На что они надеются? По словам адвоката Андрея Кочуйкова (Итальянца) Константина Трапаидзе, это громкое дело «шито белыми нитками». Суть его - в борьбе силовых ведомств между собой, а само дело якобы «о вымогательстве» - «яйца выеденного» не стоит.
В среду 26 сентября председательствующая - судья Мосгорсуда Юлия Комлева должна была рассмотреть жалобы на приговор в отношении «предполагаемых криминальных авторитетов» Захария Калашова (известного как Шакро Молодой), Андрея Кочуйкова (Итальянец) и ещё 12 человек, осуждённых на длительные сроки колонии строгого режима по делу о вымогательстве 8 миллионов рублей у владелицы ресторана Elements.
В суд были доставлены все 14 осуждённых, явились 19 их адвокатов, собрались родственники, внушительная армия журналистов. Но процесс не состоялся - заседание перенесли на 10 октября. По словам адвоката Захария Калашова Александра Гофштейна, «причина чисто техническая». В суд поступили новые заявления от осуждённых и их защиты, которые «нужно изучить и принять к сведению».
ДВОЕ УБИТЫХ, ВОСЕМЬ РАНЕНЫХ
Напомним обстоятельства этого резонансного дела. Поводом для вооружённого конфликта стал коммерческий спор хозяйки Elements Жанны Ким c дизайнером Фатимой Мисиковой, выполнявшей в заведении ремонт. Светские дамы поссорились из-за оплаты произведённых работ и вечером 14 декабря 2015 года встретились в вип-зале Elements, чтобы расставить все точки над «i». Мисикову приехал поддержать криминальный авторитет Андрей Кочуйков (Итальянец) с личными охранниками, а заказчика - четверо сотрудников адвокатского бюро «Диктатура закона» во главе Эдуардом Буданцевым.
Переговоры завершились стрельбой - двое убитых (оба Буданцевым), восемь раненных. Всех участников перестрелки, включая Андрея Кочуйкова, арестовали. Впоследствии следственный комитет России (СКР) освободил от уголовной ответственности Эдуарда Буданцева и трёх его коллег «в связи с отсутствием в их действиях состава преступления», квалифицировав их как «совершенные при превышении пределов самообороны».
Далее дело приняло ещё более скандальный оборот. Сотрудники СК «облегчили» первоначально предъявленную Андрею Кочуйкову статью, затем он едва не вышел на свободу, но был задержан сотрудниками ФСБ. По данным спецслужб, освобождение Итальянца могло произойти благодаря действиям трёх высокопоставленных сотрудников СКР, которым представители Захария Калашова заплатили 500 тысяч евро.
19 июля 2016 года по обвинению в получении взятки в особо крупном размере (ч.6, ст.290 УК РФ) были арестованы руководитель управления собственной безопасности СКР Михаил Максименко, его заместитель Александр Ламонов и первый заместитель начальника столичного управления Следственного комитета России Денис Никандров. В июле этого же года по делу о вымогательстве был задержан сам Захарий Калашов (Шакро Молодой). Следователи считали, что он и его подручные требовали у Жанны Ким восемь миллионов рублей.
В результате в конце марта 2018 года Никулинский суд Москвы приговорил Калашова к 9 годам и 10 месяцам, Кочуйкова к 8 годам и 10 месяцам колонии строгого режима. Ещё 12 человек получили по этому делу от 7 лет и 4 месяцев до 9 лет и 4 месяцев лишения свободы. Таким образом, суд признал их виновными в совершении преступления, предусмотренного пунктами «а», «б» части 3 статьи 163 УК РФ (вымогательство, совершенное организованной группой в целях получения имущества в особо крупном размере). Тем не менее в этом скандально известном деле до сих пор далеко не всё ясно и не всё однозначно.
Судебный репортёр FLB попросил высказать свою точку зрения и ответить на вопросы адвоката Андрея Кочуйкова Константина Трапаидзе:
«ТАМ НИКТО НЕ БЕЗ ГРЕХА, НО НА ТО И ЗАКОН, ЧТОБЫ ОЦЕНИВАТЬ ДЕЙСТВИЯ ВСЕХ ФИГУРАНТОВ ПО ЗАКОНУ»
Адвокат Константин Трапаидзе - высокий, в синем костюме. Фото FLB, Мосгорусуд, 26.09.2018 г.
- Константин Заурович, дело громкое. Двое погибших, один стал инвалидом, люди получили большие сроки. «Полетели головы» высокопоставленных сотрудников Следственного комитета. В целом как вы можете его охарактеризовать? В чём его «соль»?
- «Соль» этого дела в том, силовые ведомства, разные их подразделения сводят друг с другом счёты. В данном случае одному из подразделений одной спецслужбы нужно было «качнуть кресло» под господином Бастрыкиным (руководителем СК РФ - FLB). И при помощи этого дела они своего добились. А само по себе это дело, возбуждённое о вымогательстве, «яйца выеденного» не стоит. Никакого вымогательства не было. ;В приобщённой к судебным материалам аудиозаписи разговора (её осуществляла в тайне от других участников встречи Жанна Ким) нет ни одного слова, позволяющего квалифицировать произошедшее как вымогательство.
- По-вашему, что произошло 14 декабря 2015 года в ресторане Elements?
- Бытовой конфликт. Заказчица и дизайнер не сошлись во мнениях. Жанна Ким закатила истерику, потом вызвала силовую поддержку.
- Вы имеете в виду Буданцева и приехавших с ним?
- Да. Это была в чистом виде её «крыша». Причём «одноразовая» - согласно материалам дела она в тот день Буданцева вообще видела впервые.
- Итальянец в каком качестве туда приехал?
- Мой подзащитный приехал защищать интересы «своей дамы сердца». Фатима Мисикова испугалась угроз, позвонила ему: «Меня здесь запугивают, непонятно кто». Вы поймите, они ведь представлялись сотрудниками то ФСБ, то МВД… Андрей Кочуйков зашёл со словами «не бойся, не переживай – разберёмся, я свою даму в обиду не дам». Он пытался с ними разговаривать. Но Буданцев в неприемлемой форме, матом, его оскорбил, показав свою недоговороспособность. Мой подзащитный тоже, разумеется, не смолчал. Но если вы посмотрите видео, то увидите, кто первый начал угрожать оружием, начал стрелять.
Поэтому я говорю, что Кочуйков должен был понести наказание, если кого-то оскорблял, но не за вымогательство. В свою очередь, Буданцев должен нести ответственность за убийство двух молодых ребят и причинение тяжкого вреда здоровью ещё одному человеку (он остался инвалидом-колясочником). На записи видно, как он методично расстреливал людей, которые убегали. Даже следователи, которые с самого начала вели это дело, говорили: «Там чистая 105-я!» К тому же оружие он спрятал – оно было найдено позже сотрудниками полиции. А вы знаете, что сроки «за вымогательство» получили люди, которые вообще в тот день там оказались случайно?
- ?!
- Вы их видели сегодня в зале суда. И в этом деле очень много моментов, «шитых белыми нитками». Вы поймите, я совсем не обеляю своего подзащитного – он человек тоже с определённой репутацией. Но у него устойчивая репутация, он считается порядочным человеком в своих кругах. А я не хотел бы, чтобы такие как Буданцев ходили там, где наши дети ходят.
Андрей Кочуйков, известный в своих кругах как Итальянец
- Какова, на ваш взгляд, роль в этом деле сотрудников СКР Дениса Никандрова, Михаила Максименко и Александра Ламонова?
- То, что привлечённые к ответственности сотрудники Следственного комитета переквалифицировали статью моего подзащитного, по моему мнению, являлось совершенно законным. Они же понимали, что вымогательство притянуто за уши и людей, которые оказались в зоне конфликта случайно, нужно отпускать. Но они видно решили на этом деле заработать, судя о всему.И на этом «погорели». Их же «вели» с самого начала. Именно они были главной целью определённых структур в этой истории. Просто чтобы их посадить, нужно было вытащить Буданцева. Логика очень простая: если Буданцев - убийца, значит, Следственный комитет действовал правильно и никакого вымогательства нет. Ну а все остальное – это уже политика и борьба силовых ведомств между собой.
- А как Захарий Калашов оказался в этом деле?
- Калашов я вообще не знаю, как оказался в этой переделке, поскольку его имя там не фигурировало нигде. Даже Жанна Ким сказала, что она не слышала этой фамилии. То, что звучало в суде, выглядело крайне неубедительно. Следствие ссылается на какие-то оперативные данные. Но об этом лучше спросить адвокатов Калашова, защищающих его интересы.
Кстати, отдельные участники той встречи со стороны Буданцева в ходе судебного разбирательства дали изобличающие его показания, которые всё чётко расставляли по своим местам. Только следствию всё это оказалось неинтересно – эти показания никто не захотел слышать. Ни обвинение, ни судьи.
- Какова позиция защиты?
- Я не считаю, что, если кто-то виноват в каких-то вещах, они не должны понести наказание. Но «стряпать» в угоду определённым структурам дело и сажать людей на 9 лет вместо года или двух, разве это правильно? Ведь если не было вымогательства, значит, Буданцев применил оружие незаконно. Тогда зачем применил? Получается, в результате драки, возникшей на улице. То есть он совершил преступление, предусмотренное 105 статьёй Уголовного Кодекса Российской Федерации, а именно умышленное убийство. А если бы ещё разобрались в том, что он приехал туда, выполняя услуги «крыши», то есть незаконно, ради денег и с «товарищами», то получается «из корыстных побуждений и в составе организованной группы». Но закрыли на это глаза. А по какой причине? Вот делайте выводы.
Дело непростое, но, если хотя бы один из судей объективно посмотрит материалы, он увидит, что приговор неправосудный, незаконный, немотивированный, а значит, подлежит отмене. Там никто не без греха, но на то и закон, чтобы оценивать действия всех фигурантов по закону», - сказал адвокат Андрея Кочуйкова Константин Трапаидзе спец.корреспонденту FLB Андрею Колобаеву.