Карманные спецслужбы
После президентских выборов 1996 г канула в Лету некогда мощная СБП Коржакова, и отставные работники спецслужб уже никого не интересовали в России, кроме олигархов.
У самых богатых новых русских сначала было модно скупать недвижимость за рубежом и на Рублевке, потом они занялись коллекционированием художественных произведений, далее пришла мода на скупку влиятельных СМИ и наконец дошел черед до создания при олигархических банках и структурах мощных и многофункциональных служб безопасности, возглавляли которые отставные работники КГБ и МВД в чине не меньше генерала.
К середине 90-х рыночное сознание настолько овладело российскими массами, в том числе и умами работников спецслужб, что последним уже было все равно на кого работать - -а государство или на частный капитал, - лишь бы заниматься любимым делом и к пенсии скопить денег поболее, чем имеет какой-нибудь спецагент ФБР на склоне лет.
А олигархи на свои карманные спецслужбы денег не жалели, принимая эти СБ и ЧОПы за панацею от всех бед.
О службе безопасности "Мост-банка" за последний месяц в СМИ было написано столько (см. материалы "Хроника наездов на "Мост", интервью с шефом СБ "Моста": "Они просто влипли и пытаются выкрутиться", интервью с самим Гусинским: "Нет дракона в своем отечестве"), что нет смысла повторяться.
Единственный из олигархов ельцинской эпохи, кто так и не сподобился обзавестись карманной спецслужбой, был глава "Инкомбанка" Владимир Виноградов. Правда, насколько нам известно, после наездов Березовского на ВВ в 1996 году с целью завладеть контрольным пакетом акций "Сибнефти" и солидной долей самого "Инкома", Виктору Владимировичу пришлось обратиться за помощью к Леониду Шебаршину, который в то время возглавлял широко известное в узких кругах "Управление экономической безопасности" (совершенно самостоятельная охранно-аналитическая структура, которую создали бывшие руководители Первого главного управления КГБ СССР еще в начале 90-х). К такой же тактике в это же время прибегал и глава Промстройбанка Яков Дубенецкий. К сотрудничеству с "конторой" Шебаршина его сподвиг также набег Березовского и Абрамовича с целью подмять под себя тогда еще неразобщенную филиальную сеть Промстройбанка.
По примеру шефа СБС-Агро Смоленского отцы-основатели "Альфа-банка" Фридман и Авен плотно завязались с РУОПОом Рушайло. По нашим данным, эти теплые отношения "альфовцев" и уже министра внутренних дел Рушайло сохраняются по сей день...
Неприступный "Форт" Потанина
Звезда главы ОНЭКСИМ-банка Владимира Потанина вспыхнула на российском бизнес-небосклоне в середине 90-х неожиданно и ослепительно ярко. Прикупив на залоговых аукционах "Норильский никель", "Сиданко" и еще много чего Владимир Олегович стремительно ворвался в ряды российских олигархов и список самых богатых людей планеты журнала "Форбс". Резкий взлет и экспансия империи Потанина заставила его конкурентов повнимательнее изучить его деловые и личные связи. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что немалую лепту в развитие ОНЭКСИМа внесли бывшие сотрудники КГБ, устроившиеся на работу к Потанину, а также некое частное охранное предприятия "Форт" (см. справку "О некоторых аспектах деятельности СБ ОНЭКСИМ-банка).
О каких-то активных спецмероприятиях и их результатах СБ Потанина почти ничего не было слышно. Разве что только об одном крупном проколе информация просочилась в СМИ в феврале 1996 года. Это когда никому неизвестная фирма "Реола", хозяином которой считался мало кому известный даже в своей родной подмосковной деревне забулдыга, составила достойную конкуренцию в ходе продажи 25%акций Норникеля самому Потанину. Выяснилось, правда, что "владелец" "Реолы" когда-то давал на время свой паспорт приятелю-уголовнику, а тот, судя по всему, и учредил "липовую" фирмочку, которая затем чуть не "купила" флагман мировой металлургической промышленности. Что помешало СБ ОНЭКСИМА и специалистам из ЧОПа "Форт" своевременно "пробить" "Реолу" - непонятно. Но скандал получился великий, и сделка века по покупке Норникеля чуть не сорвалась из-за такой, казалось бы, мелочи.
Мало, что известно и о противостоянии СБ Потанина Березовскому и Гусинскому в ходе приватизации "Связьинвеста". Насколько нам известно, в этот горячий период спецслужбисты из ЧОП "Форт" наотрез отказались прослушивать конкурентов Потанина, чем навлекли на себя гнев и немилость. Совершенно неожиданно выяснилась и еще одна любопытная деталь: люди из ЧОПа "Форт" в свое время усиленно охраняли личного друга Потанина, гендиректора госкомпании "Росвооружение" Александра Котелкина (или следили за ним?). Судя по всему, к их услугам маниакально подозрительный Котелкин обратился по совету Потанина.
Спецслужебный банк
Одновременно с ОНЭКСИМом, но только на газпромовских деньгах, в 1996 году стал расти, как на дрожжах, Национальный резервный банк. Это "банкформирование" представляло собой беспрецедентное явление не только в российском, но и, пожалуй, в мировом банковском бизнесе. Все руководство НРБ во главе с Александром Лебедевым, а также почти весь штатный персонал - это были отставные офицеры КГБ и ГРУ.
Когда в 1997 году на Ильинке взорвалась служебная машина первого зама министра финансов Андрея Вавилова, многие СМИ высказывали версию о том, что это было предупреждение от СБ Нацрезерва. Да и вообще о деятельности СБ НРБ журналисты узнавали из сводок информагентст в основном в связи со странными взрывами: гранаты рвались с завидным постоянством то в помещении проходной НРБ, то у ограды банка...
Вместе с тем, специалисты СБ Нацрезерва привнесли и новшество в российский охранный бизнес. Известно, что в 1996 году некий американский гражданин русского происхождения Федоров увел у НРБ 7 млн. долларов, а сам скрылся от возмездия и правосудия в США. К поиску украденных миллионов СБ банка привлекла известное детективное агентство "Интерфор", которое в свое время успешно занималось поиском нацистских денег в швейцарских банках. И многоопытные частные детективы успешно справились с поставленной задачей (см. отчет агентства "Интерфор" с переводом на русский язык) , что случилось впервые в российской банковской истории и послужило заразительным примером для остальных олигархов.
Беспредельная прослушка
После президентских выборов 1996 года накал борьбы между олигархами за контроль над приватизируемыми госпредприятиями и целыми отраслями промышленности нарастал неимоверными темпами. И хозяева требовали от своих карманных спецслужб неусыпно следить за конкурентами, прослушивать всех и вся: крупных политиков, высокопоставленных чиновников, то есть людей, от решений которых, зависел весь бизнес. И в массе разношерстных ЧОПов стали появляться и, что самое печальное, культивироваться полностью "отмороженные" структуры. Такие, как скандально известное ЧОП "Атолл" под патронажем Березовского, которое занимались тотальной прослушкой российской политической элиты, в том числе и обитателей Кремля. Под "аудиоконтроль" "Атолла" не попал, пожалуй, только один человек - президент Ельцин. По простой причине: все высказывания впавшего в маразм Бориса Николаевича могли постоянно слышать миллионы телезрителей, и все прекрасно понимали, что президент уже ничего в этой жизни не решает.
Деятельностью "Атолла" ФСБ начала интересоваться поздно - только осенью 1997 года, когда уже были накоплены горы кассет с прослушкой первых лиц государства российского (см. справку ФСБ "В отношении ЧОП "Атолл-1").
Позже распечатки телефонных переговоров членов президентской "Семьи" и самого Березовского, перехват которых приписывают деятелям из "Атолла" всплыли в СМИ, что вызвало грандиозный скандал. Словом, за что боролись, на то и напоролись.
И как-то никто не обратил внимания в разгар скандала вокруг "Атолла" на одно амбициозное высказывание одного руководителя ЧОПа "Стелс" в газетке "Телохранитель": "Говорят, что в "Атолле" работали суперспециалисты. Смешно. Они только и умели, что цветомузыку паять...". Но если спецы "по цветомузыке" сумели устроить вселенский скандал в прессе, то, что же тогда представляло собой охранное агентство "Стелс", работники которого ребят из карманной спецслужбы Березовского "в упор не видели" (см. рапорт начальника 1 направления 7 отдела УРПО ФСБ РФ, подполковника Скрябина). Скандалы вокруг "Стелс" еще впереди?
А совсем недавно возбуждалось уголовное дело то ли против известного телерекламного магната Сергея Лисовского, то ли против его СБ. Это когда из офиса "Премьер СВ" в "Олимпийском" изъяли горы компромата. Потом, правда, дело прикрыли, а "наработки" СБ Лисовского растворились неизвестно где. Когда все успокоилось, Сергей Федорович с присущим ему цинизмом высказался в прессе по поводу этого инцендента: ""Я не понимаю, чего от меня хотели следователи. Бумаги, которые были изъяты, являются ничем иным, как обычным досье или "бэкграундом", необходимым мне в бизнесе, как и любому российскому коммерсанту".
То есть, к концу 90-х несанкционированная прослушка, вторжение в личную жизнь, сбор компромата и прочая "оперативная" работа в стиле КГБ стали настолько обычными явлениями российской действительности, что иногда кажется - Ведомство не распадалось, как огромное кривое зеркало из сказки Андерсена, а Большой Брат по сей день все видит и слышит.
Трудно сказать, чего добивались в результате олигархи все скопом и каждый в отдельности. Может быть того же, что Снежная Королева в своих чертогах от маленького Кая: "... Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро. Лед треснул на нем на тысячи кусков, таких одинаковых и правильных, что это казалось каким-то фокусом. Посреди озера сидела Снежная королева, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по ее мнению, это было единственное и лучшее зеркало на свете. Кай совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого - поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его было все равно что кусок льда. Кай возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады. Есть ведь такая игра-складывание фигур из деревянных дощечек, - которая называется китайской головоломкой. Вот и Кай тоже складывал разные затейливые фигуры, только из льдин, и это называлось ледяной игрой разума. В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их - занятием первостепенной важности. Это происходило оттого, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала. Складывал он и такие фигуры, из которых получались целые слова, но никак не мог сложить того, что ему особенно хотелось, - слово "вечность". Снежная королева сказала ему: "Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков".
После дефолта
Солидные зарплаты сотрудников банковских СБ, безотказное финансирование "спецмероприятий", бесчисленное количество "заказов" - все это резко закончилось 17 августа 1998 года, когда грянул дефолт. Олигархи в спешном порядке ретировались в свои зарубежные резиденции, системообразующие банки рухнули в одночасье, как карточные домики. Десятки тысяч теперь уже отставных работников олигархических служб безопасности вновь, как и в 1991 году, оказались на улице. Но если архивы Лубянки распродавались в начале 90-х за копейки, то теперь бывшие офицеры банкбезопасности знали реальную цену накопленному за годы своей деятельности на ниве охранного предпринимательства компромату, который они, приученные всегда оставлять себе копии, прихватили в качестве выходного пособия.
Помнится в сказке "Андерсена" Герда нашла Кая, его сердце оттаяло, и они вернулись домой. Словом, добро победило зло. Но может ли, как в нашем случае, зло победить зло. А счастливого конца никто и не обещал!
CD с прослушкой олигархов и ведущих российских политиков начал гулять по Москве еще в ноябре 1998 года. И сразу почему-то получил название "База данных службы безопасности "Моста", хотя, судя по всему, это была "сборная солянка", некий "корпоративный труд" многих спецслужб олигархов, а, вполне возможно, и ФАПСИ.
Насколько нам известно, главе ОНЭКСИМа Потанину первому предложили купить пару-тройку мегабайтов его же телефонных переговоров за 1997-98 гг. Сумма в $350 000 не вдохновила олигарха на покупку. Впрочем, мы не знаем, был ли торг.
Летом прошлого уже весь этот лайзерный диск, общим весом в 90 мигов, предлагали всем желающим уже за $50000.
Осенью 1999 года любой на выбор файл или папку с файлами из "Базы данных СБ "Моста" продавали в розницу за $200. Список файлов и папок прилагался. Кстати, именно этот список был совершенно случайно опубликован в "Независимой газете", что вызвало нелегкое волнение в стане олигархов и их приближенных.
В итоге на днях FLB заполучило заветный CD. Все 90 мегабайт.
Мы - люди не слабонервные и повидавшие на своем веку множество различных конфиденциальных справок, порносюжетов с министрами, начитались распечаток телефонных прослушек. Но содержимое диска шокировало даже нас.
В ближайших выпусках FLB мы наконец обнародуем самые интересные мегабайты из так называемой "Базы данных СБ "Моста". Следите за нашим сайтом.
P.S.: 8 июня 2000 года прошел обыск в помещениях ЧОП "Сокол-Юникс". Изъято огромное количество "прослушки", аналитических справок и технического оборудования, стоимостью не одну сотню тысяч долларов.
По нашим сведениям, ЧОП "Сокол-Юникс" последнее время выполнял специфические заказы для теперь уже бывшего управляющего делами президента РФ Пал Палыча Бородина...
|