выборах столичного мэра. Он, само собой, готовился, в надежде обскакать на праймериз своих внутренних конкурентов. Выборы ещё не официально стартовали, однако среди «заклятых друзей» начались горячечные споры, пока что скучные, по процедурному, так сказать, вопросу. Кроме того, просматривается желание испытать свои силы у главы Красносельского муниципального округа столицы Ильи Яшина, и Сергея Митрохина от партии «Яблоко». У каждого есть свой, безусловно, гениальный план выдвижения, и по схеме праймериз, да и всего остального. И каждый безусловно мнит себя мэром.

Возня идёт такая, что на всю эту картину настороженно смотрят даже либеральные издания, отмечая, что «оппозиция ближе к очередному расколу, чем к объединению». (См. «Праймериз раздоров»).

Но это пока, видимо, цветочки. Ягодки начнутся тогда, когда чья-нибудь модель праймериз будет утверждена, если таковое случится. И эти праймериз Гудков вдруг, как когда-то Касьянов, проиграет. Что не мудрено. Гудков уже успел предать «Яблоко», заигрывает с Собчак. С ним собачатся Яшин, Кац и Навальный, который, кстати, регистрирует сейчас собственную партию «Рабочее название» (истинное название партии пока скрывается).

Вот так и получается замкнутый круг, где «протест ради протеста», «действие ради действия», и «объединение ради раздоров». И никакого прогресса у организаций, считающих себя «силами прогресса».


СЕМЬ ГРЕХОВ ОППОЗИЦИИИ
Краткий курс «объединения» либералов и демократов в цитатах:

«Коммерсантъ (Москва) от 30 июля 1990 г.:
«Из числа приверженцев различных политических взглядов менее всего в СССР организованы, пожалуй, либералы. Консолидировать их намерен «Оргкомитет по подготовке и проведению объединительного съезда конституционных демократов России», зарегистрированный 31 июля Октябрьским райисполкомом Москвы».

Спустя 5 лет. «Куранты» (Москва), ноябрь 1995 г.:
«Сейчас наступило время, когда возможны перелом и реальное объединение не только демократических, но и околодемократических сил. … Антикоммунистический фронт мог бы выработать единую стратегию. Она включала бы взаимную поддержку, сохранение трёх-четырёх федеральных списков, отказ от конкуренции в округах между своими кандидатами, выдвижение, точнее, снятие, всеми своих кандидатов и выдвижение одного, самого перспективного. Если коммунисты говорят о правительстве «народного доверия», то этот фронт должен до выборов создать некоммунистическое правительство, точнее, распределить посты в различных структурах власти - в исполнительной и законодательной. Те весьма значительные средства, которые демократы собираются затратить на предвыборную кампанию, целесообразно использовать иным образом: часть из них выделить в качестве компенсаций тем кандидатам и блокам, которые согласятся выйти из избирательной борьбы. Может, это звучит цинично и даже не совсем соответствует закону, но в нынешней российской политике безнадежно рассчитывать на сознательность и здравый смысл. Только понимание нарастающей угрозы и деньги, а также хорошая организационная работа могут дать существенные результаты».

«Известия», 12 июля 1995 г.:
«Именно альтернативность сегодня обеспечивает левым достаточно широкие возможности для привлечения на свою сторону различных слоев населения. А у демократов все наоборот. Нас убеждают в том, что ряды демократов должны быть едиными, как монолит. А если и есть какие-нибудь разногласия, то они ни в коем случае не должны оформляться организационно в виде различных партий, фракций или предвыборных блоков. Сложилась парадоксальная ситуация. Коммунисты и близкие к ним группировки (вопреки учению Ленина) успешно практикуют политический плюрализм, а демократы, всегда провозглашавшие этот плюрализм, стали вдруг самыми горячими приверженцами резолюции Х съезда РКП(б) «О единстве партии». Обеспечение альтернативности - это не только тактическая, но и стратегическая задача российской демократии. Как и в биологическом мире, в политике интересы диктуют любому виду разделение на подвиды, популяции, семейства и тому подобное и вовлечение их во внутривидовую конкуренцию. Плюрализм в демократическом движении не трагедия, но единственно верное направление, которое дает российской демократии перспективы дальнейшего роста» - убежденно писал Григорий Явлинский.

«Невское время (Санкт-Петербург), 08 октября 1996 г.:
«30 сентября демократическими партиями и движениями был создан Общероссийский координационный совет по местным выборам, в который вошли представители от НДР, «Демократического выбора России», Христианской партии, «Демократической России» и других политических движений либерального толка. Таким образом, сделана попытка создания некой либерально-демократической коалиции в «противовес» объединению коммунистических и патриотических сил».

Спустя 9 лет. Из выступления Никиты Белых на Всероссийском Гражданском Конгрессе 12 декабря 2005 г.

«Главный враг нашего объединения – это не «Единая Россия», не Кремль, не Сурков и не Путин. Главный наш враг – внутри нас. Если хотите, наши главные враги – это семь смертных грехов демократов:

Первый грех – это гордыня. Мы все декларируем готовность объединяться. Потому то очевидна сама необходимость объединения, если мы хотим, чтобы в России была свобода и демократия. А мы ведь все этого хотим? При этом каждый демократический лидер естественно, считает, что центром такого объединения должен быть ни кто иной как именно он, его партия. Каждый готов выкрикнуть: «Есть такая партия!» Да нет сегодня в России такой партии! Нет. Если мы думаем не о своей собственной политической судьбе, а о нашей стране, давайте смирим гордыню!

Второй грех - это старые обиды друг на друга. Каждый участник переговоров, в которых я принимал участие за последние несколько месяцев, говорил: «С ним? Объединяться?? Да никогда!» Привычка обижаться – признак детства, незрелости. А нам уже давно пора повзрослеть.

Третий грех - это уныние и пораженческие настроения. «Нас давят, нас не пускают, нас мало, все плохо, гипс снимают, клиент уезжает…» Эти стоны и сопли никого в стране не вдохновляют! Хватит стонать о том, что всё плохо. Когда начинаешь работать по-настоящему, оказывается, что побеждать можно, пусть пока не очень уверенно, но можно. Наша первая общая победа – три депутата в Мосгордуме.

Четвёртый грех – это корысть. Это забота о конкретных материальных и политических выгодах – выгодах для себя: забота о думских, министерских или президентских креслах. Вот если вы об этом – я в такое объединение не верю.

Пятый грех - это непомерные амбиции. Каждый из вас, уважаемые коллеги – просто великий политик современности. Судя по амбициям, у каждого непререкаемая репутация и поистине колоссальный рейтинг! Давайте же откажемся от иллюзий и будем в реальности.

Шестой грех – неверие. Многие из нас уже не верят в то, что в нашей стране можно что-то изменить. У многих опускаются руки, многие говорят: «Что делать, значит России не нужна демократия и свобода. Значит, мы не востребованы в этой стране. Если мы сами не верим в успех, в него никогда не поверят наши сторонники.

И, наконец, седьмой грех, самый страшный – это то, что в пылу политических процессов, коалиционных переговоров, аппаратных интриг, созданий и реанимаций партий, в пылу борьбы – мы с вами забыли о стране. Мы говорим только о технологии: как перерегистрировать партии, как сделать так, чтобы члены одной партии стал членами другой партии… Но мы забыли, зачем мы вообще есть? Зачем мы стране? Что мы делаем для нее? И это естественно, что в ответ страна забыла о нас, о том, зачем мы ей нужны. Вот на основе всего этого мы с вами ничего серьезного не создадим», - пророчествовал в 2005 году Никита Белых, ныне осуждённый за взятку, которую он принял будучи губернатором Кировской области.

Ещё на эту тему

В этот день «Лейла, Инна и Сюзанна Ходорковские» рассылали «нигерийский спам»

«Вместо страстных просьб помощников умерших африканских диктаторов». Спам от Ходорковского. Что было 18 января 2006 года

07.09.2017 00:46:07 #Бандера Степан

Почему поляки не любят украинцев

Историк Лукаш Ясина: «По иронии судьбы, прославляя борьбу с россиянами, украинцы вступают в конфликт с поляками. Мы не можем согласиться с тем, что героями называют людей, повинных в массовых преступлениях»

Свободу слова накрыло «Немецкой волной»

Борис Зимин*: «ФБК, мне кажется, не тем занимается, не то делает, тратит имеющийся капитал куда-то в странную сторону, но не туда. … Я был самым крупным спонсором из тех, кто не скрывал своего имени. … Я удивлен, разочарован, что эти надежды вот так жестоко поломаны»

17.02.2018 17:43:37 #Лидеры России

У «Лидеров России» появилась реальная возможность попасть в МИНЭК

Министр экономического развития Максим Орешкин начал свою работу наставником для восьми финалистов конкурса «Лидеры России». Сегодня прошла первая встреча

Мы в соцсетях

Новости партнеров