В этот день, 30 апреля 2010 года, подсудимый Михаил Ходорковский завершил представление своей позиции в Хамовническом суде Москвы, где слушалось уголовное дело по обвинению ранее судимых бывшего главы НК «Юкос» Ходорковского М.Б. и бывшего главы МФО «Менатеп» Лебедева П.Л. в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а, б» ч. 3 ст. 160 УК РФ и ч. 3 ст. 174.1 УК РФ.
(См. «Жуликам из Юкоса предъявили доказательства»)
Как скудно сообщили из зала суда репортёры, Ходорковский на протяжении нескольких недель «опровергал каждую фразу», где встречается его имя, в 148-страничной фабуле обвинительного заключения, а также давал оценку представленных следствием документов из 188-томного уголовного дела.
Напомним, в своё время штатные юристы НК «Юкос» добросовестно предупреждали Ходорковского, что его действия чреваты уголовным преследованием, он игнорировал предупреждения. И вот самонадеянный миллиардер пожинал плоды на скамье подсудимых.
Линия защиты заключалась в отрицании хищения нефти в физическом смысле, в не имеющих отношения к делу лекциях «бывалого нефтяника» Ходорковского о том, какая бывает нефть, с демонстрацией банок, которые приволокли в процесс, в порядке номера художественной самодеятельности. И рассказами подсудимого о том, о путях нефти и способах её перепродажи в других странах.
Ходорковский так увлёкся обвинением в «непрофессионализме» следователей, что сам не заметил, как начал оперировать доводами обвинения. Он, в частности, заявил Юкос скупал у своих «дочек» не саму нефть, а права на неё. «Нефть у «Юганскнефтегаза», «Самаранефтегаза» и «Томскнефти» никуда не пропала. Какие-либо документы, свидетельствующие о пропаже нефти, не имеются не только в этом уголовном деле, но и вообще не существуют», - заявил подсудимый, явно не понимая, что фактически взял на себя тезис обвинения.
Именно следствие, как раз и утверждало - нефть физически никуда не исчезала, а похищалась путём её юридического переоформления на НК «Юкос». Вот так Ходорковский на свою голову и «опровергал каждую фразу обвинения».
Из приговора Хамовнического суда от 27 декабря 2010 года по уголовному делу Ходорковского М.Б. и Лебедева П.Л.:
«Довод Ходорковского М.Б. о том, что хищение нефти подразумевает её физическое изъятие в пользу похитителей, однако процесс сдачи нефти в трубу «Транснефти» исключает её изъятие, также является несостоятельным в силу того, что Ходорковский М.Б. обвиняется в организации хищения, т.е. в организации изъятия нефти у добывающих предприятий путём составления договоров купли-продажи, по которым нефть изымалась из владения добывающих предприятий на узле учёта и переходила во владение подконтрольных подсудимому компаний…», - пишет Prigovor.ru
(См. предыдущий материал «В этот день Ходорковскому указали на хищение и отмывание. «Организованная группа в составе Ходорковского, Шахновского, Брудно, Лебедева и других…». Дочки НК «Юкос» были ограблены на $11 млрд. Prigovor.ru напоминает, что было 29 апреля 2005 года»)