В этот день 25 лет назад, 28 ноября 1998 года, на Юго-востоке Москвы в одном из домов по Ферганской улице в два часа ночи прогремел взрыв. Бомба сработала на лестничной клетке возле дверей одной из квартир, где у родителей была прописана советник по общественным связям мэра Москвы Ольга Костина, а до этого она работала советником Михаила Ходорковского по связям с общественностью.
ТАМБОВСКИЕ ДРУЗЬЯ «МЕНАТЕПА»
В ходе расследования, по состоянию на 1999 год было установлено, что бомбу собрали, установили и подорвали бандиты из Тамбова. В состав группы входили - Коровников Игорь Олегович, Кабанец Владимир Николаевич, Эрбес Денис Павлович, Попов Павел Александрович.
Посредником в заказе взрыва указывался Алексей Пешкун. Именно в таком формате группировке в апреле 1999 года было предъявлено обвинение, а в средине декабря 1999 года дело было передано в суд. 28 июня 2000 года Тамбовский областной суд этому преступному эпизоду дал свою оценку, по совокупности представленных материалов, показаний фигурантов дела, обстоятельств совершенного преступления. Тамбовский суд, с учётом того, что никто не пострадал, и того, что бандиты не удостоверились в наличии «цели» в квартире, не признал исполнителей виновными в совершении покушения на умышленное убийство Костиной. Заказчик преступления на момент суда установлен не был – всё «замкнул» на себя Пешкун, тем самым обрывая цепочку. Однако этот эпизод оказался лишь частью «серийной» картины преступной деятельности нефтяной империи Ходорковского. И зная всю картину целиком Тамбовский областной суд наверняка оценил бы её иначе.
Позже следствие и суд установили, что заказ поступил через Алексея Пичугина от Леонида Невзлина. Непосредственно организовывал преступление Сергей Горин из Тамбова, которого впоследстивии, опасаясь огласки преступной деятельности Юкоса, «зачистили» в ноябре 2002 года.
«Я СКАЗАЛ ГОРИНУ, ЧТО ТАМ БУДЕТ ДВА ТРУПА»
«Приехав в Москву, Коровников под видом работника «Мосэнерго» проник в их квартиры, где от домочадцев узнал, что заказчики его обманули: госпожа Костина работала в это время в московской мэрии, а господин Колесов «в каком-то банке». Вскоре изменились и условия преступления: Сергей Горин и Пешкун, забыв «о простом наезде», требовали от исполнителей, чтобы Ольге Костиной плеснули в лицо кислотой, а Виктора Колесова застрелили. Убийство управделами «Роспрома» должен был выполнить Владимир Кабанец - он под видом дворника намеревался подойти к своей жертве вплотную и выстрелить из обреза охотничьего ружья. «Я сказал Горину, что там будет два трупа - Колесова и его водителя, а мне в ответ сказали, что это фигня, доплатим ещё $15 тыс.» - сообщал «Коммерсант» о ходе процесса, ошибочно называя Виктора Колесова Владимиром. Колесов остался жив, скорее всего, лишь потому, что между заказчиками и исполнителями из Тамбова возникли трения, и его, как «цель» передали бандитам из Волгограда, - Решетникову и Цигельнику, которые 5 октября 1998 года избили его за 5 тысяч долларов, замаскировав заказ под обычный уличный налёт. Тогда как тамбовская группа замышляла убить и его, и водителя.
(См. «Суд считает Невзлина исключительно опасным…»
«Кровавый прайс-лист Невзлина Л.Б.»)
Из материалов дела:
«СКЛОНИЛ СОВЕРШИТЬ УБИЙСТВО КОЛЕСОВА И КОСТИНОЙ»
«Приняв предложение Пичугина, Горин для совершения убийства привлек Пешкуна А.В., который, также согласившись на участие в преступлении, в августе 1998 г., склонил Коровникова И.О. и Попова П.А. совершить убийство Колесова и Костиной, передав им аванс. А для облегчения совершения преступления предоставил фотографии и адреса проживания потерпевших в г. Москве, полученные им ранее от Горина С.В.»
Следствием и в суде было установлено, что домашний адрес Костиной, по которому принесли бомбу, был взят в архивах кадровой службы Юкоса –материал был доставлен в кабинет Невзлину, в присутствии Алексея Пичугина.
Из материалов дела:
«ВЁЛ ПЕРЕГОВОРЫ О РАЗМЕРЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА УБИЙСТВО КОСТИНОЙ В СУММЕ 15 000 ДОЛЛАРОВ США»
«С целью реализации преступного умысла Пичугин, взявший на себя обязанности одного из организаторов убийства, действуя по непосредственному указанию Невзлина Л.Б., предложил Горину С.В. подыскать лиц, готовых за вознаграждение совершить это преступление. При этом Пичугин для облегчения совершения преступления передал Горину фотографию потерпевшей, указал место жительства Костиной в г. Москве, вел переговоры о размере материального вознаграждения за убийство Костиной в сумме 15 000 долларов США (118 575 руб. по курсу того времени), сроках его совершения».
«БЫЛ ПРИЗНАН ВИНОВНЫМ В ЦЕЛОЙ СЕРИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ…»
30 марта 2005 года, по совокупности содеянного, на основании вердикта суда присяжных, о котором просил сам Пичугин, «тамбовский связной» Алексей Пешкун был признан виновным в организации нападения на управделами ЗАО «Роспром» Сергея Колесова в 1998 году и приговорен к 4 годам лишения свободы.
Алексей Пичугин был признан виновным в целой серии преступлений. Как гласила резолютивная часть приговора, суд назначил ему:
- за организацию нападения на Виктора Колесова - 5 лет колонии
- за организацию покушения на Ольгу Костину - 12 лет
- за организацию убийства проживавших в Тамбове Ольги и Сергея Гориных в 2002 году – 17 лет
Путём частичного сложения сроков Алексей Пичугин в итоге был приговорён к 20 годам колонии строгого режима. Позднее, в рамках новых процессов, уже без присяжных, и по другим эпизодам суды Пичугину определили меру наказания – пожизненное заключение. Пожизненный срок (заочно) получил и сбежавший в Израиль Леонид Невзлин, криминальные указания которого исполнял Пичугин», - пишет Prigovor.ru
(См. предыдущий материал «В этот день Юкос разыграл американскую карту. Как беседу с президентом «Юкос-Москва» Стивеном Майклом Тиди выдали за допрос. Prigovor.ru напоминает, что было 27 ноября 2003 года)