Общество 21.05.18 11:17

Чем пахнет швейцарский мусоросжигательный завод

«Коммерсантъ» рассказал об экскурсии на швейцарский МСЗ поселке Перлен. Почему не стоит паниковать, если в Подмосковье появятся мусоросжигательные заводы

Чем пахнет швейцарский мусоросжигательный завод

«В Подмосковье запахнет Швейцарией» - под таким заголовком «Коммерсантъ» разместил в воскресенье материал, где журналист Анна Васильева рассказала, наносит ли мусоросжигательный завод вред здоровью и окружающей среде. На фоне обострившейся проблемы бытовых отходов в России этот вопрос действительно очень актуален. Руководство Подмосковья, где в Волоколамске, на полигоне ТБО «Ядрово», дело дошло до митингов и столкновений с полицией, считает, что строительство четырех мусоросжигательных заводов решит проблему, но жители в этом не уверены.

Итак, известно, что Москва и Подмосковье ежегодно выбрасывают около 11 млн тонн мусора, а утилизация происходит через мусорные полигоны, которых в прошлом было 39, а сейчас, после закрытия в 2013 году 24 полигонов, осталось 15, которые и приняли на себя всю нагрузку. В результате регион получил серьезную социальную проблему, выразившуюся в митингах и акциях протеста со стороны жителей.

В итоге в апреле власти объявили о начале рекультивации старой части полигона, но одновременно открыли новую, более совершенную. Однако жители других регионов, где полигоны создают такую же проблему, требуют их закрытия.

Подмосковные власти собираются решить проблему свалок с помощью мусоросжигательных заводов (МСЗ). Правительственный проект «Чистая страна» предусматривает, напоминает «Коммерсантъ», что к 2022 году на территории Московской области появится четыре таких предприятия: в Солнечногорске, Ногинске, Воскресенске и Наро-Фоминске будут построены мусоросжигательные теплоэлектростанции. Каждая из них будет сжигать не менее 700 тыс. т отходов в год, вырабатывая при этом электроэнергию. Планируется, что здесь будет сгорать 33% отходов. Это не поможет полностью избавиться от свалок, но сократит количество мусора, отправляемого на полигоны, с 94% до 41% (еще 26% планируется перерабатывать). Оператором подмосковного проекта стала Альтернативная генерирующая компания-1 (АГК-1), контроль над которой имеет «РТ-Инвест» (дочка «Ростеха»). Партнером выступает японская Hitachi Zosen Inova, которая разработала эту технологию мусоросжигания и строит ТЭС по всему миру.

И вот теперь недовольны жители тех районов, где появятся такие заводы, выступают против сжигания и требуют раздельного сбора мусора с последующей переработкой. Многие из жителей считают, что такие заводы будут иметь негативное воздействие на здоровье людей и на окружающую среду.

Сейчас жители районов, где предполагается разместить заводы, объединяются в многочисленные инициативные группы, рассказывает газета. Их активисты уже жаловались СМИ, что отправляли претензии и замечания к проектам заводов, но вместо содержательных ответов получили формальные отписки. В итоге посредниками между активистами и властями стали члены подмосковных общественных палат. В конце апреля чиновники предложили им посетить мусоросжигательный завод в Швейцарии, аналогичный тем, которые планируется построить в области.

В швейцарском поселке Перлен в получасе езды от Цюриха находится завод «Ренергия» - монументальное здание в стиле брутализма, которое возвышается над альпийскими лугами. И всего в 50 м от него пасутся коровы. Ни посторонних запахов, ни шума. Пахнет, как и полагается, травой и навозом, а на территории самого завода в прудах плавают утки и квакают лягушки.


На заводе устроена система обращения с отходами. Если среднестатистический россиянин производит 400 кг мусора в год, то житель Швейцарии — более 700 кг. Из них около 355 кг перерабатывается, а оставшиеся 353 кг отправляются на сжигание.

Граждане Швейцарии сейчас, как и во многих других странах мира, распределяют домашний мусор по разным контейнерам и пакетам: отдельно бумагу и картон, стекло, пластик, алюминиевые банки, металлолом, садовые и кухонные отходы, ткани и текстиль, электронное оборудование, а также батарейки. Агентство федеральных расследований рассказывало ранее о том, как решают проблему с мусором, например, в Японии и Южной Корее, где раздельный сбор мусора – основа решения проблемы.

Об этом же говорит и экс-глава Минэкологии Швейцарии Ганс-Петер Фарн: «Сортировать смешанные отходы выйдет значительно дороже». Он подчеркивает, что с 2000 года в Швейцарии не открывают новых полигонов для бытового мусора — это законодательно запрещено. Швейцарские власти тоже были озабочены выбросами свалочного газа, опасались, что это повлияет на изменение климата. «Кроме того, полигоны требуют слишком много свободного места,— объясняет Фарни.— А в Швейцарии его не так много. Плюс люди сами не хотят загрязнять территорию вокруг себя».

И Швейцария пришла к решению строить мусоросжигательные заводы, которых в стране 30, вроде бы расположенные хаотично, но на самом деле связанные между собой логистикой.

В ответ на заключение «Гринпис России», которые еще десять лет назад, ссылаясь на западные исследования, заявляли, что МСЗ отрицательно влияют на здоровье людей, Фарни сказал, что в Швейцарии регулярно проводится мониторинг заболеваемости раком у людей, которые проживают вблизи таких заводов, но выбросы очень низкие и на степень заболеваемости не влияют.

При этом швейцарские экологи считают, что при низкой концентрации загрязняющих веществ при работе МСЗ, лучше все-таки изначально снизить образование мусора и переработать тот, который уже произведен, что МСЗ могут создавать искусственный спрос на новые отходы. При этом «Гринпис Швейцарии» никакой активной кампании против заводов сейчас не проводит, «потому что в стране налажен раздельный сбор мусора, и в переработку можно сдать даже самые маленькие вещи, например капсулы из-под кофе».

«Коммерсантъ» подробно рассказывает о мнениях российских экскурсантов, посетивших этот завод в Швейцарии, которым показали весь процесс решения проблемы с мусором от начала до конца, где ключевым мнение было: «Да это просто какой-то неправильный мусор, раз здесь не пахнет».

Проект-менеджер завода Марко Фегтли объясняет, что в каждой секции, где находится мусор, поддерживается низкое давление — воздух медленно откачивается, из-за чего неприятный запах остается в помещении.

Дальше измельченный мусор сжигается на колосниковой решетке —подчеркивает участник экскурсии, генеральный директор компании АГК-1 Игорь Тимофеев, отмечая, что именно такая технология будет и на заводах в Подмосковье. «Этот процесс идет непрерывно, а технология обеспечивает высокий уровень выгорания шлака,— рассказывает Марко Фегтли.— Сжигание происходит при температуре от 1,2 тыс. до 1,5 тыс. градусов». Инженер-химик компании Руди Фрай стоит неподалеку и молча слушает своего коллегу. Как только мы переходим в следующий отсек, он останавливает нескольких журналистов и деликатно поправляет своего начальника: «На самом деле в печах мы стараемся поддержать 0,9–1,2 тыс. градусов. Если температура ниже, в мусоре могут остаться вредные вещества, а если выше, может образоваться плазма, которая сделает шлаки непригодными для дальнейшего использования».

Швейцарцы также рассказали про технологию МСЗ: дымовые газы, которые образуются при сжигании мусора, проходят через многоуровневую систему очистки, когда сначала под действием высоких температур разлагаются диоксины и оксиды азот, а затем газовая смесь вступает во взаимодействие с гашеной известью и активированным углем, при этом поглощается большая часть загрязняющих веществ. На последней стадии дым проходит через рукавный фильтр, на котором оседают пыль и остатки золы. При этом фильтры меняют не чаще раза в два года.

Энергия, полученная от сжигания мусора, направляется на ближайшую бумажную фабрику. Также она используется при отоплении поселка Перлен. Именно благодаря продаже электричества завод сам себя полностью окупает, рассказал один из руководителей завода в Швейцарии.

При этом в «комнате контроля» мониторы в режиме реального времени показывают концентрацию вредных химических соединений в выбросах. И они значительно ниже предельно допустимых альпийской стране показателей. По закону уровень диоксиода серы SO2 не может превышать 50 мг/м3, а в выбросах с завода — всего 5 мг/м3. Норма для диоксинов и фуранов — 0,1 мг/м3, но на выходе из трубы получается в два раза меньше.


Кстати, здание «Ренергии» занимает площадь около 100 «квадратов» и достигает 44 метра в высоту, напоминает «Ридус». А если посмотреть еще и на дизайнерское решение некоторых МСЗ в мире, то это может стать просто произведением искусства.


Мусоросжигательный завод в Вене стал знаменитым арт-объектом, благодаря передовым технологиям утилизации мусора и непревзойденному таланту архитектора Фриденсрайха Хундертвассера.

Так стоит ли паниковать?

Ещё на эту тему

Минприроды нашло управу на мусор

До конца 2018 года в России официально будет создан единый координационный центр по управлению деятельность региональных операторов в сфере обращения с отходами

Дмитрий Кобылкин рассказал о «минах» мусорной реформы

В Минприроды и Счётной палате опасаются, что «мусорная» реформа может забуксовать, а министр экологии выступил в своём первом правительственном часе в Госдуме

07.06.2018 20:00:08 #Экология

Полигон «Съяново-1»: изящная схема клана Курченковых

Как семейство Курченковых получало сверхприбыль от "закрытого" мусорного полигона в Серпуховском районе Подмосковья

26.11.2019 21:01:54 #Экология

Крестовый поход Греты Тунберг

FLB: Как в пылу «борьбы за климат» незаметно возвращается Средневековье…

Мы в соцсетях

Новости партнеров