Репортаж из зала суда. Во вторник 22 октября коллегия судей Федерального арбитражного суда Московского округа/ФАС МО) (председательствующая - Ольга Каменская) рассмотрела дело №Ф05-17591/2019 - кассационную жалобу администрации Волоколамска на отказ в прекращении деятельности полигона «Ядрово».
«СВАЛОЧНЫЙ ГАЗ» И «РОЗА ВЕТРОВ»
Напомним, мусорный полигон расположен в нескольких километрах от Волоколамска, рядом с деревней Ядрово - он с 1979 года принимает отходы из Москвы и многих районов Подмосковья.
В феврале 2018 года жители Волоколамского района Подмосковья начали жаловаться на неприятный запах с полигона. Они провели несколько митингов с требованием его закрыть. Весной появилась информация, что из-за выброса свалочного газа с жалобами на плохое самочувствие были госпитализированы более 50 детей. С 6 марта в районе был даже введён режим ЧС. В апреле прошёл ещё один «экологический» митинг, собравший несколько тысяч человек. Участники акции потребовали отставки губернатора Московской области Андрея Воробьева и главы района Андрея Вихарева.
В июне 2018 года администрация Волоколамска и местное управление Роспотребнадзора подали иск к оператору полигона - ООО «Ядрово». Власти города требовали «прекратить свозить мусор на свалку в Ядрово, ликвидировать последствия причинения вреда окружающей среде и рекультивировать территорию свалки».
Однако Арбитражный суд Московской области, а затем Десятый арбитражный апелляционный суд отклонили этот иск, сославшись на экологическую экспертизу, которую проводило министерство экологии Московской области. Экологи посчитали, что «вред окружающей среде, нанесённый полигоном, носит устранимый характер». В решении судов написано: «Вред, причинённый почвам вследствие эксплуатации полигона твёрдых бытовых отходов «Ядрово», может быть устранён при сохранении деятельности по эксплуатации полигона».
Администрация Волоколамска обжаловала в кассационной инстанции эти решения.
ПОЧЕМУ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИ ВСТАЛИ НА СТОРОНУ «МУСОРЩИКОВ»
Федеральный арбитражный суд Московского округа. 10.50. Заинтересованные стороны – юристы ООО «Ядрово», администрации района и министерства экологии - приехали заблаговременно, поприветствовали друг друга как старые знакомые. И это понятно – процесс идёт больше года.
Перед началом заседания судебный репортёр FLB поговорил с представителем полигона Тимуром Гараевым. Было интересно послушать его мнение, что именно произошло весной прошлого года и почему в двух арбитражных судах иск властей Волоколамска с треском провалился.
- Надо понимать, - отметил адвокат, - что образование газов - это обычный биологический процесс разложения пищевых отходов. Он активизируется после зимы, когда резко поднимаются дневные температуры (так вышло как раз весной 2018 года – сразу на 18 градусов подскочила температура). Проведённые исследования «розы ветров» показали, что максимум только 14 процентов ветра идёт в сторону Волоколамского поселения. А что касается жалоб местных властей на какие-то запредельные показатели заболеваемости из-за газа и запахов... Если это и есть, то не от полигона. Это может быть и от старых коллекторов, где выделяется такой же сероводород.
(Надо сказать, что здесь представитель полигона «Ядрово» Тимур Гараев явно и довольно цинично слукавил. В выводах комплексного исследования состояния мусорного полигона, которое провели специалисты «Экспертно-консалтингового бюро имени Матвеева» чётко говорится: «… источником загрязняющих веществ может являться только полигон ТБО «Ядрово», так как на участках. где отмечены превышения нормативных показателей, нет иных возможных источников загрязнения, и миграция загрязняющих веществ идёт поверхностным стоком из почвы в водный объект»)
По словам Гараева, суд первой инстанции, очень долго и скрупулёзно рассматривал это дело – анализировал доказательства сторон, все экспертизы и документы, в том числе так называемые жалобы граждан.
- Суд назначал независимую комплексную экспертизу – на влияние полигона на окружающую среду. Что она показала?
- В заключении сказано, что объект работает в штатном режиме. А какие основания для закрытия? По безопасности и количеству современнейшего оборудования - это российский полигон №1. Как известно, он ещё советской постройки, а в то время все полигоны ставились только в определённых местах, откуда практически невозможно заражение первых и вторых водоносных горизонтов. «Ядрово» располагается в местности с глинистой почвой – это бывший карьер, то есть гидроизоляция там надёжная. Тем не менее, первый объект полигона (его южная часть, где был выброс свалочного газа) сегодня полностью закрыт, он в режиме рекультивации (комплекс мер по экологическому восстановлению земель, - FLB) и там уже год работает новейшая голландская система активной дегазации Multriwell. На работающей части полигона стоят датчики, которые все фиксируют.
- Тогда почему десятки детей попали в больницы, тысячи людей вышли на митинги?
- А вы в курсе, что отравление детей свалочным газом и даже косвенная причастность к этому деятельности полигона – не подтвердились?! Насколько я знаю, в основном врачи обнаружили у них хронические заболевания, свойственные жителям большого мегаполиса. А что касается митингов и всей шумихи… У нас есть серьёзные подозрения, что за этим стоят определённые люди. Умышленно раздувая этот скандал и спекулируя на здоровье местных жителей, они прикрывают свои истинные корыстные интересы.
Надо понимать, что «Ядрово» - это специальный объект, созданный, чтобы отходы были в безопасном состоянии в ближайшие 40-50 лет. Со временем, когда на помощь придут новые технологии и будет построено больше мусоросжигающих заводов, таких полигонов не будет. А сейчас пока, к большому сожалению, им альтернативы нет. И Россия в этом отношении не одинока – весь мир складирует отходы.
- Если полигон закрыть, чем это может обернуться для региона?
- В Московской области всего 15 полигонов. Если его закрыть, нагрузка упадёт на остальные 14, хотя все они и так загружены под завязку. Ничем хорошим это не закончится.
«КТО ПОДТВЕРДИЛ ЭТИ ФАКТЫ?»
Выступление представителей администрации Волоколамска вышло сбивчивым, скомканным – судьи периодически вынуждены были их перебивать, напоминая, что не надо повторяться, цитировать нормы права (закон здесь все знают, материалы дела хорошо изучили) и в защиту своей жалобы следует перечислять только самые веские аргументы, ошибочно не учтённые судами. А из их речей даже при всём желании можно было вывести только два аргумента: «полигон наносит непоправимый вред окружающей среде и нарушает конституционное право жителей Волоколамского района на здоровье».
Судья: «В чем суть вашего иска? Вы хотите, чтобы выгнали всех сотрудников, двери полигона забили?»
- «Нет, прекратили ввоз отходов и начали рекультивацию и дегазацию».
Судья: «В чем суды ошиблись?»
- «Они не приняли во внимание наши доводы. Первый том содержит многочисленные жалобы, адресованные нам, на неприятный запах, на многочисленные заболевания детей и взрослых, аллергические реакции, на загрязнение окружающей среды, на то, что заражён первый водоносный горизонт в деревне Петрово и остаются только надежды на стратегические запасы второго горизонта. По сути, это уже экологическая катастрофа, которая влечёт социальный взрыв. Люди уже на грани…Северо-запад Москвы м Московской области могут остаться совсем без воды… Так что от вашего судебного акта зависит жизнь, здоровье, настоящее и будущее населения не только Волоколамска, но и Москвы, Подмосковья…»
Судья: «Откуда у вас такие сведения? Кто подтвердил эти факты?»
- «У нас имеются аналитические записки геологов, есть жалобы от населения на запах…»
Заметив, что жалобы – это не подтверждение, судья попросил перечислить письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела.
Ответ прозвучал несколько странный: «Часть 2 статьи 1065 Гражданского кодекса не обязывает нас доказывать вред, причиняемый здоровью».
Судья: «А кто это должен доказывать? Вы же об этом говорите. Может, у вас есть заключения экспертов, Роспотребнадзора или медиков, что населению причинён вред? Почему вы с этим не обратились в следственные органы, в прокуратуру? На каком основании мы должны принимать решение в вашу пользу, если вы не предоставили никаких доказательств – одни эмоции».
Оказалось, что кроме жалоб нет ничего. Хотя, если люди действительно пострадали от вредных выбросов, что помешало собрать и приобщить к делу хотя бы выписки из их историй болезней? И почему не показали суду аналитические записки геологов?
Адвокат полигона упор сделал на то, что власти района по нормам права не уполномочены требовать закрытия полигона и попросил оставить решение апелляционных инстанций без изменения.
«Суды рассмотрели абсолютно все доводы истцов и всем была дана оценка. Они жалуются, что население отравлено… Есть 20 решений Волоколамского городского суда, где исследованы эти обстоятельства и указано, что населению полигоном вред не был причинён. Расследованием занимался Следственный комитет и следователи РОВД и во всех без исключения случаях было отказано в возбуждении уголовного дела за отсутствием события преступления».
Юрист подтвердил, что выброс свалочного газа произошёл из-за скачка температуры, неприятный запах действительно появился, но, спекулируя этим, некая инициативная группа начала предъявлять различного рода иски, организовывать протестные митинги.
«Из-за таких действий были закрыты 50 полигонов – их осталось всего 15, которые были вынуждены в 2,5 раза увеличить свои объёмы, а соответственно выбросы, что стало поводом для новых исков. А что касается «Ядрово», то он свою деятельность осуществляет в установленном законом порядке, нарушения не подтверждены и не представлено ни одно доказательство причинения ущерба. Это подтвердили все экспертизы».
Выступление представителя министерства экологии было самым лаконичным – он подтвердил, что «вред окружающей среде, нанесённый полигоном, может быть устранён при сохранении его деятельности», и попросил все решения оставить без изменения.
Кстати, пока суд находился в совещательной комнате, юристы из администрации Волоколамска заявили, что решения всех российских судов по этому делу были заранее предрешены не в их пользу и у них одна надежда – на ЕСПЧ. На вопрос судебного репортёра, что они могут предложить в качестве альтернативы, если закроют «Ядрово» и другие подмосковные полигоны, дамы-юристы хладнокровно заметили, что это проблемы правительства Московской области. «Мы же там не работаем. Мы живём в Волоколамске и не хотим, чтобы там жгли мусор - мы защищаем наше население. Вы же живёте в Москве – вам не понять!»
«Суд постановил, - объявила решение коллегии Ольга Каменская, - решение Арбитражного суда Московской области и постановление 10-го арбитражного апелляционного суда по делу №А41-47635/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения».
В общем, в следующий раз администрации города Волоколамска надо лучше «делать домашнее задание». Позиция – закрыть мусорный полигон – хорошо по-популистски звучит, но её надо грамотно доказывать. Или нет такой реальной задачи и весь «кипеж» местной власти против полигона происходит ради «отвода глаз» жителей Волоколамского района?
Андрей Колобаев, судебный репортёр FLB.ru