В этот день, 27 августа 1997 года газета «Коммерсант» раскрыла некоторые детали возникновения скандальной финансовой организации - European Union Bank. Пресловутый EUB основали в 1994 году, в офшорной зоне Антигуа. Произошло это с участием Михаила Ходорковского и банка «Менатеп». Это следует из откровений Александра Конаныхина, работавшего в банке «Менатеп» на посту вице-президента, о чём, с его слов, у него и «справка есть». В банке он развивал международное направление.
«Мы собирались сделать «Менатеп» первым по-настоящему международным финансовым конгломератом. В планах развития было обозначено создание банков в Европе и Латинской Америке. Они должны были занять нишу Внешэкономбанка, став финансовым мостом между Востоком и Западом. Третий же банк предполагалось зарегистрировать в офшорный зоне. Это и был EUB».
Однако взаимодействие Конаныхина с Ходорковским свернулось довольно быстро – у Конаныхина были проблемы с Главной военной прокуратурой России. Ходорковский, после нескольких визитов следователей и серии весьма нелестных публикаций в американских изданиях, решил больше не рисковать.
«Суть статьи (в американской газете) в том, что русская мафия сейчас становится мафией номер один, что на Карибах она отмыла $50 млрд, что существует такой банк EUB, который находится на Антигуа и принадлежит подозрительным русским. А президента EUB обвиняют в хищении $8 млн из его предыдущего банка. Единственный банк, который назывался в статье, — это EUB» - возмутился Конаныхин.
Публикация в американской газете The New York Times от 20 августа 1997 года «Новая проблема банковского мошенничества на Антигуа: Русские в Интернете» («New Bank Fraud Wrinkle in Antigua: Russians on the Internet») вызвала гнев Ходорковского. Он оплатил дорогих американских адвокатов и в итоге 13 августа 1998 года редакция NYT вынуждена была разместить в конце статьи о банковском мошенничестве на Антигуа пояснение:
«Mr. Khodorovsky said he withdrew as a director of the European Union Bank in 1994, a week after its registration, and played no role in its operations before then». («Мистер Ходоровский сказал, что он ушёл с поста директора European Union Bank в 1994 году, через неделю после его регистрации, и до этого не играл никакой роли в его операциях»).
Но правду не скроешь. Махинации Ходорковского через офшорный банк вскрылись в ходе расследования уголовного дела о хищении Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым акций компании «Апатит».
Из формулы обвинения, предъявленного Платону Лебедеву, следователями Генеральной прокуратуры России в 2004 году:
«Под руководством Лебедева и Ходорковского неустановленные лица также изготовили от имени European Union Bank поддельное гарантийное письмо от 26.06.1994 г., согласно которому этот банк гарантировал выполнение АОЗТ «Интермединвест» финансовых обязательств в случае признания его победителем на инвестиционных торгах по продаже пакета акций ОАО «Апатит». Фактически же АОЗТ «Интермединвест» счетов в European Union Bank не имело, и такой банк ему гарантию не выдавал».
В дальнейшем фальшивая гарантия EUB фигурировала в материалах судов, включая постановление Европейского Суда по правам человека от 25 июля 2013 г. (см. п. 92 в главе «Присвоение акций «Апатита») принятого по жалобе Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Судя по записи в документе Европейского суда, липовые гарантии от имени EUB выписал «второй заявитель», коим в постановленииобозначен Платон Лебедев.
(См. «Стивен Кертис - ключевая фигура в глобальной сети отмывания денег» и «Офшорная бомба ЮКОСа. Самая «прозрачная» компания Михаила Ходорковского годами тайно «сливала» деньги в офшорные компании».)
В рамках своей деятельности «Международная информационная сеть по борьбе с отмыванием денег» (IMoLIN), структура, действующая под эгидой ООН, особо отметила офшорные трюки «Менатепа».
«История European Union Bank является прекрасным примером того, как офшорные банковские юрисдикции и убежища банковской тайны способствуют преступной деятельности»
European Union Bank в свете доклада «Финансовые гавани, банковская тайна и отмывание денег»выглядел как он-лайн разбойник в дорогом костюме уже тогда, когда ещё не были раскрыты грязные финансовые схемы «самой прозрачной компании» под руководством Михаила Ходорковского, делается вывод в докладе IMoLIN, глава III, «Cases involving financial havens and bank secrecy jurisdictions», - пишет Prigovor.ru
(См. предыдущий материал «В этот день обыскали мордовскую «прачечную» Юкоса. «ООО «Фаргойл» способствовала участию в уклонении и сокрытии доходов руководством Юкоса». Не доплатили 200 миллиардов налогов за два года. Prigovor.ru напоминает, что было 27 августа 1997 года»)