Политика 23.04.19 12:46

Губернаторские амбиции депутата Щапова

FLB: «Красный» губернатор Иркутской области Сергей Левченко и депутат Госдумы от КПРФ Михаил Щапов играют в «преемника». Выгодный обмен: губернаторское кресло - на безбедное существование семьи Левченко?

Губернаторские амбиции депутата Щапова

Личность депутата Госдумы от Иркутской области Михаила Щапова, можно сказать, малоизвестна широкому кругу населения. Что-то про него можно услышать только в его округе и только перед выборами. Если кто-то в народе что-то и знает, то только, то, что Щапов - бывший сотрудник ФСБ и вроде как «честный человек». И в самом деле, при первом знакомстве он производит очень позитивное впечатление скромного и доброжелательного господина. Но обольщаться не стоит - за образом тихого и порядочного делового человека кроется настоящая «акула». И прошлое его темно и подозрительно.

Михаилу Щапову 44 года. Он родился в Киренске, но довольно рано оказался в Иркутске. Его отец, Виктор Михайлович, получил должность в структуре службы судебных приставов, где очень быстро дослужился до руководителя регионального управления.

Сам Михаил к 22 годам получил диплом очень странного вуза - Иркутского филиала Московского университета коммерции. Знающие люди говорят, что якобы «в учёбе он с детства не блистал, и школу-то окончил с одними тройками, и позже отец не без усилий пристроил своего отпрыска на коммерческое обучение. Михаил со скрипом окончил бакалавриат и в магистратуру не пошёл».

Обычно с подобным образованием «в органы» не берут. Но старший Щапов к этому моменту уже занял кресло руководителя регионального управления Службы судебных приставов, так что к его просьбам кое-где прислушивались. Так Михаила Щапова и приняли на работу в госбезопасность, а потом и направили в новосибирский институт переподготовки кадров ФСБ.

Шпионов Михаил Щапов не ловил. С 1999 по 2010 год он работал в отделе экономической безопасности и борьбы с коррупцией управления ФСБ по Иркутской области. Его темой были преднамеренные банкротства предприятий, очень «вкусная» тема для опытного человека. Хотя дальше речь пойдёт о делах давних и, казалось бы, всеми забытых - но нам стоит поговорить о них для понимания глубинной сущности нынешнего депутата Госдумы от КПРФ.


Как Михаил намыл свой «первый миллион»

К концу 90-х годов когда-то главный поставщик оборудования для золотых приисков- драг, Иркутский завод тяжёлого машиностроения (ИЗТМ), по уши завяз в долгах и вплотную приблизился к банкротству. Опытные «эффективные управленцы» начали выкачивать из завода всё, за что можно было получить хоть какую-то прибыль, и ещё глубже топить ещё недавно процветающее предприятие в долгах. В 1997 году при помощи нехитрой криминальной комбинации вышло так, что ИЗТМ задолжал собственному дочернему предприятию ИТМЭКС почти полмиллиона долларов. 

К 2000 году имущество и территорию ИЗТМ начали постепенно распродавать через сомнительные сделки и фирмы-однодневки. К примеру, хорошо известна была афера с фирмой «Витимэлектросетьстрой» (ВЭСС), даже упоминания про которую теперь не найти. В результате некоего «крибле-крабле-бумса» мелкая фирмочка получила огромную часть имущества ИЗТМ, которое тут же выгодно сбагрила заинтересованным лицам. 

Основным учредителем ВЭСС было так называемое Инвестиционное агентство «Веда», а его учредителем, в свою очередь, являлось очень известное в Иркутске ООО «Техресурс», торговавшее автомобилями УАЗ. Его владелец, Михаил Урмакшинов, в разные годы побывал владельцем десятков преуспевающих коммерческих предприятий. Но в описываемое время Михаилу Урмакшинову было всего-то 22 года, он был ровесником Михаила Щапова и, вот ведь приятное совпадение, другом его детства.

Ещё одним очень полезным другом детства Михаила Щапова был молодой юрист Ян Глухов. А отец Яна Глухова, Марк Петрович, работал на тот момент директором по социальным вопросам ОАО «ИЗТМ». И Марк Петрович Глухов - ещё один финт судьбы! - был очень дружен с Виктором Михайловичем Щаповым. Этакая обоюдно-полезная дружба семьями.

К 2000 году завод, так сказать, впал в кому, а в 2003 году его окончательно обанкротили. Юрист Ян Глухов получил в собственность гигантский литейный цех, а «государственный человек» Михаил Щапов - здание заводоуправления. Это уже потом бизнес-вумен Нина Чекотова выкупила часть территории бывшего ИЗТМ и организовала там свою маленькую бизнес-империю «Фортуна».

Сделка понятным образом не прошла мимо внимания руководства УФСБ. Папа, всё ещё занимавший кресло руководителя УФССП, не помог. В 2010 году 35-летнему Михаилу Щапову в качестве «золотого парашюта» вручили звание подполковника ФСБ и посоветовали отправиться в отставку. Через год вынужденно ушёл в отставку и Виктор Щапов.


Бизнес-империя коммуниста Щапова

Ещё работая в ФСБ, Михаил Щапов всё-таки поступил в юридический институт ИГУ. Для дальнейшей карьеры в органах как-никак требовалось профильное образование. Михаил целился ни много ни мало на должность главы регионального управления - но ему пришлось довольствоваться скромной пенсией и совсем не скромной недвижимостью.

Бывшее заводоуправление ИЗТМ быстренько переделали в модный офисный центр. В нём разместились несколько бизнес-компаний, престижные магазины, рестораны, хорошо известная галерея «Революция» и даже китайское консульство. Сам Михаил Щапов занял целое крыло на втором этаже. Впрочем, доходами от офисного здания заработки семьи Щаповых, похоже, не ограничиваются. Не исключено, что ещё во время госслужбы и Виктор, и Михаил заработали немалый начальный капиталец - иначе вряд ли в семейном бизнесе так быстро появилось бы сельхозпредприятие «АгроБайкал». Оно создано в декабре 2011 года и владеет впечатляющими площадями посевных земель в приятной близости к Иркутску.


Продукция «АгроБайкала» поставляется во многие крупные учреждения, а ещё - в школы. Гендиректором предприятия является Александр Белов - тоже бывший сотрудник ФСБ, и, более того, бывший подчинённый Михаила Щапова.

Несмотря на внешность этакого милого рубахи-парня, Михаил Щапов - человек крайне недоверчивый и подозрительный: и бывшая профессия, и изысканное прошлое обязывают. Поэтому в руководстве его многочисленных бизнес-структур работают исключительно члены семьи или бывшие подчинённые, про которых Щапов знает абсолютно всё. Чужих в клан не допускают.

Перечислим только самые известные из фирм клана Щаповых:

ЗАО «Сиблайн - учредитель Екатерина Тарасова, родная сестра Михаила Щапова. Поначалу «Сиблайн» возглавлял сам Михаил Щапов. В 2008 году «Сиблайн» провернул весьма любопытную операцию, которая могла бы навлечь серьёзные неприятности со стороны правоохранительных органов, если бы не связи Михаила Щапова.

«Сиблайн» заключил договор с фирмой «Байкальский центр НЛП технологий» (сейчас переименован в «Аспект»), которую возглавлял друг детства Михаила Щапова, Иван Верхотуров. В договоре шла речь об инвестировании средств в строительство торгово-офисного центра - того самого, который возник на месте бывшего заводоуправления ИЗТМ. Итоговая стоимость строительства составила 251 миллион рублей.

Через год «Центр НЛП технологий» подал на «Сиблайн» в суд заявление о понуждении заключить допсоглашение об увеличении инвестиционной суммы. Знающие люди полагают, что этот судебный процесс мог быть инициирован Щаповым для увеличения затратной части компании Верхотурова и уменьшения налога на прибыль. Афёра, однако, не удалась, потому что суд вынес решение в пользу «Сиблайна». Дело о притворности сделки, к сожалению, возбуждено при этом не было.

ООО «Байкал Консалтинг», учредитель - Любовь Бычкова. Она же - руководитель ООО «Альянс», которое является учредителем «АгроБайкала».

ООО «АгроБайкал-Торг», учредитель - Артём Тарасов, муж сестры Щапова.

ООО «Эко Тур», учредитель - Алёна Загородникова, она же гендиректор ООО «ИнвестРесурс» (о нём ниже), она же учредитель ООО «ИркутскГлавСтрой», она же гендиректор ЗАО «Монолит».

В 2011 году Михаил Щапов учредил ООО «Инвестресурс» (80% уставного капитала которого принадлежит ЗАО «Сиблайн»), засветившейся в очень и очень прибыльной деятельности по строительству автодорог. «Инвестресурс» был поставщиком таких крупных структур, как Упрдор «Южный Байкал», возглавляемый Радиком Фаразутдиновым - известным компаньоном криминального министра строительства Иркутской области Михаила Литвина, и «Дирекции Автодорог», находящейся в собственности иркутского минстроя. Сумма заключённых контрактов «Инвестресурса» перевалила за 700 миллионов рублей. 

В 2013 году служба безопасности «Транснационального банка» заподозрила «Инвестресурс» в схемах по обналичиванию денежных средств, в которых были задействованы несколько иркутских компаний. В 2016 году «Инвестресурс» был неожиданно ликвидирован, оставшись должником на очень крупные суммы. Забавно, что ни малейших последствий за такой «финт ушами» ни для компании, ни для её руководства не последовало.

Это только капля в море бизнес-империи Щаповых, которая за девять лет превратилась в настоящую злокачественную опухоль, протянувшего метастазы во все бизнес-сферы Иркутской области. И немалую роль тут сыграла игра в политику Михаила Щапова. 

"Творческий" дуэт Левченко и Щапова

В 2011 году, в самом конце своей госкарьеры, Виктор Щапов сумел помочь сыну возглавить выморочную организацию «Центр противодействия коррупции в органах власти». Чем реально занимается эта организация, областной общественности неизвестно. Но благодаря своему названию, она способна создавать очень сильный шум по поводу реальной или придуманной несправедливости.

Ещё через год нужные люди подвели Михаила Щапова к тогдашнему первому секретарю обкома КПРФ Сергею Левченко. Два деловых человека без проблем поняли друг друга. Как полагают, «касса обкома увеличилась на круглую сумму, а Михаил Щапов беспрепятственно прошёл в Законодательное собрание Иркутской области по списку КПРФ», не правда ли?

Вероятно, что статус депутата нужен был Щапову отнюдь не для подвигов во славу КПРФ. Ему нужны были связи, репутация и иммунитет. Совпадение? Именно после выборов в Заксобрание бизнес у Щапова ещё более резко пошёл в гору. К тому же он сумел войти в ближний круг Сергея Левченко.

В 2016 году благодарный Левченко поставил Щапова председателем Совета директоров иркутского аэропорта. В том же году Щапов избрался в Госдуму от КПРФ.


Доверие Сергея Левченко к Михаилу Щапову настолько велико, а поток финансирования обкома настолько стабильно полноводен, что уже около года всерьёз обсуждается вариант «преемник». В том смысле, что преемником Левченко на посту губернатора должен стать именно Михаил Щапов. Злые языки полагают, что Щапов, вроде как, уже заверил Левченко в том, что в случае его избрания «семья экс-губернатора не будет нуждаться ни в чём, а ЗАО «Стальконструкция» будет получать все самые выгодные контракты».

Операции мешает только один, но неприятный нюанс. Эксперты считают, что Михаил Щапов умудрился крупно повздорить с крупнейшим экономическим игроком региона - корпорацией En+. Летом 2018 года, во время выборов в Законодательное собрание Иркутской области, Щапов неосторожно авансом обвинил En+ в предполагаемом повышении тарифов. Выступление Щапова было, кстати, как полагают, совершенно безграмотным и экономически необоснованным. Тем не менее, даже очевидная ничтожность «предъяв» не помешала ему заполучить в лице корпорации мощного и последовательного врага.

Ещё на эту тему

Жители Хакасии требуют от губернатора решения экологических проблем

FLB:  За четыре истекших месяца работы правительства коммуниста Валентина Коновалова, считают жители региона, ничего не сделано в сфере экологии, а работа министерства безграмотна. Может духи помогут?

То ли врут, то ли скрывают, но тогда все равно врут…

FLB: Хакасское правительство не хочет раскрывать размеры премий, выданных чиновникам в канун Нового года. Опровергающих фактов КПРФ не представляет, Зюганов итоги расследования, если оно и было, не даёт

Очередная осечка главы Хакасии

FLB: Несостоявшийся омбудсмен республики Хакасия хочет засудить Татьяну Москалькову за свои же собственные грешки

«Референдумная» затея КПРФ – чисто информационная

Эксперт объяснил, почему подписные листы КПРФ в поддержку референдума о сохранении пенсионного возраста исключительно слабы, а вся кампания  просто технически невозможна

Мы в соцсетях

Новости партнеров