Политика 20.07.18 13:28

«Референдумная» затея КПРФ – чисто информационная

Эксперт объяснил, почему подписные листы КПРФ в поддержку референдума о сохранении пенсионного возраста исключительно слабы, а вся кампания  просто технически невозможна

«Референдумная» затея КПРФ – чисто информационная

Подписные листы КПРФ в поддержку инициативы референдума о неизменности пенсионного возраста, подготавливаемого в ответ на правительственный законопроект о повышении размера пенсии, исключительно слабы по содержанию и не выдерживают критики с точки зрения юридического обоснования. Своим мнением с РАПСИ поделился юрист Александр Зорин.

«Конечно, желание словить волну политической популярности на информационно раздражённой теме пенсионного маневра нельзя поставить в вину коммунистам, за исключением того, что право на труд было всегда в их повестке, которую они теперь меняют на право на отдых, но я решил разобраться не с идеологической основой сбора подписей на «красный референдум» пуристского толка, а с его юридической составляющей. Иными словами, возможно ли провести референдум по пенсионному формату, предлагаемому КПРФ, технически. Увы… Дальше информационной кампании «референдумная» затея коммунистов вряд ли имеет право на существование, навевая ассоциации с «президентской» кампанией блогера Алексея Навального, когда «по закону нельзя, а все божья роса», — считает Зорин.

Юрист напомнил, что в соответствии с Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (пункт 10 часть 5, ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» на референдум не могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. В соответствии с частью 2 статьи 104 Конституции законопроекты об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Из статьи 16 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», средства бюджета Пенсионного фонда России являются федеральной собственностью, а сам бюджет Пенсионного фонда и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом страны.

«Кроме того, как указано в статье 171 Бюджетного кодекса составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства, а составление проектов бюджетов осуществляет Министерство финансов, органы управления государственными внебюджетными фондами. Выявляя особую правовую природу федерального закона о бюджете пенсионного фонда, следует обратить вниманием на то, что он связан как с размером пенсий, так и пенсионным возрастом», — отметил Александр Зорин, уточнив, что в силу принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную утверждение бюджета Пенсионного фонда федеральным законом, в том числе установление состава доходов и расходов данного бюджета, традиционно относится к сфере законодательного регулирования.

 

«Как вытекает из статьи 71 (пункт «д») Конституции во взаимосвязи с ее статьями 10, 76 (часть 1) и 106 (пункт «в»), как закон финансового регулирования — самостоятельная сфера правового регулирования, отнесенная к ведению Российской Федерации, а юридической формой, в которую он облекается, служит специальный федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда. Учитывая правовой статус Пенсионного Фонда как самостоятельного финансово-кредитного учреждения, осуществляющего свою деятельность в соответствии с законодательством, следует прийти к выводу, что его деятельность входит в компетенцию законов финансового регулирования», — поясняет Зорин.

Юрист добавил, что социальная и юридическая значимость предмета правового регулирования федеральных законов о бюджете Пенсионного фонда предопределяет установление в Конституции гарантий социальной защиты частью 2 статьи 7, статьей 39 Конституции РФ.

«Учитывая особую правовую природу федерального закона о бюджете Пенсионного фонда, связанного с размером пенсий и пенсионным возрастом, его нельзя подменять референдумом, поскольку он закреплен в Конституции в качестве механизма принятия решений по указанным вопросам Федеральным Собранием как его исключительная прерогатива.

Как указал Конституционный Суд в Постановлении от 21.03.2007 № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации», в конституционном механизме осуществления народовластия средствами волеобразования и волеизъявления народа являются институты не только непосредственной, но и представительной демократии. Референдум, обеспечивающий участие граждан в управлении делами государства и открытость процессов принятия политических решений, легитимируемых волей народа, не может подменять органы народного представительства», — утверждает эксперт.

Адвокат считает, что данному выводу корреспондирует позиция Парламентской Ассамблеи Совета Европы, которая в Рекомендации 1704 (2005) от 29 апреля 2005 года обращает внимание на то, что прямая и представительная формы демократии дополняют друг друга, при этом референдумы не должны рассматриваться в качестве альтернативы парламентской демократии, ими не следует злоупотреблять, они не должны использоваться для подрыва легитимности (пункты 5 и 8).

«Следовательно, оценивая позицию КПРФ относительно пенсионного референдума, следует отметить ее слабость, поскольку федеральный законодатель обеспечил такие условия и порядок их реализации, чтобы референдум не мог использоваться как институт, подменяющий иные институты непосредственной демократии, либо как противовес институтам представительной демократии, в том числе в нарушение исключительных прерогатив Федерального Собрания или других федеральных органов государственной власти, которые должны осуществляться в иных конституционно установленных формах законотворчества как способа принятия государственных решений», — заключил эксперт.

Комментарии

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизоваться через:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Ещё на эту тему

В Минтруде поддержали законопроект о повышении пенсионного возраста

Общественный совет при Минтруде поддержал повышение пенсионного возраста при условии проработки рисков, в том числе на рынке труда  и в здравоохранении

Работать «до гробовой доски» не будем

Опубликован доклад ВШЭ, в котором опровергаются мифы , связанные с повышением пенсионного возраста в России

Минтруд отследит незаконные увольнения людей предпенсионного возраста

Андрей Пудов: «С каждым случаем планируется разбираться индивидуально с привлечением прокуратуры».  Министерство труда будет вести мониторинг случаев увольнения людей предпенсионного возраста

Социальные льготы пенсионеров сохранятся

Регионы сохранят социальные льготы после повышения пенсионного возраста. Сэкономленные бюджетные средства будут направлены на  адресную поддержку пенсионеров

Мы в соцсетях

facebook

Новости партнеров