Родственники умерших избирателей, данные которых были использованы группой кандидатов на выборах в Московскую городскую думу, возмущены поведением таких политиков и требуют отказать им в регистрации. В Сети опубликованы аудиозаписи разговоров родственников «мёртвых душ» с сотрудниками избирательных комиссий, уточнявших достоверность подписей.
В частности, сотрудники избиркома связались с Людмилой Обайкиной – родственницей Алексея Николаевича Обайкина, который якобы оставил подпись за выдвижение кандидатом по округу №43 Любови Соболь. «Так он умер. Да, он скончался 14 мая», – ответила женщина на просьбу подтвердить информацию.
Людмила Обайкина заявила, что на месте избиркома вообще не допускала бы таких людей до власти. «Действительно, человек умер, а его вносят в списки. Если такими методами они идут, можно сказать, через мертвые души, чтобы получить свое кресло… Я бы снимала вообще таких, их кандидатуры», – сказала она.
Владимир Иванов – сын другой избирательницы, чьи фамилия, имя, отчество и паспортные данные были также использованы Соболь, сообщил, что его мать – Антонина Ивановна Ларчева – никак не могла оставить подпись за эту соратницу Алексея Навального, поскольку умерла 29 апреля 2019 года, ещё до начала старта избирательной кампании. «Это моя мама, которая скончалась у меня на руках 29 апреля, – рассказывает он в телефонном разговоре».
Иванов заявил, что ему тяжело даже рассуждать, почему кандидат или его сборщики могли пойти на использование данных его матери, тем более что сам выдвижение Соболь раньше поддерживал и свою подпись действительно предоставил. Но, как подчеркнул он в разговоре, никак не своей матери. «Если это сделала сама Любовь, то она поступила неосмотрительно, сразу вам скажу, даже с точки зрения женской логики», – заявил он.
При этом в подписных листах, как следует из документов, представленных членом Общественной палаты РФ Ильёй Ремеслом, штаб Соболь пошёл на «уловку» – указал другой год рождения Антонины Ларчевой. Однако проверка паспортных данных по базе миграционной службы МВД подтвердила – владелица данного паспорта скончалась.
Напомним, что ранее стало известно о ещё одном умершем человеке, данные которого «позаимствовала» Соболь. Им оказалась бывшая секретарь избиркома Лилия Симанкова – её память почтили минутой молчания на заседании окружной избирательной комиссии №43, где как раз и рассматривался вопрос о регистрации кандидата Соболь.
Ещё одна аудиозапись зафиксировала телефонный разговор с Кириллом Карелиным – родственником скончавшегося Андрея Викторовича Карелина. Его данные обнаружились в подписных листах уже другого кандидата, причисляющего себя к «независимым» – Александра Соловьёва. На вопрос, как бы он поступил с этим кандидатом, Карелин даёт однозначный ответ: «Пусть его снимают просто и всё».
Напомним, что Мосгоризбирком отказал в регистрации 57 кандидатам на выборы в Мосгордуму – почти вдвое меньше, чем на выборах в 2014 году, когда таких отказов было 107. Основными нарушениями стали использование «мёртвых душ», подделка подписей, предоставление данных несуществующих людей, использование подписей избирателей других округов и т.д. В частности, в подписных листах Любови Соболь выявлено 688 недостоверных подписей, у Константина Янкаускаса – 1106, у Ивана Жданова – 1027, у Дмитрия Гудкова – 862 и т.д. «Мёртвые души» использовали в подписных листах Ивана Кульнева, Кирилла Гончарова, Александра Соловьёва, Геннадия и Дмитрия Гудковых, Ивана Жданова, Любови Соболь и других незарегистрированных кандидатов. При этом подделка подписей в избирательных документах по закону является уголовно наказуемым преступлением.